О спектакле

Легенда о Вие, написанная Н.В.Гоголем как мистическая повесть, в спектакле возникает в кругу людей, собравшихся на деревенских гуляниях. В центре этой легенды, разыгрываемой ряжеными, — человек и его душа, где происходит битва между вечно враждующими силами.
Ряженые разыгрывают историю Хомы Брута так же, как ряженые на святках ходят с вертепом по домам, предлагая зрителям окунуться в глубокую притчу и сами одновременно размышляя над ней. Так же как и в обрядах ряжения, страшное и смешное существуют здесь очень близко, позволяя и актерам и зрителям встретиться с неизвестным и пугающим миром нечистой силы и через смех освободиться от страха перед ней.

Авторы спектакля

Режиссер и автор инсценировки Марина Ведяскина
Сценография и костюмы Анна Бовина
Художник по свету Екатерина Гиждиян
Композитор Дмитрий Котов
Хореограф Евгений Алёхин
Хормейстер Артём Герасимов
Звукорежиссер Алексей Колесников
Помощник режиссера Светлана Кошелева

актеры и роли

публикации, отзывы зрителей и видео

На фото режиссер спектакля "Марина Ведяскина". Фото из архива театра

"Вий": смех побеждает страх

«Вий» – первый опыт сотрудничества ДТД и ГИТИСа. До ГИТИСа Марина Ведяскина училась на переводчика в МГУ, работала продюссером. Говорит, что родилась в маленьком подмосковном городе, поэтому чувствует себя в Дзержинске, как дома.
Литературную основу для диплома Марина не выбирала («от Гоголя не отказываются»). Жанр спектакля обозначен как «балаган-мистерия».
– У Гоголя часто рядом существует смешное и страшное, – говорит Марина. – Мистерия – жанр, близкий к трагическому. Балаган – это комедия. По сути, совмещается несовместимое.
По словам Марины Константиновны, совместные поиски вместе с художником атмосферы гоголевской повести привели их к маленькому открытию – действие происходит в самом начале июня, когда начинаются летние каникулы в бурсе (Бурса — «карман, кошелек») – общежитие при духовном образовательном учреждении в дореволюционной России).
– Школьники идут домой через хутора. А пока не встретились с родителями – гуляют и веселятся, – рассказывает режиссер. – Время после Троицы в начале июня раньше называлось русальей неделей или «зелеными святками». На селе в это время никто не работал, потому что считалось, что именно «зеленые святки» – время нечисти. Русалки могут навести порчу на урожай. Или заморить скот. Все это есть в тексте Гоголя. Поэтому в спектакле много экзотических народных песен так называемого русалочьего цикла. Все песни, звучащие в спектакле исполняют сами актеры, вживую. Любопытно, что композитор Дмитрий Котов – участник духовного ансамбля «Сирин». Профессионал в теме народных песен и это, честно говоря, очень чувствуется в ходе действия.
Сергей Анисимов
Дзержинские ведомости

На фото сцена из спектакля "Вий". Фото из архива театра

Как много можно рассказать, пересказав знакомый текст...

Ну, казалось бы, что такого нового можно увидеть в спектакле, поставленном по самому с детства знакомому тексту? Все не единожды читано-перечитано. А вот поди ж ты, получилось.
И новым было самое на первый взгляд странное - отсутствие на сцене ожидаемого персонажа. Помните как там у Гоголя:
" - Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий - и все сонмище кинулось подымать ему веки.
"Не гляди!" - шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул."
Так вот. Как такового персонажа Вий в спектакле нет. И это очень важное, а по словам режиссера-постановщика Марины Ведяскиной, принципальное решение не визуализировать самого страшного призрака. Ибо страх, погубивший Хому Брута, был не снаружи, а внутри него. Как там сказал звонарь Халява, обсуждая судьбу Хомы? "А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать."
Страх, спрятавшийся в глубине нашей души, порой намного сильнее любой, самой уродливой нечисти. Да и нечисть-то показывается чаще всего тому, кто готов ее увидеть.
А что может вернее всего защитить от страха? Умение взглянуть на него через призму юмора. И именно поэтому спектакль про Вия здесь показывается не как традиционный ужастик, а как игрище, затеянное крестьянами одной из деревень, примеривших на себя образы ряженых и в костюмах и масках изобразивших всю историю гибели Хомы Брута.
В спектакле много народных песен и танцев (прекрасная работа Евгения Алехина и Артёма Герасимова), дополняющих и наполняющих его настроением.
Александр Михайлов


В центре - легенды человек и его душа

Спектакль, которым театр 2 и 3 июня закрыл 76-й сезон, поставила режиссер Марина Ведяскина. Она же - автор инсценировки.
Хотя пьеса и написана по известной мистической повести Н.В.Гоголя, она, как это и положено даматургическому произведению, все же несколько от классического текста отличается.
Жанр спектакля определен как балаган-мистерия.
Вот как рассказывает о сюжете спектакля режиссёр:
- Легенда о Вие, написанная Н.В.Гоголем как мистическая повесть, в спектакле возникает в кругу людей, собравшихся на деревенских гуляниях. Ряженые разыгрывают легенду о начальнике гномов, веки которого доходят до самой земли. В центре легенды — человек и его душа, где происходит битва между вечно враждующими силами.
Праздничные гуляния перерастают в обряд, в котором принимают участие не только ряженые, но и духи, а танцы и смех становятся главным оружием против нечистой силы.
. Ряженые разыгрывают историю Хомы Брута так же, как ряженые на святках ходят с вертепом по домам, предлагая зрителям окунуться в глубокую притчу и сами одновременно размышляя над ней. Веселый и невинный балаган превращается в настоящую битву с темными силами за самое дорогое, что есть у человека — за его душу.
Так же как и в обрядах ряжения, страшное и смешное существуют здесь очень близко, позволяя и актерам и зрителям встретиться с неизвестным и пугающим миром нечистой силы и через смех освободиться от страха перед ней.
Постановка спектакля - первый (и мы очень надеемся, что не последний) опыт совместной работы труппы театра и выпускников крупнейшего театрального ВУЗа страны - ГИТИСА.

О ДАТАХ БЛИЖАЙШИХ СПЕКТАКЛЕЙ
Сообщим дополнительно

купить билет

ВЫБЕРИТЕ ОЦЕНКУ:

РЕЗУЛЬТАТ