Администрация города Дзержинска Нижегородской области

ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ   

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ

"А зори здесь тихие..."

"Автобус"

"Алиса в стране чудес"

"Ассакамури"

"Бесприданница"

"Букет"

"Вий"

"Волшебная лампа Аладдина"

"Дураки вы, мужики!"

"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"

"Калека с острова Инишмаан"

"Капитанская дочка"

"Лекарство от одиночества"

"Много шума из ничего"

"Морфий"

"Недоросль"

"Ночь перед Рождеством"

"Пиковая дама"

"Продавец дождя"

"Ревизор"

"Страсти по Торчалову"

"Теремок"

"Тётки"

"У самого края"

"Утиная охота"

"Ханума"

"Царевна-лягушка"

"Чёрный управляет всем"

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ
ПРОШЛЫХ ЛЕТ

"Non dolet"

"Алые паруса"

"Баллада о матери"

"Бенефис 2010 г."

"Бенефис 2011 г."

"Блин-2"

"Вечер"

"Волшебник Изумрудного города"

"Господин Пунтила и слуга его Матти"

"Гроза"

"Гроза"

"Двенадцатая ночь"

"Дикарь"

"Дядюшкин сон"

"Дядюшкин сон"

"Жестокие игры"

"Жизнь артиста"

"За двумя зайцами"

"Затейник"

"Земля Эльзы"

"Золотой ключик"

"Изобретательная влюбленная"

"Искусство жениться"

"Квадратура круга"

"Кот в сапогах"

"Кот Федот и Новый год"

"Любишь - не любишь"

"Месье Амедей"

"Мой друг Винни-Пух"

"На всякого мудреца довольно простоты"

"На дне"

"Плутни Скапена"

"Ревнивец"

"Ромео и Джульетта"

"Русское лото"

"Рядовые"

"С любовью не шутят"

"Самоубийца"

"Село Степанчиково и его обитатели"

"Семья с мешком чертей"

"Синяя ворона"

"Сирано де Бержерак"

"Сирена и Виктория"

"Сиротливый Запад"

"Спойлеры"

"Старший сын"

"Стеклянный зверинец"

"Странный отель для нежных сердец"

"Таланты и покойники"

"Тринадцатая звезда"

"Финист Ясный Сокол"

"Фрегат "Паллада"

"Шум за сценой"

"Я тебя никогда не прощу"

Лариса Шляндина: "Актерство - это судьба!"

Юбилей - прекрасный повод для общения. Особенно, когда юбиляр – очаровательная женщина, полная сил, энергии, творческого азарта. Тогда разговор становится не просто вежливой данью традиции, но наполняется актуальностью, дыханием сегодняшнего дня, а не ностальгическими воспоминаниями о прошлом.

Именно такой получилась наша беседа с одной из ведущих актрис Дзержинского театра драмы Ларисой ШЛЯНДИНОЙ. Мы общались за несколько часов до спектакля, когда она, пораньше придя в театр, готовилась к вечернему выходу на сцену. К своему зрителю. Который за почти тридцатилетие ее служения дзержинской сцене узнал и полюбил ее персонажей. Таких разных и в то же время схожих в одном – непередаваемом обаянии…

- Лариса Михайловна! Поздравляю Вас с юбилеем.

- Спасибо большое.

- Я думаю, юбилей - не время подведения итогов, а повод для разговора о будущем – о новых ролях, о каком-то новом этапе в жизни.

- Очень хочется, чтобы это было так. Вообще не хочется говорить об итогах. Хочется идти вперед. И в жизни, и в театре.

- Готовясь к интервью, я перелистал старые театральные программки. У Вас за прошедшие годы сложился не самый слабый репертуар. Роли в спектаклях по пьесам Лорки, Уильямса, Сартра, Шекспира, Брехта, Пушкина, Островского, Арбузова, Сигарева… Можно еще долго перечислять имена и каждое из них будет знаковым.

- Я и не ожидала, что так получится. Вообще актер – профессия зависимая. И нередко нами командует случай. Все зависит от режиссера. От того, увидит он актера в той или иной роли, или не увидит. Когда в наш театр в начале 80-х пришел Анатолий Афанасьевич Савин и взял к постановке пьесу Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы», я никак не думала, молодая еще совсем, только недавно пришедшая в театр актриса, что мне дадут роль Магдалены. Роль непростую, совершенно, как я думала тогда, «не мою». И я до сих пор благодарна судьбе за этот случай. Это был грандиозный опыт.

Да, наверное, не все тогда получилось и сейчас, разумеется, я это понимаю. Но вся прелесть молодости в том, что ты не всегда представляешь себе, что за подарок тебе приготовила судьба. На тебя не давит груз ответственности, и ты имеешь все права на ошибки. С годами такого права актер лишается. И зритель, и партнеры по сцене требуют от тебя не ошибок, а мастерства.

- Но, наверное, мастерству не откуда будет накопиться, если судьба не подарит молодому актеру возможность работать над большими, серьезными ролями. Ведь так?

- Конечно. И потом, режиссер всегда видит и понимает актера лучше, чем он сам себя понимает. И если режиссер талантлив и интересен, то и актеры, работая с ним, раскрываются с совершенно неожиданной для себя стороны. Это бесценный опыт постижения профессии.

Я училась в Новосибирском театральном училище. И мне уже тогда повезло. Мои педагоги засл. артист РСФСР Орлов Виктор Сергеевич и народная артистка РСФСР Гаршина Анастасия Васильевна подарили мне прекрасный репертуар. Вот, к примеру, в спектакле по пьесе А.Н.Островского «Не все коту масленица» я играла Агнию. Это было и сложно, и интересно.

Вообще с Островским мне везло с самого начала. Я очень люблю играть в спектаклях по его пьесам. И к тому же я работала с интересными режиссерами. Это и Юрий Михайлович Береза, поставивший в свое время «Без вины виноватых», и Сергей Юрьевич Стеблюк - «На всякого мудреца довольно простоты», и Андрей Сергеевич Подскребкин – «Грозу».

- А Уильмс, Сартр?

- Я очень благодарна Аману Ягмуровичу Кулиеву за то, что довелось работать в спектакле «За закрытыми дверями». Сартр это не просто опыт. Это… я даже не знаю как объяснить двумя-тремя словами свое отношение к этому драматургу и к спектаклю, в котором мне посчастливилось играть. Кулиев преподнес мастер-класс как надо работать над ролью, как вообще надо работать на сцене. Потребовалось заглянуть в себя и пересмотреть свое отношение к себе и к миру, в котором живешь.

Нет, я не говорю, что в этом спектакле до конца все было сделано так, как надо. Но соприкосновение с такой бездной эмоций – это счастье. Ничего подобного у меня больше не было. И это немыслимая удача – работать над такими ролями, играть в таких спектаклях.

- А почему так получается, что нередко подобные спектакли – сложные и безумно интересные для актеров и режиссеров – мягко скажем, не вызывают повышенного интереса зрителей? Ведь ни Лорка в свое время, ни Сартр, ни Уильямс не задержались в репертуаре театра.

- Ответ на этот вопрос и простой, и в то же время сложный. Зритель, соприкоснувшись с такой драматургией, ее боится. Он не хочет копаться в себе, думать о себе. Знаете, вот нет желания «взбалтывать бутылку» и поднимать осадок, скопившийся на дне. Так не хочется «взбалтывать» и себя. Зачем бередить себе душу? Ведь без этого и спокойнее, и проще… И я понимаю зрителя. Он хочет отдохнуть, получить удовольствие…

- Он хочет, чтобы его убаюкали…

- Скорее – он хочет, чтобы его не тревожили. Не копались в его душе. А авторы, подобные Сартру, заставляют пересмотреть всю свою жизнь. Далеко не все этого хотят.

- И вот смотрите, что получается. Хорошим актером не станешь, если не играешь сложных ролей, не соприкасаешься с серьезной драматургией…

- Не станешь.

- И театр никогда не будет настоящим театром, если в его репертуаре не будет серьезной драматургии…

- И это так.

- А зритель говорит: «Вы дайте нам то, что нас развлечет, отвлечет, успокоит. Дайте мелодраму, дайте комедию посмешнее…». Как тут быть? Идти вслед за зрителем?

- Все должно быть в меру. Мы же не можем в реальной жизни питаться одним сладким, правда? Кучу болезней наживем. Нужно и горчицу потреблять. Все должно быть сбалансировано. Все должно быть продумано.

Но, с другой стороны, нельзя зрителя кормить только трагедиями, к примеру.

- Да, трагедий народ не любит. И при этом «Ромео и Джульетта» был у нас одним из самых кассовых спектаклей.

- Ну, там кроме трагедии много чего еще есть. Там есть что смотреть, есть чему сопереживать. Ведь мы, в самом начале этой истории, не знаем, чем все закончится. Мы же не страдаем с первой до последней строчки. Играть надо, как и жить. Мы же в жизни не знаем, что нас ждет завтра. И актер на сцене не знает, вернее, его персонаж не знает, что будет через три секунды.

- Не нужно в первой картине играть финал…

- Разумеется! Что такое «Ромео и Джульетта»? С чего все начинается? Предстоит свадьба, мать с отцом хотят выдать дочь за знатного жениха. Все вполне в порядке вещей. Но жизнь диктует свои законы. И зрителю интересно наблюдать за развитием событий.

- Есть такая общая фраза – «Жизнь непредсказуема». Но если уж зашла об этом речь, давайте оставим Шекспира в покое и поговорим о жизни. Как сложилось, что Вы стали актрисой? Случайно, преднамеренно? Вы в детстве мечтали о сцене?

- Никогда. Сколько себя помню, я постоянно «играла в доктора», делала уколы куклам, лечила, перевязывала и т.д. Я мечтала быть врачом.

А мама у меня была очень хорошим портретистом, она прекрасно рисовала. И я, конечно же, тоже пробовала свои силы – рисовала, лепила, клеила, вышивала… Потом одно время хотела быть спортивной гимнасткой, но меня в спорт не взяли. Не помню уже почему, да это и не важно. Я искала себя активно – посещала самые разные кружки. Их тогда было много, и можно было попробовать себя во всем. Я, наверное, была всюду, кроме, может быть, моделирования и авиаконструирования. И совершенно случайно попала в театральный кружок. Это было в седьмом классе. И вот там началась моя активная театральная жизнь. И гастроли первые тоже тогда были. По Сибири. Первую роль получила в «Зайке-зазнайке», а потом в спектакле «Помни имя свое». В десятом классе стала дипломанткой театрального конкурса в Омске. И именно там одна из актрис, смотревшая спектакль, посоветовала мне пойти в театральное училище. Вот так все сложилось.

- Вы закончили училище в Новосибирске. А как попали в Дзержинск? Сразу после училища?

- Нет. Сначала мне предложили работу в театре миниатюр в Новосибирске. Но без жилья, а я за время учебы устала мотаться по углам, по съемным комнатам и в Новосибирске не осталась. Вдвоем с подругой мы поехали в маленький городок, в крохотный, совершенно непонятно какой театр. Я прожила там и проработала 5 месяцев. И вот случай, вот та непредсказуемость жизни, о которой мы говорили. Я встретила жену главного режиссера Дзержинского театра А.А.Клемантовича Светлану Михайловну Герасимову. Она предложила мне приехать в Дзержинск. Я приехала, Александр Андреевич принял меня в театр. И вот с тех пор я – в Дзержинске.

- Это было в 1982 году.

- Да.

- Почти 30 лет назад.

- Получается, что так.

- Тогда в театр приехала молодая актриса Лариса Ускова. Скажите, а Вы долго еще были Усковой?

- Нет. В 1985-ом вышла замуж. И с тех пор – Шляндина.

- Ага, еще юбилей – у Вас 25 лет совместной жизни.

- Да.

- А еще говорят, что театральная жизнь мало приспособлена для жизни семейной. Слишком много приходится отдавать театру – времени, сил, эмоций, нервов…

- Это так. Я согласна. Мне повезло, что Сергей, мой муж, прекрасно понимает всю сложность и трудность моей профессии. Чаще получается, что больше внимания отдаешь театру. Конечно, семья при этом страдает, никуда не денешься. Но Сергей никогда виду не показывает. Хотя, конечно, со мной непросто. Я не могу сказать, что я человек – спокойный. Отнюдь.

- Но Вы создаете впечатление человека тихого, уравновешенного.

- Это я сейчас может быть такой стала. И то, наверное, лишь внешне. А вообще-то я человек очень эмоциональный. Хотя умею себя сдерживать. И это очень важно – уметь себя контролировать.

- Актер должен уметь себя сдерживать?

- Разумеется! Не нужно показывать всем свою дрянную натуру. Достаточно, что близкие страдают. И особенно важно «не выпускать пар» в театре. У нас и так здесь хватает и проблем, и сложностей, чтобы усугублять их своей «сложностью».

- Хорошо. Давайте оставим эмоции в покое. Вернемся к театру, к актерской работе. Вот скажите, а как быть актеру, если ему приходится играть в спектакле откровенно слабом, когда и «режиссер не гений, и пьеса не Шекспир»?

- Мы все бывали в таких ситуациях. А что делать? Ты – актер. Это твоя профессия. Большинство из нас больше ничего по-настоящему делать и не умеют. Беда, когда не понимаешь для чего ты выходишь на сцену. И это ужасно. Хотя могу сказать – чтобы так явно все совпало – плохая пьеса, слабый режиссер и неинтересные партнеры – у меня такого почти и не было в жизни. Или очень мало. Вот хочу сейчас припомнить такой спектакль, чтобы мне уж очень все не нравилось, и так, с ходу, не могу.

- Может быть, так происходит потому, что в роли, кажущейся заранее второсортной, Вы всегда пытаетесь найти то, что Вам интересно.

- Обязательно. Надо быть адвокатом своей роли. Любой. Ведь хочешь - не хочешь, ты выходишь на публику, на сцену. И ты не имеешь права показаться плохо. Это стыдно, в конце концов! Публика не виновата в твоих проблемах.

Конечно, бывает так, что ты себя плохо чувствуешь. Тебе кто-то испортил настроение, в личной жизни что-то не ладится, да мало ли. Это никого не должно волновать. Есть профессия, есть обязанности. Я себе как говорю: «Ларочка, мобилизуй себя. Ты должна, ты можешь, ты обязана. Зритель не виноват, что у тебя сегодня день плохой». И это помогает. Вообще в нашем деле, если ты вот можешь себя мобилизовать на два-три часа, то можешь себя уважать. А если это не получается, надо думать о другой профессии.

- Ну Вам, я уверен, думать о другой профессии не приходится. Ваши роли, Ваши спектакли, Ваша актерская работа всегда интересна.

- Спасибо.

- Давайте немного поговорим о Ваших ролях. Вот сейчас у Вас есть три роли, которые мне кажутся очень интересными. Это Турусина в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты», Кабанова в «Грозе» и совсем уж неожиданная Проня Прокоповна в комедии «За двумя зайцами». Как удается быть такой разной в этих ролях, находить какие-то совершенно разные краски, интонации, жесты и т.д. Как научится себя делить? Не повторяться? Это секреты профессии? Или личностные особенности?

- В пьесе всегда есть проблема, тема. Давайте с этого начнем. В каждой пьесе она разная. И это нужно услышать, за это зацепиться. А дальше понимать, как в этих обстоятельствах твой характер будет меняться, что с ним будет происходить? Как твой персонаж живет, дышит, ходит и т.д.

Вот, к примеру, Турусина…

Я почему так люблю пьесы А.Н.Островского. Он подсказывает. У него все написано. Для каждого персонажа и для каждого актера. Там так много нюансов, так много расшифровок. Ты только попробуй это услышать, и все будет понятно.

Кто такая Турусина? Значение слова туруса – «чепуха, выдумки, небылицы». И при этом – «трехугольный или четырехугольный стеновой или башенный сруб в крепостных, монастырских и церковных оградах». Так это целый образ! В одном имени! Богатая дура, заложница собственных выдумок и небылиц!

- Мне бы даже в голову не пришло назвать Вашу Турусину «дурой». Она у Вас необыкновенно обаятельная женщина.

- Ну, обаятельная, да. Но и жадная, простите меня. Вся ее помощь скитальцам в чем заключается? Сварить огромную бадью чечевичного супа и кормить всех. При том только в приданое Маше она дает 200 тысяч! Громадные по тем временам деньги! Если бы она была искренна в своем сочувствии «болезным», построила бы больницу, в конце концов! Или ночлежку, да мало ли. Так кто она? Жадина, болтушка… Другое дело, что ей так жить удобно. Она с удовольствием в этот придуманный ею образ играет. И эта игра увлекательная! Это целый спектакль.

- Там так выстроены отношения со всеми, кто ей нужен, что куда там любому интригану!

- Конечно. И это зерно образа. Если его точно схватить и эту линию вести, все сложится, все получится.

Или, к примеру, Кабанова в «Грозе». Я долго думала над зерном образа этой женщины. И опять же - надо смотреть подсказки у Островского. Одно из слов, которое Кабанова употребляет чаще других – «порядок». Стремление «соблюсти порядок» для нее главное. А порядка-то и нет. Порядка нет в стране, нет порядка в душе, нет порядка в доме. Все разбалансировано. А почему? Перегнула палку. Врать надо меньше, и самой себе в том числе. Она гладит несчастную приживалку и тут же грубо разговаривает с дочерью. Ну, как-то надо бы определиться – какая ты – добрая и заботливая, или резкая и грубая. Ан нет, так удобнее. Но со временем сама перестаешь понимать где правда, а где ложь, вранье перехлестывает все границы, начинаешь врать другим. И эта ложь становится смыслом жизни. Вот что страшно! Наведи порядок в своих мозгах, и тогда порядок будет везде.

Островский современный автор. Современнее некуда. Я читаю, и у меня иногда дрожь по телу, как все это про сегодня! Но, с другой стороны, что меняется со временем? Внешняя аура. Пороки же человеческие не меняются. Как был человек алчен и жалок, труслив и завистлив, так и остался. Как был развал в мозгах, так он и есть. Что мы сейчас видим вокруг? Порядка нигде нет Навести порядок в мозгах, тогда не будет ни Кабановых, ни Турусиных… И вот этому должен способствовать театр. А иначе для чего мы все нужны? Мне кажется, «Гроза» об этом.

А что касается Прони… Она - продукт времени. Как говорил Ю.М.Береза, поставивший «За двумя зайцами»,: «Кругом один пиар! Как ему не поддаться, как не поверить в то, что рекламируется настоящее?» Вот Проня и поддалась. Девочка не очень воспитанная, из простой, не Бог весть как образованной семьи. Нахваталась всего, чего только могла. Ведь хочется же красивого! И к тому же – влюбилась! Ну, что тут поделаешь? Все мы можем влюбиться, и ошибиться, и переживать.

- Все-таки это история о любви?

- Ну как же не о любви? Влюбиться можно когда угодно. Независимо от того, сколько тебе лет и как ты образована. Ну, произошло это в ее жизни. Вот такая она – шальная, бесшабашная, глуповатая. Что, она не заслуживает своего кусочка счастья? Вот об этом роль – о желании счастья, во что бы то ни стало.

- Мы говорим о ролях больших, главных. А если приходится играть эпизод? Как там найти свое зерно? Вот, к примеру, пасторша в Брехтовской истории о Пунтиле и Матти. Мне нравится, как вы сделали эту роль. Нашли какие-то краски для нее интересные. А там и роль крохотная, и текста немного, и Брехт драматург социальный, а не психологический (так говорят иногда, что, конечно же, спорно).

- Маленькая-маленькая, а не такая уж и простая. Ведь Брехт – не просто рассказчик историй. Он – автор сложный и не всем понятный. Революционер, любой зонг которого – лозунг, призыв к действию. Кого он высмеивал? С кем призывал бороться? Министры, церковь, «хозяева жизни», буржуазия, одним словом. А кто был для него самым главным? Простой человек. Если это все понять, рассказанная история покажется совсем другой.

Вообще актерам не во вред бы почитывать книжки. И знать чуть больше, чем текст пьесы с предложенной ролью.

Но вернемся к Брехту. Пасторша и пастор здесь – шестерки. Что говорит пастор: «Никто не ходит в церковь. Только жрут и жрут». А зачем к нему ходить? Кто он такой?

Одна из центральных сцен спектакля – застолье с «помолвкой» Евы. Что это? Символ государства. Где одни жрут селедку, как деликатес, а для других это повседневная еда. Когда пастор, отвечая на вопрос Матти, говорит, что простые люди живут плохо, все должны оценивать этот ответ по-разному. Простые люди смотрят на него с недоумением. Откуда ему знать, как они живут? Он что, в гости к ним ходит, интересуется их жизнью? Нет, конечно же. Он лжив и фальшив насквозь. И пасторша такая же. Она выезжает раз в год «в люди» и стремится «показать себя». И эта «показушность», как мне кажется, зерно роли.

- Лариса Михайловна, я понимаю, что о Ваших ролях говорить с Вами можно бесконечно, и мы не обо всех вспомнили, но мне хочется сейчас спросить о другом. О молодых актерах. Какие они сейчас, на Ваш взгляд? Нередко молодой актер считает, что если он на сцене и у него центральная роль – все, он талант, он состоялся, он все умеет. Как по-вашему, подобная уверенность в себе важна?

- Не все так просто. Молодой актер должен понимать, что он – АКТЕР. Это очень ответственная профессия. Он должен понимать, что на сцену выходить внутренне неподготовленным нельзя категорически.

Я не представляю как, к примеру, хирург может подойти к больному, не помыв руки, не получив образования, не зная хорошо анатомию и т.д. Не представляю. И в театре так же! Надо знать, что ты выходишь на сцену, а в зале сидят люди очень умные и талантливые. И они во многого раз больше тебя знают. В любой области. И ты не должен ударить лицом в грязь. Ты должен быть подготовленным. А для этого нужно научиться мобилизовывать себя перед работой. Надо обязательно быть «в материале», надо много читать, и не только детективы. Вот, к примеру, актер получил роль в пьесе. Так надо не только всю пьесу прочесть (а не просто роль выучить), неплохо бы прочесть еще 5-6 пьес этого автора, поинтересоваться - где он жил, в какое время, о чем думал. Накопить в себе тот мир, с которым ты выходишь на сцену. Нельзя работать «пустым», нельзя работать без сердца, без энергетики.

Достался отрицательный образ? Добавь иронии. К себе, к персонажу, к окружающим, к тому, что ты делаешь. И тогда все получится «вкусно».

- А вообще сегодняшняя театральная молодежь Вам интересная? Я не говорю конкретно о молодых актерах Дзержинского театра. Вообще современные молодые актеры интересны? Иногда говорят, что они поверхностные, мы были глубже, интереснее…

- Молодежь всегда прекрасна. А поверхностность? Так и мы были поверхностными. И до нас были такими же. С другой стороны, они живут в совершенно ином мире! Как они разбираются в компьютерах, в технике! Я этого не понимаю, со всем моим опытом, а они – элементарно!

Может быть, они не всегда заинтересованы в своем деле, в своих ролях. Но ведь заинтересованность отчего появляется? От того, с кем приходится работать. Кто партнер, кто режиссер. Если актер не понимает, что он делает, то он и делать все будет без интереса. Но при этом я не допускаю, чтобы актера унижали, оскорбляли, сопоставляли с кем-то и как-то. Молодые актеры прекрасны и талантливы. Только надо этот талант увидеть, развить и отшлифовать. Ведь впереди у них – жизнь. И все будет ой как непросто!

Понимаете, никакие знания не бывают напрасны. Вот репетируется в театре, к примеру, Шекспир. Так прочтите не только «Двенадцатую ночь», но и «Гамлета», и «Макбета», и «Короля Лира». Сами удивитесь, как много откроется нового и неожиданного в самой, казалось бы, незначительной на первый взгляд роли. И как эти знания пригодятся потом. В других ролях, в других спектаклях.

Актеру не откуда брать, кроме как из собственных кладовых. Так их нужно все время наполнять. И молодость для этого – самое лучшее время!

- Лариса Михайловна, большое спасибо вам за беседу. Новых ролей, новых интересных работ, новых спектаклей, новых успехов!

- Большое спасибо!

Записал Александр Михайлов.

На фото: Лариса Шляндина в спектакле "За двумя зайцами".

Лара, Ларочка, Лариса Шляндина

Если ее имя появляется в афише очередного спектакля Дзержинского театра драмы, то многие уже знают - постановка обречена на успех. Потому что нет такой роли, которую бы эта актриса не довела до совершенства, в которую она не вложила бы всю душу, до последней капельки.
Замечательная актриса нашего театра драмы Лариса Шляндина не любит шумихи вокруг своего имени и с несвойственной людям такой профессии скромностью избегает больших торжественных собраний. Вот и свой юбилей на прошлой неделе она отмечала тихо, принимая только многочисленные поздравления родных, друзей и коллег.
Для нас же, зрителей и поклонников, Лариса Михайловна что-то вроде символа нашего театра. Без ее участия невозможно представить ни одну постановку. И что интересно, у каждого сложился свой образ, свое восприятие актрисы. Кто-то, как я, влюбился в Ларису Шляндину после спектакля «Пришел мужчина к женщине», где она играла в дуэте с Александром Серебрянским. Кто-то не может забыть очаровательную героиню постановки «Сиреневое платье Валентины» и Надежду из «Детектора лжи». Кто-то до сих пор под впечатлением от спектакля «Пир во время чумы».
Последние роли вообще стали чередой ярких, незабываемых образов, каждый из которых вновь и вновь открывает одну из граней таланта Ларисы Шляндиной. Кабаниха из «Грозы», Проня Прокоповна в постановке «За двумя зайцами», Турусова в «На всякого мудреца довольно простоты». Да что перечислять - эти спектакли надо видеть. А к концу театрального года Лариса Михайловна готовит своим поклонникам сюрприз - 64-й творческий сезон театра закроется бенефисом актрисы.
Через своих героев Лариса Михайловна каждый раз открывает свою душу зрителям. Но, наверное, нет никого, кто бы знал ее лучше, чем коллеги. Им и слово.

Игорь Тарасов, актер:
«Лариса очень интересный, восприимчивый, эмоциональный человек, актриса замечательная - это все знают. Мы вместе работаем уже двадцать лет, а когда люди все время рядом, они как бы уже не замечают друг друга, воспринимают себя и партнеров как часть одного целого. Но однажды я пришел как зритель на спектакль «Сиреневое платье Валентины» и был просто сражен ее игрой. Настолько она обаятельная, тонко чувствующая актриса.
Лариса очень милый человек и с ней связано много забавных воспоминаний. Однажды мы готовили на выпуск спектакль «Недосягаемые» по Сомерсету Моэму. У Ларисы Михайловны была реплика: «Если бы он сделал мне предложение, я бы ему отказала». Идет репетиция, Лариса начинает: «Если бы он сделал мне предложение...» и забывает текст. Я тихонько шепчу: «Я бы ему отдалась». Она громко: «...я бы ему отдалась!.. Как отдалась? Кому отдалась?».
Вспоминается еще один случай. Много лет назад мы вместе ездили в Москву на фестиваль «Славянский венец». Лариса Михайловна получила там диплом за лучшую женскую роль в спектакле «Детектор лжи». Помимо диплома в качестве приза Ларисе Михайловне вручили огромный, очень красивый ковер. Когда его вынесли на сцену, у Ларисы Михайловны вырвалось: «Господи, как я это все потащу!» Тогда я пообещал ей, что помогу довезти ковер до дома, но при условии, что когда я буду приходить к ней в гости, садиться буду только на этот ковер. Это будет мое место в ее доме».

Валентина Губкина, актриса:
Мы с Ларисой много лет дружим. Она человек, которого даже не надо просить о помощи, она как-то сама чувствует, когда человек в чем-то нуждается. И при всей своей занятости (а ведь она одна из ведущих актриса нашего театра) всегда находит возможность и время поддержать.
Говорить о том, какая она прекрасная актриса, думаю, даже лишнее. Однажды она с Валентином Морозовым ездила в Петрозаводск на фестиваль камерных спектаклей с постановкой «Пир во время чумы». У меня в Петрозаводске много знакомых, так вот на следующий день после показа они звонили мне и восхищенно говорили: «Какая у вас актриса!». Так что Лариса, безусловно, гордость нашего города.

Андрей Подскребкин, главный режиссер:
Есть люди, которым при встрече всегда хочется улыбнуться. Лариса Михайловна именно такая. Я ее безумно уважаю и люблю, как человека и как профессионала.
Ее диапазон как актрисы просто огромен. Я видел ее и в роли бабы Яги, и в серьезных трагических ролях, даже в роли мужчины. Причем меняется она даже не с помощью грима или костюма, а внутренне. На сцене она становится другим человеком.
Работать с Ларисой Михайловной безумно интересно и в какой-то степени сложно, потому что она задает вопросы, на которые трудно ответить, над которыми раньше как-то не задумывался.
Когда она на площадке, невозможно оставаться равнодушным. Например, в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» есть сцена, где Лариса Михайловна работает с Юрием Викторовичем Кислинским. Так вот каждый раз именно в этот момент за кулисами собирается вся труппа, чтобы посмотреть, как они сделают ее в этот раз. И каждый раз это просто здорово.

Татьяна Орлова, актриса:
У меня остались очень яркие воспоминания от нашей с Ларисой Михайловной совместной работы в спектакле «За закрытыми дверями» по пьесе Жан-Поль Сартра. Это была очень тяжелая, я бы сказала жесткая постановка.
У нас было много сцен, где героини, пылая ненавистью, морально давят друг друга, дело даже доходит до драки. И мы не жалели себя, доводили буквально до изнеможения, выкладывались до конца. Больше скажу, в тот период мы обе ходили в синяках, потому что кроме эмоционального напряжения эта работа нам стоила и больших физических усилий. И ни разу я не слышала от своей партнерши ни одного стона, ни одного слова об усталости или боли.
За годы, которые мы работаем вместе на сцене, я и Лариса, конечно, научились понимать друг друга с полуслова, даже с полувзгляда. И во время спектакля, если вдруг что-то пошло не так, я знаю, что могу положиться на нее.

Вячеслав Рещиков, актер:
Я всегда поражаюсь тому, как Лариса Михайловна дотошно, скрупулезно работает над ролью. Она поднимает книги, историю. Если автор, допустим, Достоевский, то она обязательно выяснит, где он родился, как работал, в каком душевном состоянии находился, когда писал свое произведение. Без этого она просто не подойдет к роли.
Лариса Михайловна требовательна к партнерам, она не терпит халтуры и, в общем-то, может в глаза сказать все, что думает. Но при этом, как быстро она закипает, так же быстро и остывает. Потом снова всплеск эмоций. Она не может быть равнодушной - и это замечательное качество.
Можно сказать, что она в хорошем смысле тщеславна. Бывают моменты, когда все понимают, что спектакль не идет, не получается, но как-то по инерции тянут его. Лариса Михайловна в таких случаях становится единственным человеком, который может честно заявить, что либо постановка будет доведена до ума, либо она участвовать в ней не будет.

Юрий Кислинский, директор театра:
Лариса Михайловна удивляет постоянно, она умеет быть разной. Мне повезло, потому что у меня с ней есть совместная актерская работа - в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты». На сцене рядом с ней очень комфортно, чувствуется профессионал рядом.
Лариса Михайловна, мы все вас любим, это правда, вы замечательный человечек! Коллеги и зрители очень ждут от вас еще много отличных работ, потому что у вас огромный потенциал.

Записала Марина Ипатова

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ИНТЕРВЬЮ

Интервью с Екатериной Максименко

Интервью с Иваном Никулиным

Интервью с Марией Шиманской

Интервью с Артемом Барановым

Интервью с Артемом Барановым

Людмила Купоросова

Интервью с Валентиной Губкиной

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Андреем Крайнюковым

Интервью с Денисом Мартыновым

Интервью с Зоей Морозовой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Екатериной Рязановой

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Вячеславом Рещиковым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Ларисой Шляндиной

Интервью с Егором Шашиным

Интервью с Михаилом Смоляницким

Интервью с Александром Расевым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Виктором Шрайманом

Интервью с Леонидом Чигиным

Интервью с Михаилом Тяжевым

Интервью с Евгенией Труш

Интервью с Ольгой Герр

Интервью с Николаем Стяжкиным

Интервью с Федором Архиповым

Интервью с Юрием Березой

Интервью с Леонидом Хейфецом

Интервью с Сергеем Стеблюком

Интервью с Юлией Ауг

Интервью с Аманом Кулиевым

К ИСТОРИИ ТЕАТРА

"Истинный Храм искусства"

"Храм искусств"

К 100-летию Нины Конаковой

К 100-летию Филиппа Лещенко

К 100-летию Теодора Лондона

Белла Чуркина

Пишет зритель