Легенда о Вие, написанная Н.В.Гоголем как мистическая повесть, в спектакле возникает в кругу людей, собравшихся на деревенских гуляниях. В центре этой легенды, разыгрываемой ряжеными, — человек и его душа, где происходит битва между вечно враждующими силами.
Ряженые разыгрывают историю Хомы Брута так же, как ряженые на святках ходят с вертепом по домам, предлагая зрителям окунуться в глубокую притчу и сами одновременно размышляя над ней. Так же как и в обрядах ряжения, страшное и смешное существуют здесь очень близко, позволяя и актерам и зрителям встретиться с неизвестным и пугающим миром нечистой силы и через смех освободиться от страха перед ней.
Режиссер и автор инсценировки Марина Ведяскина
Сценография и костюмы Анна Бовина
Художник по свету Екатерина Гиждиян
Композитор Дмитрий Котов
Хореограф Евгений Алёхин
Хормейстер Артём Герасимов
Звукорежиссер Алексей Колесников
Помощник режиссера Светлана Кошелева
«Вий» – первый опыт сотрудничества ДТД и ГИТИСа. До ГИТИСа Марина Ведяскина училась на переводчика в МГУ, работала продюссером. Говорит, что родилась в маленьком подмосковном городе, поэтому чувствует себя в Дзержинске, как дома.
Литературную основу для диплома Марина не выбирала («от Гоголя не отказываются»). Жанр спектакля обозначен как «балаган-мистерия».
– У Гоголя часто рядом существует смешное и страшное, – говорит Марина. – Мистерия – жанр, близкий к трагическому. Балаган – это комедия. По сути, совмещается несовместимое.
По словам Марины Константиновны, совместные поиски вместе с художником атмосферы гоголевской повести привели их к маленькому открытию – действие происходит в самом начале июня, когда начинаются летние каникулы в бурсе (Бурса — «карман, кошелек») – общежитие при духовном образовательном учреждении в дореволюционной России).
– Школьники идут домой через хутора. А пока не встретились с родителями – гуляют и веселятся, – рассказывает режиссер. – Время после Троицы в начале июня раньше называлось русальей неделей или «зелеными святками». На селе в это время никто не работал, потому что считалось, что именно «зеленые святки» – время нечисти. Русалки могут навести порчу на урожай. Или заморить скот. Все это есть в тексте Гоголя. Поэтому в спектакле много экзотических народных песен так называемого русалочьего цикла. Все песни, звучащие в спектакле исполняют сами актеры, вживую. Любопытно, что композитор Дмитрий Котов – участник духовного ансамбля «Сирин». Профессионал в теме народных песен и это, честно говоря, очень чувствуется в ходе действия.
Сергей Анисимов
Дзержинские ведомости
Ну, казалось бы, что такого нового можно увидеть в спектакле, поставленном по самому с детства знакомому тексту? Все не единожды читано-перечитано. А вот поди ж ты, получилось.
И новым было самое на первый взгляд странное - отсутствие на сцене ожидаемого персонажа. Помните как там у Гоголя:
" - Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий - и все сонмище кинулось подымать ему веки.
"Не гляди!" - шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул."
Так вот. Как такового персонажа Вий в спектакле нет. И это очень важное, а по словам режиссера-постановщика Марины Ведяскиной, принципальное решение не визуализировать самого страшного призрака. Ибо страх, погубивший Хому Брута, был не снаружи, а внутри него.
Как там сказал звонарь Халява, обсуждая судьбу Хомы? "А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать."
Страх, спрятавшийся в глубине нашей души, порой намного сильнее любой, самой уродливой нечисти. Да и нечисть-то показывается чаще всего тому, кто готов ее увидеть.
А что может вернее всего защитить от страха? Умение взглянуть на него через призму юмора. И именно поэтому спектакль про Вия здесь показывается не как традиционный ужастик, а как игрище, затеянное крестьянами одной из деревень, примеривших на себя образы ряженых и в костюмах и масках изобразивших всю историю гибели Хомы Брута.
В спектакле много народных песен и танцев (прекрасная работа Евгения Алехина и Артёма Герасимова), дополняющих и наполняющих его настроением.
Александр Михайлов
Спектакль, которым театр 2 и 3 июня закрыл 76-й сезон, поставила режиссер Марина Ведяскина. Она же - автор инсценировки.
Хотя пьеса и написана по известной мистической повести Н.В.Гоголя, она, как это и положено даматургическому произведению, все же несколько от классического текста отличается.
Жанр спектакля определен как балаган-мистерия.
Вот как рассказывает о сюжете спектакля режиссёр:
- Легенда о Вие, написанная Н.В.Гоголем как мистическая повесть, в спектакле возникает в кругу людей, собравшихся на деревенских гуляниях. Ряженые разыгрывают легенду о начальнике гномов, веки которого доходят до самой земли. В центре легенды — человек и его душа, где происходит битва между вечно враждующими силами.
Праздничные гуляния перерастают в обряд, в котором принимают участие не только ряженые, но и духи, а танцы и смех становятся главным оружием против нечистой силы.
.
Ряженые разыгрывают историю Хомы Брута так же, как ряженые на святках ходят с вертепом по домам, предлагая зрителям окунуться в глубокую притчу и сами одновременно размышляя над ней. Веселый и невинный балаган превращается в настоящую битву с темными силами за самое дорогое, что есть у человека — за его душу.
Так же как и в обрядах ряжения, страшное и смешное существуют здесь очень близко, позволяя и актерам и зрителям встретиться с неизвестным и пугающим миром нечистой силы и через смех освободиться от страха перед ней.
Постановка спектакля - первый (и мы очень надеемся, что не последний) опыт совместной работы труппы театра и выпускников крупнейшего театрального ВУЗа страны - ГИТИСА.