И всё-таки они встретились

Международный день театра Дзержинский театр драмы, по традиции, отметил премьерой спектакля. Эта же постановка стала подарком городу и горожанам к предстоящему празднованию юбилея Победы. Спектакль получил название «Баллада о матери» - это постановка по повести Вячеслава Кондратьева «Дорога в Бородухино».

Баллада о любви и примирении

Поставил спектакль главный режиссер театра Андрей Подскребкин. В своем интервью «ДВ» от 5 февраля этого года он так рассказал о готовящейся пьесе: «Это рассказ о войне глазами матери. Она отправляется на поиски сына, чтобы перед отправкой на фронт сказать ему самые главные слова, дать свое благословение». Тогда же Андрей Сергеевич говорил, что худсовет театра рассматривал еще один вариант, а именно постановку спектакля «Мой бедный Марат» - о ленинградской блокаде. Но в итоге остановились на повести Кондратьева. Вот только название решили поменять на «Балладу о матери», во-первых, подчеркнув значимость главной героини, во-вторых, проведя аналогию с известным фильмом «Баллада о солдате». Их сюжеты действительно очень сильно перекликаются, только в спектакле мать спешит увидеть сына, а в фильме солдат торопиться в родную деревню, чтобы обнять маму.

В центре всего спектакля, конечно, главная героиня Вера Глебовна, роль которой исполняет актриса Лариса Шляндина. Кажется, что все два с половиной часа на сцене она не играет, а живет. Хотя, как признается сама актриса, для нее это не тяжелый труд, а естественное состояние. «Мне не приходится как-то особенно готовиться, настраиваться перед выходом на сцену, так как то, что происходит в спектакле, то, что думает, делает и говорит моя героиня, - это моя гражданская позиция. Тут я в полной гармонии сама с собой, внутренне со всем согласна», - рассказывает Лариса Шляндина. Актриса также отметила, что образ своей героини в некоторой степени «списала» со своих бабушек: «Это было поколение поразительных людей, переживших столько бед, но не сломавшихся, сохранивших внутренний стержень». Кстати, именно эта стойкость героини, ее железная воля, когда дело касается сына, были главным испытанием для Ларисы Михайловны, как она сама признается. На репетициях ей сложнее всего было не плакать, держать себя в руках. «Оказывается, в некоторых спектаклях гораздо труднее не плакать, чем, наоборот, рыдать и биться в истерике», - говорит она.

Перед героиней проходит череда судеб, целый ряд людей, часто не знакомых друг с другом, но оказавшихся перед одной бедой. Это и старушка в чудом уцелевшей деревне (прекрасная роль Валентины Губкиной), и мама одноклассницы Андрея Ирины, проводившая юную дочку на войну (Татьяна Орлова), добродушный парень-сосед Эрик (Артем Баранов), соседка по коммуналке (Зоя Морозова), милая, чис-тая девочка Таня, влюбившаяся в Андрея (Екатерина Балунина). Рядом с этими людьми Вера Глебовна постепенно перестает чувствовать свое одиночество, перестает отделять себя от народа, к которому принадлежит.

В спектакле можно проследить две параллельные сюжетные линии: одна из них - непосредственно путь Веры Глебовны из Москвы в Бородухино на встречу с сыном. Вторая линия - скрытая, это духовная эволюция самой героини, которая от полного неприятия войны, непонимания, почему ее единственный сын Андрей должен идти на верную гибель, в итоге приходит к сознанию великой и святой жертвы, которую придется принести всему русскому народу, чтобы отстоять свою свободу, свое будущее. В начале спектакля она просто мать, страдающая от разлуки со своим ребенком, в финале Вера Глебовна - это уже некий собирательный образ всех русских матерей, которые добровольно отдают Родине самое дорогое, что у них есть, - своих детей. И тут знаковым, конечно, становится финал спектакля, в котором героиня, бывшая до этого ярой атеисткой, благословляет сына на Святую войну.

Как обычно, режиссер уделяет большое внимание деталям, мелочам, которые очень интересно примечать и которые создают атмосферу, по ниточкам собирают общее полотно спектакля. Одна из таких деталей, например, - кулечки, в которые практически все герои бережно заворачивают что-то съестное, а при случае делятся друг с другом. Они - своеобразный символ того голодного тылового существования, когда кусочек сахара или баночка шпрот становились настоящим праздником.

Режиссер не избегает долгих пауз. Поскольку даже затянувшиеся на первый взгляд эпизоды для внимательного и сочувствующего зрителя могут быть наполнены большим смыслом. Вот Вера Глебовна в избе, где последние несколько дней прожил ее сын. В тишине она разбирает кровать, берет в руки подушку и долго держит ее в руках. Возможно, в это время она думает, что именно на этой подушке спал ее сын, представляет его и, кажется, вот-вот прижмется к ней, как прижалась бы к сыну.

Большую ставку делают создатели спектакля и на художественное и музыкальное оформление спектакля. Над декорациями работала художник-постановщик театра Ирина Евдокимова, которой удалось одинаково точно воссоздать атмосферу вокзала, куда приходит эшелон с ранеными, и холодной московской коммуналки, и, наоборот, нищей, но уютной избы в прифронтовой деревне.

Надо признать, что дзержинская «Баллада о матери» не собрала аншлага и, вероятнее всего, не будет собирать их и впредь. Это не кассовый спектакль, несмотря на то, что военная тематика в нашей стране, наверное, будет востребована всегда. Однако у этой постановки есть шанс быть замеченной профессионалами, и, надеемся, что он станет участником многих фестивалей и получит не одну театральную награду. И абсолютно наверняка на каждом спектакле в зале найдутся люди, которые будут искренне плакать вместе с главной героиней. А значит, спектакль будет жить.

И ВСЁ ЖЕ ПРАЗДНИК

Несмотря на трагичность спектакля, гости театра драмы не забыли в тот вечер и о празднике. Свои поздравления с Международным днем театра подготовили глава города Валерий Чумазин и заместитель главы Дзержинской администрации по социальной политике Валентина Сахарова, которая, кстати, отметила, что театр наконец начал доверять зрителю, раз на сцене появляются такие глубокие, эмоционально тяжелые спектакли.

В тот же вечер стали известны имена актеров - обладателей городской премии «Театральная маска». В этом году ими стали Татьяна Орлова за роль Жанны в спектакле «Я тебя никогда не прощу!» и Денис Мартынов за роль Черта в спектакле «Ночь перед Рождеством». Кроме того, были озвучены результаты областного театрального фестиваля «Премьеры сезона» - диплом «Творческая удача» получил Иван Никулин за роль Вакулы в премьерном спектакле «Ночь перед Рождеством». Поздравляем!

Марина Ипатова

"Дзержинское время"

ПОДВИГ МАТЕРИ

Новая постановка, посвященная 70-летию Великой Победы, основана на повести писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева «Дорога в Бородухино».

«Баллада...» - это рассказ о страшном и тяжелом пути, который проходит мать ради короткой встречи с сыном. Действие происходит зимой 1941 года. Молодой офицер Андрей Шергин, служивший на Дальнем Востоке, попадает на переформирование под Москву, в деревеньку Бородухино. Он не знает, долго ли пробудет в селенье, но по-нимает, что дальше - фронт. Если и вернешься оттуда живым, то уже точно никогда не будешь прежним.

Мать Андрея находится в Москве, и, обосновавшись в Бородухине, он сразу же отправляет ей короткую весточку с просьбой повидаться. Получив пару строк в солдатском треугольнике, Вера Глебовна начинает судорожно собираться в дорогу и вдруг - растерянно замирает. «А что я скажу ему? Что я ему скажу?» - спрашивает она себя, и голос ее звучит тихо и горестно.

Попробуйте объяснить матери, что ее сын борется за правое дело и что пожертвовать за Победу едва начавшейся жизнью - не то чтобы благо, а даже обязанность. Попытайтесь ей растолковать, что смерть юного солдата - это подвиг, который останется в истории. Скажите, что она не имеет права сомневаться в осмысленности и святости разразившейся войны, что она должна благословить сына на бой и отпустить его в поле сражений, где он будет бить врага. Поймет она это все? Примет?

Тогда, в 1941 году, никто не смог бы точно предсказать воцарение Победного Мая. Люди сражались, как могли, потому что другого выбора им не оставили. Сама перспектива перелома военных событий еще была туманна, народ поддерживала лишь непоколебимая вера в то, что он обязательно наступит. Обо всем, что ослабляло эту веру, - голоде и несправедливости «фронтовых аппетитов», страхе смерти и боли, слепящей глаза, - требовалось забыть. Первым делом - самолеты. Остальное - потом.

Можно только догадываться о том, как это трудно. Но тяготы военного времени сделали героиню «Баллады...» жесткой, как кремень. Она прошла дорогу до Бородухина, увидела сына, а потом сама перекрестила его и отправила на фронт, только и сказав на прощание: «Помни, что ты у меня один».

В нашей стране принято отмечать Победу пышно и массово. С парадом, тромкими словами и блестками. Однако, как справедливо замечает в одном из интервью режиссер-постановщик и автор инсценировки «Баллады о матери» Андрей Подскребкин, сейчас растет поколение, не понимающее, что именно стоит за словом «Победа». А за ним - кровавая бойня и годы лишений, без которых не было бы вообще нас. Молчать об этом теперь, по мнению Андрея Сергеевича, не только неправильно, но и попросту невозможно.

Андрей Шумилов,

"Репортер и время"