by elenzah18 » Tue Sep 28, 2021 10:32 am
«Нехорошо, друзья мои, что других вы считаете глупее себя»
Мне безумно нравится вычерпывать из спектакля фразы, которые станут лейтмотивом всего моего повествования. Думаю, что фраза выше, взятая в кавычки, больше всего врезалась мне в память и стала для меня основной конвой всей смысловой нагрузки спектакля. Но начнем по порядку.
Зилов. Это центр спектакля. Я бы даже сказала эпицентр. Все, что есть вокруг него, он с завидным упорством уничтожает и ищет способ уничтожить себя. Рядовой советский гражданин, жизнь которого, согласно заветам партии, должна быть положена на пьедестал всеобщего блага, в какой-то момент теряет весь партийный смысл, да и сам смысл существования в целом покидает Зилова. Зрителя постоянно болтает из стороны в сторону от разрывающего противоречия по отношению к Зилову. Ты, очень хочешь посочувствовать человеку, найти крупицы сострадания в своей душе, ведь герой только что потерял отца, и он искренне подавлен и опечален. Но всего несколько минут спустя Зилов вновь становится своеобразным жонглером чужих чувств и эффектным убийцей своей собственной души, окунаясь в развлечения и танцы со своей новой возлюбленной.
Его жена. Галина. Она до последнего верит, что любит его и спасет из пучины социального застоя, она давно не представляет никакого человеческого интереса для Виктора Зилова. Лишь самолюбие, вернее показная имитация самолюбия, не дает главному герою отпустить жену. Он очень давно ее не любит, но тот фарс, который он напускает вокруг себя, идет в прямой конфликт с ее искренностью и синдромом спасателя, который присущ многим женщинам.
Друг. Саяпин. Но вот друг ли он, довольно спорный вопрос. Да учились вместе, да сослуживцы, но дружбы в самом прекрасном и бескорыстном смысле этого слова между ними нет. Саяпин довольно приземленный и слабый человек. Его напускная любезность, заячий страх перед начальством, вызванные желанием получить стандартную советскую хрущовку наносит сокрушительный удар по вестибулярному аппарату зрителей, провоцируя тошноту. В прямом смысле над ним властвует жена, Валерия, энергичная и весьма предприимчивая женщина, явно обладающая инстинктом подстраиваться под людей и обстоятельства, только для того, чтобы выжимать из этого все возможные выгоды. Саяпина и Зилова в каком-то смысле объединяет отсутствие юморного ценза, их взаимопонимание отлично прослеживается тогда, когда они решили подшутить над незнакомой, совершенно невинной девушкой, случайно перепутавшей двери.
Девушка. Ирина. Новая любовь Зилова. Персонаж, перепутав двери контор, скроила себе ту судьбу, где больше не будет места той невинности и душевной чистоты, которая пленила главного героя. Виктор Зилов довольно противоречивый персонаж и для меня как для зрителя трудно определить, что двигало им в общении с Ириной. Возможно, он действительно был очарован добротой и непорочностью девушки, не исключаю этого как метафору свежего глотка воздуха для героя. Но больше склоняюсь к мнению, что Виктор, по сути своей, несет собой разрушения для всего, что его окружает, словно ураган он проходится по местности и оставляет лишь обломки. Ирина и есть очередная жертва, в чье благородство души он не верит и сам того не понимая, пытается сделать все, чтобы она стала такой же как и его предыдущая любовь Вера.
Любовница. Вера. Очень привлекательная молодая женщина, которая стильно одевается, и даже не предпринимая особых попыток, вызывает повышенный интерес мужчин к себе. Довольно интересным выглядит то обстоятельство, что ее зовут Вера, ведь веру как в таковую и в любовь и в мужчин, способных увидеть в ней больше, чем просто красивую обложку она давно потеряла. Все, окружающие ее мужчины, стали для нее словно одна серая масса, всех и каждого она зовет Аликами и ловко манипулирует их поведением. В один из самых напряженных моментов в спектакле главный герой выкрикивает, что среди присутствующих нет мужчины, с которым бы Вера не спала. Но это совершенно не оскорбляет Веру и она признается, что это правда. На этом ее праздник лицемерия заканчивается.
Начальник. Вадим Кушак. Представитель чиновничьей номенклатуры, который являет собой строгого начальника, хотя за пределами стен своей конторы ведет себя нерешительно и суетливо. Ему необходимо даже малейшее одобрение и оправдание окружающих для совершения поступка, который противоречит показным нормам советского служащего.
Дмитрий. Официант в баре «Незабудка». Еще один как бы друг. Собранный и ответственный, прямолинейный и словно не испытывающий никаких эмоций человек. Он тоже представляется в пьесе как школьный друг детства Зилова, с которым теперь их объединяет общее увлечение -утиная охота. Дмитрий прекрасный охотник, который в одной из сцен рассказывает Зилову, что его хладнокровие и спокойствие и есть залог успеха в охотничьей схватке с утками.
Утиная охота. Особое и святое событие в жизни главного героя Виктора Зилова. При общей картине благополучия, о котором мечтают многие из окружения Зилова, он потерял самое главное - смысл жизни и обрел зияющую пустоту в своей душе. Его друзья мечтают о квартире, у Зилова она есть. Его любовницы мечтают о любви, у Зилова она есть, ведь они его любят. Жена мечтает о полноценной семье, у Зилова все для этого есть. Начальник мечтает о любовнице и безнаказанности своих амурных похождений, у Зилова этот этап пройдет не единожды. Самое страшное, что осознает главный герой, что от других убежать можно, но от себя не убежишь. Сам себя Виктор разрушил давно и теперь пытается разрушить судьбы других людей.
Самое удивительное, на что я обратила внимание после просмотра спектакля - времена меняются, а вот проблемы остаются те же. Сколь угодно может меняться эпоха, политический строй, быт, но проблемы и герои, которые их решают разрушающим способом остаются неизменными. Будь- то Печорин, будь- то Онегин, будь- то Зилов - все эти герои являют собой своеобразное детище очередной временной эпохи или политической системы, появляются люди, которые становятся потерянными для общества и что самое главное для себя самих.
Марии Шиманской удалось избежать вампиловского бытового существования, что делает спектакль необычным. Самое подходящее, в моем понимании, прилагательное, которое предельно точно опишет спектакль - он необычен. Вообще в целом Мария как режиссер не ищет легких путей, и ее замыслы всегда рождают тучу мыслей в головах зрителей. И здесь не имеет значение, согласен ты с режиссером или нет, главное, что появляется проблема, которую режиссер вскрывает и заставляет тебя, как зрителя, думать. В «Утиной охоте» нет ни одной реплики или движения, которое не несло бы смысл, нужно очень внимательно смотреть и слушать, чтобы задуманное не ускользнуло от вас. А фраза, взятая мною в кавычки, в самом начале является главной отождествляющей формулой спектакля, ведь все нигилисты обладают общей чертой - они себя считают умнее других.
Захарова (Гущина) Алена.