Сразу скажу, что долго не решался пойти на постановку пьесы, написанной 240 лет назад. Потому ещё, что многое помнил со школьной скамьи.
Но потом победило любопытство.
Зная коллектив нашего театра, я понимал, что постановки 1 в 1 никто не сделает. И было страшно любопытно, как же освежат пьесу, чтобы её было интересно смотреть современному школьнику и простому обывателю, к коим себя и причисляю.
Самая большая ошибка была в том, что я полез почитать отзывы.
Где мне счастливо рассказали, чем конкретно и какими техническими средствами пьеса была освежена.
Зато стало понятно, что я всё равно воплощу ещё несколько мечт:
Познакомлюсь с артистами не по фото и гримма, а когда их будут вызывать по реальным фамилиям к доске.
Узнаю, в чём играют артисты под своими сценическими костюмами.
Увижу, как артисты одеваются перед выходом на сцену.
К тому же свалилось счастье в виде неработающих систем продажи билетов. В следствие чего я смог выбрать себе любое свободное место в зале, сориентировавшись по месту и соседям.
Конечно интересно наблюдать столь разные пласты артистов на сцене.
От абсолютных ветеранов до пришедших в труппу театра всего лишь в прошлом году артистов.
Интересно было наблюдать Артёма Баранова, которого привычно видеть на вторых ролях, где он достиг потрясающих успехов, в одной из центральных ролей пьесы.
Встретиться с ним взглядом во время произнесения им диалога.
Увидеть, насколько потрясающе ему удалось создать образ человека Петровской эпохи. Уходящей эпохи. И сожалеющего о том, что славные времена уходят. А они явно не попадают в современный ритм и нравы.
Ему было определённо сложно, поскольку в этой комедии всё же главным привлекающим моментом являются всё же отрицательные персонажи.
И центральной фигурой, безусловно была Лариса Шляндина, гонявшая всех. Начиная от роли менеджера по клинингу и заканчивая последней сценой, где зал одобрительно аплодирует тому, что учитель вынес ведро, возвращая Простакову-Скотинину с высот помещицы - к половой тряпке.
Знаете, чтобы вселить к себе такую ненависть зала требуется отличная работа!
Кто будет в роли Скотинина - я практически не сомневался.
И в убедительности этого амплуа, уже наверное ставшего второй кожей, сомневаться не приходилось. Это как раз когда кафтан сшит правильно, по меркам и качественно сел на человека, который умеет эти кафтаны носить.
Было немного грустно от роли Ивана Никулина. На мой скромный взгляд, играть персонажа недалёкого, слишком просто. Даже скучно.
Хорошо хоть были режиссёрские или актёрские находки в виде:
- Ммммммммммммммаааамааааа!!!
Из второстепенных ролей, безусловно качественно выглядит противостояние и в тоже время крепкая дружба между Кутейкиным и Цыфиркиным.
Эта находка в виде наличия храмового эха у Кутейкина и отсутствия такового у Цыфиркина с попытками чисто солдафонскими приёмами это эхо вызвать заставляла больше следить за этим процессом, чем слушать, о чём актёры говорят!
И вообще, у актёров удалось создать полноценные, качественные образы:
Старого солдата, по воле случая ставшего учителем математики. Одно это “в укрытие!” при появлении Простаковой на сцене и уходу цифиркина и Кутейкина по пьесе со сцены.
И Кутейкин - который создал наиболее симпатичного мне персонажа. Начиная с применения песнопений в произношении текста, заканчивая второстепенными моментами, когда он читал отходную молитву упавшему на пол Простакову. Когда он размахивая кадилом, как во дворовых боях цепью, шёл с Цифиркиным на Вральмана.
Как нашёл отличные черты слабохарактерности и слабых нервов, воплощая их на сцене, в моменты внимания к нему госпожи Простаковой.
В который раз пожалел, что не купил цветы. Они точно были бы ему!
Благодарю за образ, Артём!
Надеюсь, что в театре рано или поздно поставят или оперетту или пьесу с наличием вокала, где вы сможете развернуться во всех своих талантах!
Интересно, как артисты относятся, если им дарить вместо цветов шоколадки?
Жаль, что у молодых актёров пока ещё нет большого опыта.
Прекрасно зная текст и почти не спеша, забегая чуть вперёд, им не удалось создать
своё видение персонажа. Свой характер. Найти изюминку.
Взять господина Простакова.
У него же каждое получение люлей от жены было выверено! Продумано под использование реквизита и своей, особенной реакции. Не смотря на однотипность событий: получение побоев, это смотрелось многогранно, насыщенно и не скучно!
Разве что у Дмитрия Кафтасьева получилось передать то, что Вральман - европеец. Причём европеец в современном, либеральном смысле этого слова. Отличные жёлтые штаны и попытки не соскочить со взятого немецкого акцента, временами, к несчастью, пропадавшего.
Но я рад, что молодые актёры заняты не только в спектаклях для детей, а имеют возможность выступать и перед более зрелой публикой.
Спасибо режиссёру за то, что если находилось время и желание поискать то место, которое сейчас играется актёрами в тексте пьесы, то это можно было сделать. Иногда расхождения смешили даже сильнее, чем что либо.
Спасибо за вставки комментариев учительницы. Потому что всё же за 240 лет много воды утекло и не скажи она, что тогдашние 10 000 годового дохода равны современным почти трети миллиарда, то уровень желания Простаковых женить Митрофана был бы не столь понятен.
Спасибо за параллели между должностью Правдина и полпредом Президента в федеральном округе.
За пояснения, что раньше казарм не было и солдаты просто оставались на постой в домах. Что не было сил внутреннего порядка. И что функции Росгвардии были вынуждены выполнять обычные регулярные войска.
Отношение режиссёра к способу беседы гвардейцев с Еремеевной и то, что в армии для качественной службы вполне достаточно интеллекта Митрофанушки, комментировать не буду.
Да, комедия, конечно сама по себе смешная, но к тому же ещё была адаптирована так, что и современная молодёжь искренне смеялась и никуда не уходила из зала. Смотря не в смартфон, а на сцену.
Юрий Есипёнок