О спектакле

В обычном автобусе едут обычные пассажиры — каждый по своим неотложным делам. Но довольно быстро они понимают, что водитель везет их совсем не по маршруту. Выяснить куда и с какой целью движется автобус не получается, и это, конечно же, порождает панику. Общая опасность не объединяет людей, а разъединяет.
Как всегда бывает, в момент катастрофы характеры большинства пассажиров проявляются не лучшим образом - страх и паника превращает людей в легко управляемую человеческую массу.
Вот такой сюжет у этой очень необычной пьесы болгарского драматурга Станислава Стратиева.
Что за ним кроется? Аллегория нашей жизни, которая несется в неизвестном направлении, управляемая невидимой рукой? Как знать.
Может быть, мы действительно слишком много печёмся о самих себе, забывая, что сегодняшний мир – мал и зависим, так что испытания, выпавшие на долю других, могут достаться и нам?
Ответы на эти вопросы режиссер Мария Шиманская и актеры предлагают найти зрителям.

Продолжительность спектакля 2 часа 25 минут с одним антрактом

Авторы спектакля

Перевод с болгарского Ника Глен, Мира Михелевич
Режиссер Мария Шиманская
Сценография и костюмы Ольга Герр
Хореография Михаил Захаров
Помощник режиссера Наталия Стрелина

актеры и роли

Сознательный
Вячеслав
Рещиков
Несознательный
Артем
Михайлов
Влюбленный
Вадим
Кузнецов

Дядька из Супонева
Артем
Баранов

публикации, отзывы зрителей и видео

Каждый пассажир заслуживает своего водителя

Жанр спектакля обозначен как трагикомедия. С самого начала действие на сцене вызывает улыбку. В салоне автобуса появляется элегантный гражданин в шляпе (Вячеслав Рещиков) и мужик из деревни Супонево (Артем Баранов).
Первый пассажир, приведя в порядок свое место и устроившись поудобнее, замечает, что мужику из Супонева неплохо было оплатить и багаж, ведь при нем находится большой мешок с непонятным содержимым. Поворчав, мужик пробивает второй билет.
Но вскоре выясняется, что он сел в автобус, который идет в другом направлении. Приходится его покинуть вместе с мешком, а сознательному гражданину вручить на память напрасно купленные билеты.
Дальше в салон по очереди проходят мужчина (Павел Кузубов) и женщина (Екатерина Максименко), двое молодых влюбленных (Мария Евстигнеева и Вадим Кузнецов), седовласый музыкант в манишке с большим футляром для музыкального инструмента (Денис Мартынов), не блещущий воспитанием молодой человек (Иван Никулин), еще один мужчина (Артем Михайлов).
Пассажиры при посадке немного спорят друг с другом, особенно их раздражает музыкант. Ведь он наотрез отказывается продемонстрировать «большую скрипку» в своем футляре, где он, вполне возможно, прячет что-то другое. Но постепенно все успокаивается, и автобус трогается в путь.
Чуть позже один из пассажиров замечает, что они едут не по тому маршруту, по которому должны двигаться. Пассажиры вначале не верят ему, насмехаются. Но вскоре всем становится понятно: автобус действительно мчится в неизвестном направлении, да еще и без остановок.
В салоне начинается паника. У водителя кое-как удается выяснить, что он, забыв о пассажирах, разъезжает в поисках магазина, где хочет купить хлеб для своей семьи.

Однако, все магазины по дороге либо закрыты, либо хлеб в них уже кончился, и тогда водитель принимает решение заехать в дальнюю деревню, где он родился, к своей старенькой матери.
Автобус мчится по бескрайним полям, за окнами уже ночь, навстречу попадаются машины, и водитель едва уворачивается от столкновения. В салоне полный хаос: пассажиров швыряет кого куда, и только одни влюбленные спокойны и счастливы: главное – они вместе, и неважно, что происходит вокруг. Автобус делает случайную остановку, и в салон вновь заходит мужик с мешком, мечтающий добраться до Супонева.
Вот только как убедить водителя вернуться на заданный маршрут?

Элегантный гражданин и парочка: мужчина с женщиной, которые оказались мужем и женой, придумывают все новые подходы для увещевания рулевого.
Они предлагают то поделиться с ним своим хлебом, то вынуждают играть на виолончели дирижера-музыканта, то отправляют парламентером влюбленную девушку, разлучая с любимым, чего она и ее жених делать категорически не хотят и впервые ссорятся друг с другом. Но водитель неумолим и ведет автобус, нарушая все правила, дальше.

Каждый из пассажиров в этой ситуации рано или поздно показывает свое истинное лицо: почти все они, забыв, что находятся в единой связке, посылают рисковать соседа или пытаются расплатиться за счет другого.
Лишь только влюбленная девушка и мужик из Супонева остаются человечными до конца, сопереживая друг другу и поддерживая всех остальных.
Когда пассажирская масса начинает, по сути, пожирать саму себя и нападает на заводилу всех планов по остановке автобуса – элегантного мужчину, чуть не убивая его, автобус наконец-то поворачивает обратно и везет пассажиров по домам.

Елена Родионова
Дзержинское время

Спектакль о человеческой сущности

Автобус" спектакль интересный, очень необычный, заставляет задуматься о человеческой сущности. Как много люди говорят о морали, но в непредвиденной ситуации ведут себя совершенно аморально. Впечатлила пластика актеров, эти "кадры замедленной съемки" просто завораживают. Непривычно было видеть Дениса Мартынова в роли истеричного музыканта, особенно после его Полякова, Торчалова и Зилова. Но он так легко перевоплотился и вжился в этот новый образ, очень интересно было наблюдать за его героем)
Наталья Емец


Есть о чем подумать

"Автобус" - новая постановка нашего Дзержинского театра драмы .
О том, как хорош человек, пока не узнаешь его получше. И о том, как порой проявляется истинное его лицо, когда попадёшь с ним в какую-нибудь передрягу ...
Мы легко жертвуем кем-то или чем-то другим, не своим... За своё же цепляемся всеми силами и не готовы отдать даже толику, ради спасения многих, хоть даже и самим это может стоить жизни. О хитросплетениях человеческой души, ума и сердца. О том, что "Данко" - это просто красивая сказка, далёкая от реальной жизни, где каждый сам за себя.
Спектакль очень понравился. Ироничный, динамичный, вместе с тем, глубокий. Есть над чем посмеяться, погрустить, подумать.
Ваш зритель

Маски-шоу

«Автобус» – это и некая условность, аллегория нашей жизни, которая несется неизвестно куда, управляемая невидимой рукой неизвестного водителя. Часть критиков видят истоки пьесы в комедии дель арте – венецианской комедии масок, где актеры играют не характеры в предлагаемых обстоятельствах по системе Станиславского, а статичные маски с заранее заданными эмоциями.
У персонажей нет ни имен, ни фамилий. В пьесе они обозначены предельно просто: Сознательный, Несознательный, Виртуоз, Влюбленный и Влюбленная, Безответственный, Он и Она, а также Дядька из Супонева. Самые колоритные, конечно же, Безответственный (Иван Никулин), Дядька из Супонева (Артем Баранов) и Виртуоз (Денис Мартынов).
Безответственный на протяжении всего спектакля не отрывается от бутылки со спиртосодержащей жидкостью, а ближе к финалу еще и пытается напоить перепуганных товарищей по несчастью, которые мчатся во тьме в неизвестность. Оправдывает свой ник по полной программе.
Дядька из Супонева – недалекий « колхозник», дурачок с мешком, который теряется в большом городе. Паникер по жизни.
Виртуоз – олицетворение худших качеств творческой интеллигенции с ее комплексами и рефлексиями. Этого персонажа с футляром для виолончели как-то сразу невзлюбили остальные пассажиры. За высокомерие и «отрыв от коллектива».
Часть критиков видят в пьесе отголоски театра абсурда. Что есть, то есть: на правду жизни происходящее в автобусе похоже мало.

В этом смысле «Автобус» болгарина Стратиева, написанный в 1980 году, – плохо замаскированная «фига в кармане» для власти. Попытка поиграть в запрещенный абсурд в эпоху развитого социализма.
Зрители приняли новую работу Марии Шиманской неоднозначно. Есть прямо-таки восторженные оценки. В то же время части зрителей «Автобус» явно не понравился. Как сейчас принято выражаться, от слова «совсем».
«Сатирический, социальный, местами абсурдный и экзистенциальный спектакль. Я вот уже пять лет смотрю все премьеры нашего театра. И вижу, как сильно растет уровень. Не перестаю удивляться смелому выбору».
«Пассажиры автобуса – это срез общества. Автобус, вероятно, олицетворяет беспомощность людей перед будущим. Водитель, возможно, та самая власть, которая решает судьбы людей. Диалоги простые и глубокие, ничего лишнего».
«Спектакль вызвал неоднозначные эмоции... До сих пор не могу определиться, понравился мне спектакль или нет».


Марина ФЕДОРОВА. "Репортёр и время"

О дате ближайшего спектакля
сообщим дополнительно

купить билет

ВЫБЕРИТЕ ОЦЕНКУ:

РЕЗУЛЬТАТ