Режиссер спектакля - главный режиссер театра Филипп Алексеевич ЛЕЩЕНКО
За постановку спектакля после гастролей театра в Москве получил вместе с актерами Т.И.Лондоном и В.П.Мачкасовым звание Заслуженный артист РСФСР.

ИЗ АРХИВОВ ТЕАТРА


Премьера - 22 февраля 1954 г.

Спектакль был поставлен в 1954 году и прожил на сцене театра почти 10 лет. Запись спектакля хранится в архиве ГОСТЕЛЕРАДИО. СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ - файл .mp3 - 30 mb


Комиссар - В.П.Мачкасов
Маресьев - Т.И.Лондон

 "Вы покоряете убежденностью и верой в то, что вы играете, вы живете на сцене, а не существуете по заданию и воле автора. Приезд ваш в Москву с этим спектаклем дает повод подумать о многом нашим маститым и избалованным коллегам."
Народная артистка СССР Тамара Макарова

НАСТОЯЩИЙ СПЕКТАКЛЬ
О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ
Александр ШТЕЙН

  После этого спектакля захотелось узнать не только о людях, его создавших, но и о городе, в котором он родился. 
Дзержинск... Город в Горьковской области. До революции даже :: не город - дачное местечко Черноречье. Первые годы после революции - тоже не город, а рабочий поселок Растяпино. Первые пятилетки превратили поселок в промышленный город - с рядом предприятий, со своим краеведческим музеем. Есть в городе и свой театр. Молодой, основанный после войны, он носит имя тридцатилетия Ленинского комсомола.
И вот театр из Дзержинска приехал на гастроли в столицу.
В самом этом факте - знамение времени, его глубокие в волнующие приметы. Он отражает крутые перемены в жизни бывшей провинции, масштабы культурного строительства.
Москвичи - взыскательные зрители. "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого - одна из популярнейших книг советской литературы, полюбившаяся миллионам читателей, юным - в особенности. Кинематограф отлично перевел на свой язык произведение Полевого. Как же трудно после такой удачи, ставшей известной массовому советскому зрителю, вновь вернуться к драматургической интерпретации повести, да еще после нескольких неудач маститых драматургов, тщетно пытавшихся инсценировать повесть, да еще в маленьком, даже н.е областном театре... Сейчас "периферийный" спектакль смотрят москвичи. Приятно видеть, как от картины к картине, от акта к акту не ослабевает напряжение на сцене, как оно растет, как волнение, неподдельное, искреннее, которым охвачены участники спектакля, переходит в зал, не раз прерывающий действие аплодисментами. Спектакль имеет настоящий успех, какого он и заслуживает. Это настоящий спектакль о настоящем человеке.
Конечно, главный "виновник" успеха спектакля - автор повести, Борис Полевой, сумевший точно передать природу советского человека, раскрыть его типические черты в этой необыкновенной, "исключительной" биографии рядового летчика, рядового солдата великой армии коммунизма. Непреходящее значение повести Полевого, ее благородная роль в воспитании нашей молодежи еще раз сказались в этом спектакле и в этой инсценировке. Кстати, об инсценировке. Она создана непосредственно в театре одним из актеров - Т. Лондоном в тесном содружестве со всем коллективом. Инсценировка чрезвычайно удачна. Рассчитанная на скромные возможности театра, она сумела сохранить все стилистические особенности повести, ее своеобразие, отобрала из сюжета главное, первостепенное. Она драматична, наполнена напряжением, отмечена знанием сценических законов.
Рожденная внутри театра, пьеса продиктовала и стиль ее сценического истолкования. Стиль скупой, сдержанный, мужественный. В этом спектакле перbathbqyjuj театра нет никаких атрибутов старой театральной провинции, увы, иной раз мелькающих в иных спектаклях.
и на московской сцене!.. Нет мелодраматических эффектов, риторической декламации, унылой бытовщинки, неряшливости в декорациях, в реквизите...
Режиссер Ф. Лещенко поставил спектакль творчески и профессионально, сообразуясь с особенностями пьесы, отвергая внешнее ее решение и сохраняя, как и автор пьесы, стилистические особенности повести, ее мужественность, лаконичность. В этом же строгом, благородном рисунке решены и центральные образы спектакля. А. Богданов с большим, скрытым юмором показал зрителю фигуру старого солдата Степана Ивановича с его характерными жестами и подслушанной в жизни интонацией. В. Мачкасов нарисовал обаятельного, умного, лукавого комиссара, человека больших мыслей и большой души. Артист В. Чарковский отлично сыграл роль танкиста Гвоздева, угрюмого, потрясенного, точно "отсутствующего" вначале и постепенно расцветающего от пришедшего к нему человеческого участия, сердечной теплоты, ласки. Правдивые фигуры рядовых советских людей с их чувствами, чаяниями, мечтами создают и остальные исполнители.
Центральную роль играет автор инсценировки артист Т. Лондон. Пожалуй, это наибольшая удача, - да так оно и должно быть: без победы артиста, исполняющего роль Алексея Мересьева, не может быть выигран спектакль в целом, ибо в нем, Мересьеве, воплощены главные черты советского человека.
Большевистскую страстность артист Т. Лондон сделал основным лейтмотивом трактовки образа Мересьева. Она не в громких словах, не в красивых фразах. В пьесе роль Мересьева наредкость немногословна. Иной раз всего лишь несколько фраз, а сколько в них содержания, сколько скрытого темперамента, сколько волнения! Внешняя скупость средств скрывает огромную внутреннюю эмоциональность. Артист вводит нас в прекрасный духовный мир, в котором живет его герой. Его Мересьев весь в горении, весь устремлен к действию. Эта устремленность и в том, как Мересьев, преодолевая неимоверную, нечеловеческую боль, там, в лесу, сквозь зубы, в полуобморочном состоянии повторяет одно слово: "двигаться", "двигаться", "двигаться"... И в том, как он учится танцевать... И в том, как он добивается, чтобы ему было разрешено летать. Эти сцены исполнены по-настощему талантливо, мастерски...
Страстность, увлеченность - эти драгоценные качества определяют весь строй, весь облик, спектакля молодого коллектива.
В спектакле "Настоящий человек" горит живой огонь. Это самое дорогое!