Администрация города Дзержинска Нижегородской области
Муниципальное бюджетное учреждение культуры

ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ

Пристрастный разговор капризного зрителя с покладистым режиссером

Посмотрев после многолетнего перерыва сразу три спектакля подряд, я была взбудоражена, растревожена и потрясена, потому что поняла: как зритель для театра не потеряна. Но... Вот эти "но" я и разложила в ряд перед главным режиссером Дзержинского драматического театра Андреем Сергеевичем ПОДСКРЕБКИНЫМ

- Андрей Сергеевич, я несчастный зритель. Обожая зрелища, уже давно вынуждена довольствоваться тем, что снято 25 и больше лет назад - более свежие продукты синематографа неприемлемы буквально на физиологическом уровне. И в театр не ходила, опасалась не переварить.
- Неужели из новых фильмов вам совсем ничего не нравится? Я имею в виду не сериалы, а серьезные фильмы, которые сняты более-менее недавно - тот же самый "Идиот" Бортко.
- Не пошел у меня "Идиот". И тут в тему хочется вспомнить первый спектакль, который я посмотрела, - "Жестокие игры". Это как раз тот сценарий, та концепция, которая мне близка как зрителю. И вот здесь шепотом, чтобы никто не услышал: не кажется ли вам, что у артистов последнего поколения как будто не хватает какого-то системного файла для того, чтоб донести не то что Достоевского, но даже Арбузова?
- Это беда не только театра, как мне кажется. Это беда целого поколения. На сцене и в зале люди, пережившие "перестройку" и "реформы". Нам тогда выбили много "системных файлов". Не только педагоги, но и родители не всегда понимали, чему и как учить детей. В очередной раз люди стали жить
под девизом: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...". А затем пустое пространство начало заполняться не нашими идеями, как мне кажется, а чуждым для России мировоззрением. И здесь сразу встает вопрос о самообразовании... Да, артист должен владеть речью, пластикой, уметь танцевать и петь, но всего этого мало. Надо обладать богатым духовным багажом, чтобы было чем делиться. А это набирается только чтением книг, просмотром фильмов, прогулками по городу. В театральной школе даже есть целый раздел "наблюдения за людьми и за животными".
Но когда все это можно делать? Только в свободное время. А у молодых артистов (практически во всех театрах страны) настолько мизерная зарплата, что на нее невозможно даже квартиру снять, - приходится подрабатывать. А для того, чтобы заниматься самообразованием, просто не хватает времени.
- Но почему такой проблемы не было в советское время? Вспомнить "Буратино", "Красную Шапочку" - там дети блистательно играют, хотя у них нет еще никакого багажа. Сейчас это невозможно?
- Почему? Фильм "Сволочи". Здесь дети играют гораздо острее и умнее, чем в "Буратино". "Буратино" - это все равно клишированный материал. В картинах уровня "Судьба человека" дети играют редко, а если играют, то это заслуга режиссера и взрослого партнера. Так вот в фильме "Сволочи" у ребятишек игра очень хорошая, причем в таком сложном возрасте, в 12-14 лет, когда они колченогие, неумелые - тело растет.
- В фильме "Сволочи" я, к сожалению, не смогу оценить качество актерской игры, потому что здесь мне мешает сценарий - моральное, а точнее, аморальное содержание этого фильма. И в театр пойти мне часто мешает его репертуар. Так. в этот ваз меня напугал спектакль "Снегурушка". Едва ли детей стоит знакомить с такими персонажами, как Дед Мороз в этом спектакле.
- Это Морозко. Он только потом превращается в Деда Мороза.
- Так или иначе, сомнительный образ.
- Вы с детьми смотрели? Дети как воспринимали спектакль?
- "Детям нравится" - это не аргумент. Нельзя на них перекладывать ответственность за выбор.
- А сама идея спектакля вас не устраивает?
- Я, честно говоря, затрудняюсь вывести идею спектакля.
- То, что нехорошо быть влюбленным в себя, а то и сам будешь смешным, и другим от этого будет плохо. А вот когда такой человек становится веселым и любит других, тогда мы его все ждем...
- Но все-таки зачем же он такой характерно-манерный, а-ля Борис Моисеев? Неужели это настолько необходимо для раскрытия образа?
- Если бы он был мачо, он бы стал привлекательным... И тогда бы это было гораздо более вредно.
- Слушайте, да спектакль-то неполиткорректный, оказывается! Не осудят ли вас за гомофобию? Дед Мороз с нетрадиционным уклоном - отрицательный герой...
- Я об этом не думал. Для меня любой человек, влюбленный в себя, ненормален. Даже если он мачо, даже если он супермистер Вселенной. А в "Снегурушке" подводных камней, вторых смыслов, которые ведут в светлую сторону, достаточно много. Жаль, что вы этого не заметили.
- А будут в ближайшее время на сцене Дзержинского драматического сказки, в которых даже я легко замечу светлую сторону?
- В следующем году, будем надеяться, удастся поставить для детей не маленькую сказку, а масштабную. Может быть, мы обратимся к "Золушке", может быть, к "Снежной королеве" Шварца. Но это другой формат, это не сделаешь на баннере.
- Это затратно?
- Это очень затратно. В свое время, это из истории моего опыта, была сказка "Царевна-лягушка". В застойные времена на нее потратили 200 тысяч. Это астрономические цифры, даже при новых ценах нереальные. А в то время это было что-то сумасшедшее. 200 тысяч - на костюмы и декорации - черный бархат, расписанный сусальным золотом, и так далее, и так далее. Потом это окупилось - спектакль очень долго шел. При нынешнем бюджете вернуться к такому нереально. К тому же, если к классике обращаться, надо репетировать как минимум полгода, а лучше бы год. При этом сокращается количество премьер.
- А в городе всего 250 тысяч населения и не все ходят в театр...
- К нам ходят примерно 20% населения, мы вынуждены делать шесть спектаклей в год как минимум, чтобы выжить. Для того, чтобы нормально жить, лучше бы нам делать восемь спектаклей. Я завидую Додину, что он может в течение года или трех лет репетировать и не заниматься "постановкой" - говорить, куда артистам встать, что делать. У них просто идет разговор о судьбе, о времени, в котором жили герои. Он не ставит - они вместе создают. Такое отношение ко времени очень затратно, ведь время - деньги. Здесь такой возможности нет.

Что есть классика?

- То есть получается, классику ставить нерентабельно? Жаль. Из трех спектаклей, что я посмотрела, мне больше всего понравилось "Село Степанчиково...", я ладони отбила...
- Мы обязательно будем стараться каждый год брать классическое произведение, и, может быть, даже из школьной программы. Классика будет рентабельна, если она будет современно поставлена. Меняется время, меняются люди, меняются взаимоотношения. Формат звука сейчас другой, формат речи.
- Но в этом году классических премьер не было?
- "Господин Пунтила и слуга его Матти" - классика мирового репертуара. Но в то же время мы заметили, что в репертуаре не хватает комедий - ниша пустует - и постарались восполнить. Но и в каждой комедии мы стараемся сделать какой-то ход для людей думающих, не только ради потехи ставится спектакль.
- Беда комедий нашего времени это шутки ниже пояса. Боюсь, что люди, на которых рассчитаны эти шутки, не любят театр. Ведь комедия тоже может быть тонкой. И проблема не в том, что нет комедий или трагедий, а в том, что нет тонких зрелищ. Или зря я говорю, что их нет?
- Ну вот последняя комедия, которая была на закрытии сезона, - "Месье Амедей" французского драматурга Алена Рейно Фуртона. Тематика очень фривольная. В этой пьесе очень легко скатиться на пошлость - надо идти по грани, что практически невозможно в классической "Лисестрате" или в "Декамероне". Но на протяжении спектакля все персонажи, которые там появляются, идут в развитии в светлую сторону. В театре, как и в любом искусстве, нужно для начала привлечь внимание, чтоб это было интересно, а потом не "поучать", а между строк давать пищу для размышления.
Хотя я с удовольствием ставил бы только Чехова, Достоевского, Островского - с такой драматургией интереснее работать.
- Так это же естественно, гортань брашна различает. Так в чем же загвоздка-то? Что мешает?
- В первую очередь, касса. А во вторых, попытка привлечь в театр тех, кто раньше в него не ходил.
- Вот, честное слово, не верю. Может быть, я заблуждаюсь и это только меня окружают люди, которые предпочитают, простите за высокопарность, высокое искусство. Но ведь именно эти люди открыты навстречу театру, и вряд ли в Дзержинске им есть какая-то альтернатива.
- Этих людей мы не просто не будем забывать, мы именно для них и будем ставить, обращаясь к серьезной драматургии. Хотя... Ведь когда-то, в свое время, и Островский был попсой. Он первый стал говорить о "новых русских", о людях с бородами и в жилетках. И тогда тоже возмущались: "Как же так, он потащил на сцену купцов, которые пьют водку?" А Достоевский? "Преступление и наказание"? Я помню в детстве, в нашей коммунальной квартире на кухне на столе у соседки лежала книжка без обложки - подставка под кастрюли. Я положил вместо нее доску, поменял, прочитал. Шикарный детектив. А потом нам стали преподавать - про социум, про героя, про Ницше. И где-то на середине урока понял - так это про книжку, что ли, без обложки? Но почему так скучно говорят, она же интересная! А Толстой, его Анна Каренина? Как в те времена воспринимали люди, что она под поезд попала, особенно за пределами Москвы и Петербурга? Как если бы сейчас она пришла на Байконур и бросилась под ракету. А писать о падшей женщине - как же так? И то, что автор на стороне этой падшей женщины, что он ее понимает - ай-яй-яй!
- То есть вы хотите сказать, что для своего времени ни Толстой, ни Достоевский, ни Островский классиками не были? Но неужели сейчас есть авторы, которые через какое-то время будут признаны классиками, только я сейчас в силу какой-то своей ограниченности этого не вижу?
- Стругацкие.
- Ну, это уже классики.
- Дьяченки. Лукьяненко. Логинов. Дивов. Дивов, как мне кажется, на уровне Стругацких работает. Мне Слаповский нравится, хотя критики его не любят - говорят, лживый. Нравится Коляда. Из сказочников мне ближе Бартенев и Усачев. Вообще, у каждого поколения свои авторы. Вот нас в детстве иногда баловали хлебом со сгущенным молоком, и мы до сих пор это любим.
- Ну так потому, что это вкусно, вкусней, чем нынешние торты.
- А сегодняшние дети эти торты любят. А папа у меня обожает печеную тыкву без сахара, потому что это самое сладкое, что он ел в детстве.
- Да не убедите вы меня, Андрей Сергеевич, что на вкус и цвет...  Все равно выхолащивается и театральное искусство, и кино - это ж факт.
- Был такой замечательный французский режиссер, создавший изначальное движение всему современному театру в Европе и в Америке, - Альфред Жарри. Вот две его фразы: "К сожалению, современному зрителю нужен пулемет на сцене, а не театр". И "Мы вынуждены опошлять Шекспира до уровня современного зрителя". Такие вот вещи тоже его беспокоили. И это начало прошлого века. И все же зрители увидели спектакли Эфроса, Товстоногова, Васильева, Питера Брука, Вилара, Мнушкиной, Додина.

Хоть бы грянула "Гроза"...

- Еще год назад вы обмолвились о том, что хотите поставить "Грозу" Островского. Почему она еще не на сцене?
- Иногда обстоятельства сильнее наших пожеланий. В этом сезоне так сложилось. Две комедии и заказ. Еще мне предложили на выбор несколько пьес, три я оставил, из них было выбрано "Русское лото". Мне интересно было его поставить, потому что я нашел решение, как уйти от изначальной грубости, которая заложена у Сигарева, - через некоторую клоунаду вложить кусочек души в начале и в финале.
- Мне вы рекомендуете на этот спектакль идти?
- Если вы будете смотреть этот спектакль поверхностно, то... не знаю. Все, что я делаю, имеет вторые смыслы.
- Ой, какой вы хитрый! Мне "Снегурушка" не понравилась, так это я просто ваш второй смысл не распознала? Сама, дескать, виновата?
- Ну я же не знаю доподлинно ваш вкус. Это комедия, современная комедия положений...
- Рязановские, например, комедии мне очень симпатичны.
- Наверняка, не все. Та, где герои песни про бюрократов поют перестроечных времен, вряд ли нравится.
- "Забытая мелодия для флейты" ? Да, действительно, меньше других. Видите, вы все понимаете. Так идти или не идти мне на спектакль?
- Обязательно приходите. Будет еще тема для разговора.

Евгения Павлывчева
"Репортер и время"
www. reporter-dz.ru


Первый 62-й

В конце прошлого театрального сезона в Дзержинский театр пришел Андрей Под-скребкин. Летом 2008 года он был назначен главным режиссером театра, и 62-й театральный сезон труппа прожила уже под его руководством. С какими мыслями и чувствами Андрей Сергеевич провожает свой первый полноценный год работы в нашем театре мы узнали у него сразу после спектакля "Месье Амедей".
- Вы знаете, у меня хорошее впечатление от города и от театра. Мне кажется, что мы с артистами еще сработаемся. Я не говорю, что сработались, потому что мил всем не будешь, это нереально, да и не нужно нравиться всем. Но в этом театре, насколько мне кажется, нет склок, нет какой-то подковерной возни, это радует. Люди занимаются делом. Могу отметить, что в конце прошлого сезона я видел, что актеры очень устали, буквально вымотаны, хотя спектаклей в прошлом году было сделано меньше. В этом сезоне, несмотря на то, что премьер было больше, я вижу, что актеры в другом состоянии, они не выжаты. И закрытие сезона не означает, что мы приостанавливаем работу. Наоборот, сразу после закрытия мы вплотную приступаем к репетициям. Постараемся, чтобы к открытию следующего сезона у нас были готовы три премьеры.
- А своей режиссерской работой в прошедшем году вы удовлетворены?
- Я вспоминаю разговор с одним моим знакомым. В другом театре после премьеры спектакля он подошел ко мне и спросил, почему я такой мрачный. Я ответил, что не все получилось. Он спросил: "Ну, сколько процентов?" 'Процентов двадцать", - ответил я. И тогда он сказал: "Знаешь, я за всю жизнь больше тридцати процентов из того, что хотел, не сделал". И я в этом сезоне хотел сделать гораздо больше, чем получилось. Например, планировал взяться за постановку "Грозы" Островского. Но обстоятельства не позволили приступить к такой серьезной драматургии. "Заморозили" по моей инициативе подготовку еще одного спектакля. То есть была масса планов, которые не удалось осуществить в этом году. Надеюсь, в следующем все получится. Мне также очень хотелось больше заниматься с актерами, не работая над конкретным спектаклем, а проводя занятия по мастерству, занимаясь школой.
- Уже понятно, что вы не очень любите хвалиться успехами. И все же: что вас лично .и как режиссера в этом году порадовало особенно?
- Ну, порадовал коллектив, мне достаточно легко работать с артистами, они идут на контакт, они профессиональны, интересны. В этом году у нас было много побед, некоторые спектакли были отмечены на фестивалях в Са-рове, в Нижнем Новгороде. На стенах, в кабинетах и коридорах театра появилось много дипломов и грамот. Хорошо о постановках отзывалась пресса. Только о нашем спектакле нижегородское телевидение сняло передачу, которую увидели во многих других городах. Но я, действительно, как картежник, не люблю говорить о том, что хорошо, - боюсь сглазить.

Марина Ипатова,
"Дзержинское время"

Новые актеры и старые традиции

17 октября в Дзержинском театре драмы начнется новый, 63-й сезон. Как всегда, он обещает быть интересным и насыщенным. И не только потому, что впереди - шесть новых спектаклей, тщательно подобранный репертуар, встреча с любимыми артистами. Грядущий театральный сезон обещает быть более привлекательным для Дзержинского зрителя еще и из-за того, что труппа театра в этом году пополнилась сразу шестью новыми молодыми актерами. Все они - выпускники театрального отделения Забайкальского гуманитарного университета, уже имеющие опыт работы на сцене театра драмы в городе Чите. В Дзержинск актеры приехали вслед за своим учителем - в прошлом режиссером названного театра, а ныне главным режиссером Дзержинского театра драмы Андреем ПОДСКРЕБКИНЫМ.
На днях мы встретились с Андреем Сергеевичем и поговорили с ним об актерах-новичках, предстоящем театральном сезоне, а также о значении театра в жизни нашего города и всей страны.
- Андрей Сергеевич, сразу представьте нам новых актеров Дзержинского театра драмы.
- С удовольствием. В этом году в наш театр пришли молодые артисты: Иван Никулин, Мария Шиманская, Екатерина Малышева, Артем Баранов, Екатерина Максименко и Станислав Волченков. Им от 20 до 23 лет. Сейчас они готовятся к премьерному спектаклю - музыкальной комедии "За двумя зайцами" в постановке московского режиссера Юрия Березы - поют, танцуют, репетируют свои роли. Впрочем, в этом спектакле будет задействована вся труппа театра.
- Кто-нибудь из "старых" актеров покинул театр в этом году?
- Нет, труппа будет работать в полном прежнем составе. Сегодня с учетом прихода новых актеров она состоит из 26 человек.
- Работы хватит всем?
- Конечно! Предстоящий театральный сезон будет не только разнообразным по количеству спектаклей, их жанрам и тематике, но и по числу участвующих в них актеров. Например, в премьерном спектакле "За двумя зайцами" на сцене появятся все 26 наших артистов. Спектакль будет ярким: с песнями, танцами, большим количеством массовых сцен.
- Откройте секрет, какие еще сюрпризы ждут дзержинского зрителя в театре драмы в этом сезоне?
- Сразу после открытия театрального сезона мы приступим к репетициям нового детского спектакля "Золушка". Ставить ее будет известный актер театра Валентин Морозов. Это не новогодний спектакль, но он станет подарком маленьким горожанам к Новому году. В этой постановке также будут играть почти все актеры театра драмы. Выбор произведения, конечно же, не был случайным. На "Золушку" ходили еще наши мамы, папы, бабушки и дедушки. Это произведение было любимо детьми во все времена. Это старая-старая сказка, очень добрая, поучительная и красивая.
Есть идея поставить в новом сезоне спектакль по пьесе Островского "Гроза" и спектакль на военную тему "Рядовые" по пьесе Дударева. В "Рядовых" будет играть в основном мужской состав театра, поэтому есть еще задумка поставить спектакль, в котором ведущее место займут женские роли.
- Вместе со спектаклями по классическим произведениям будут современные постановки?
- Будут и современные. Еще до официального открытия театрального сезона мы пригласим дзержинцев на новый спектакль "Синяя ворона". Это пьеса, написанная по повести Радия Погодина "Шаг с крыши". Спектакль предназначен для подростков, но будет интересен и их учителям и родителям. Главный герой этой постановки - современный подросток, увлекающийся компьютерными играми, который однажды попадает в одну из своих игр...
В прошлом году, думается, мы достаточно удовлетворили зрителей современными комедиями, сейчас хочется взяться за что-то более серьезное. Такой баланс позволит сделать репертуар и зрелищным, и богатым на постановки для души.
- Андрей Сергеевич, вы дебютировали в Дзержинском театре драмы с очень непростым спектаклем "Блин-2", направленным на борьбу с наркотиками в молодежной среде. Если подобный заказ от города поступит и в этом году, готовы с ним справиться?
- Когда меня пригласили в Дзержинск поставить спектакль для профилактики наркомании, у меня были три пьесы на эту тему. Так что запас есть, и выполнить такую просьбу мы сможем. Другое дело, что, на мой взгляд, не всегда целесообразно перегружать репертуар театра подобными тяжелыми вещами. Потому что спектакли про такую беду, как наркомания, чаще всего беспросветные, не дающие надежды, а в нашей жизни чернухи и так достаточно. Хочется, чтобы театр все-таки учил зрителя добру и оставлял позитивное впечатление от увиденного.
Когда я приехал в Дзержинск впервые, я специально ходил по улицам города, смотрел вокруг и понял, что город не настолько проблемный в плане распространения наркомании. Есть города, где все гораздо хуже. Поэтому профилактика этой проблемы в театрах Дзержинска должна присутствовать, но без излишеств.
- С приходом новых актеров не станет ли в репертуаре Дзержинского театра драмы слишком много молодежных спектаклей? Ведь в труппе и до этого преобладали молодые актеры.
- Обязательно будут спектакли с участием старшего поколения. У нас работают замечательные профессионалы, которые на сцене уже не один десяток лет. К сожалению, пьес, где есть достаточно ролей пожилых людей, не так уж и много. Поэтому постараемся, чтобы работы хватило всем.
В нашем театре есть проблема с актерами среднего возраста. Здесь попробуем выйти из положения следующим образом. Новых актеров мы будем задействовать на роли совсем юных героев, а молодых актеров, которые пришли в театр раньше, будем хотя бы гримировать под средний возраст, чтобы они могли играть мам и пап, старших братьев и сестер.
Репертуар театра будет рассчитан на зрителя разных возрастных категорий. Мы надеемся, что в этом отношении сможем удовлетворить потребности зрителей в равной степени.
Еще хочу отметить, что во многих театрах сейчас проблема с мужской половиной актерского состава. Мужчины предпочитают зарабатывать деньги и уходят из театров. В нашем театре драмы, к счастью, такой проблемы нет. Актеров-мужчин, так же как и женщин, у нас достаточно для того, чтобы поставить спектакль как чисто "мужской", так и "женский".
- Почему, на ваш взгляд, актерская профессия в театре не является оплачиваемой хотя бы в той степени, чтобы актеры-мужчины не бросали эту работу?
- К сожалению, в нашей стране культура - та область, которую проще всего и быстрее всего сократить. Она не приносит видимых результатов и материальной отдачи сразу. Не всем понятно, что когда в том или ином городе много мест проведения культурного досуга, в нем будет меньше разбитых фонарей, перевернутых урн, раскрашенных граффити домов и так далее. Почему всего этого не существовало во времена так называемого культа личности? Думаете, из-за страха перед наказанием? Нет. Сейчас за это тоже наказывают. Все потому, что тогда на театры и кинематограф тратились большие деньги. Это была массовая работа, которая называлась "культурный фронт".
И если сегодня мы хотим бороться за свою страну, людей, каждого человека, мы должны понять, что именно театр учит сопереживать и сочувствовать чужому горю, уважать чужой труд. Ведь если кто-то побелил стену, затратил свои усилия на это, нельзя прийти и разрисовать эту стену какими-нибудь надписями.
К счастью, как я уже сказал, в Дзержинске все обстоит гораздо лучше, чем, например, в других подобных городах. Руководство Дзержинска старается поддерживать театр, и наши актеры в ответ готовы трудиться на благо города со всей отдачей.
В завершение приглашаем всех, кто любит театральное искусство, в Дзержинский театр драмы. Мы надеемся, что новый сезон принесет горожанам новые впечатления, а новые спектакли, как и прежде, будут радовать всех нас и учить добру.

Елена МИТРОФАНОВА
"Дзержинские ведомости"