Администрация города Дзержинска Нижегородской области
"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"
"Волшебник Изумрудного города"
"Господин Пунтила и слуга его Матти"
"На всякого мудреца довольно простоты"
"Село Степанчиково и его обитатели"
Каждый пассажир заслуживает своего водителя
25 и 26 марта в Театре драмы Дзержинска традиционно к Всемирному дню театра, который отмечается сегодня, 27 марта, поставили новый спектакль. Режиссер Мария Шиманская выбрала для этого пьесу болгарского драматурга Станислава Стратиева «Автобус». Кто и куда едет в автобусе на сцене, и какой философский смысл кроется в этой самой обычной поездке самых обычных пассажиров, расскажем подробно.
Жанр спектакля обозначен как трагикомедия. С самого начала действие на сцене вызывает улыбку. В салоне автобуса появляется элегантный гражданин в шляпе (Вячеслав Рещиков) и мужик из деревни Супонево (Артем Баранов).
Первый пассажир, приведя в порядок свое место и устроившись поудобнее, замечает, что мужику из Супонева неплохо было оплатить и багаж, ведь при нем находится большой мешок с непонятным содержимым. Поворчав, мужик пробивает второй билет.
Но вскоре выясняется, что он сел в автобус, который идет в другом направлении. Приходится его покинуть вместе с мешком, а сознательному гражданину вручить на память напрасно купленные билеты.
Дальше в салон по очереди проходят мужчина (Павел Кузубов) и женщина (Екатерина Максименко), двое молодых влюбленных (Мария Евстигнеева и Вадим Кузнецов), седовласый музыкант в манишке с большим футляром для музыкального инструмента (Денис Мартынов), не блещущий воспитанием молодой человек (Иван Никулин), еще один мужчина (Артем Михайлов).
Пассажиры при посадке немного спорят друг с другом, особенно их раздражает музыкант. Ведь он наотрез отказывается продемонстрировать «большую скрипку» в своем футляре, где он, вполне возможно, прячет что-то другое. Но постепенно все успокаивается, и автобус трогается в путь.
Чуть позже один из пассажиров замечает, что они едут не по тому маршруту, по которому должны двигаться. Пассажиры вначале не верят ему, насмехаются. Но вскоре всем становится понятно: автобус действительно мчится в неизвестном направлении, да еще и без остановок.
В салоне начинается паника. У водителя кое-как удается выяснить, что он, забыв о пассажирах, разъезжает в поисках магазина, где хочет купить хлеб для своей семьи. Однако, все магазины по дороге либо закрыты, либо хлеб в них уже кончился, и тогда водитель принимает решение заехать в дальнюю деревню, где он родился, к своей старенькой матери.
Автобус мчится по бескрайним полям, за окнами уже ночь, навстречу попадаются машины, и водитель едва уворачивается от столкновения. В салоне полный хаос: пассажиров швыряет кого куда, и только одни влюбленные спокойны и счастливы: главное – они вместе, и неважно, что происходит вокруг. Автобус делает случайную остановку, и в салон вновь заходит мужик с мешком, мечтающий добраться до Супонева.
Вот только как убедить водителя вернуться на заданный маршрут?
Элегантный гражданин и парочка: мужчина с женщиной, которые оказались мужем и женой, придумывают все новые подходы для увещевания рулевого.
Они предлагают то поделиться с ним своим хлебом, то вынуждают играть на виолончели дирижера-музыканта, то отправляют парламентером влюбленную девушку, разлучая с любимым, чего она и ее жених делать категорически не хотят и впервые ссорятся друг с другом. Но водитель неумолим и ведет автобус, нарушая все правила, дальше.
Каждый из пассажиров в этой ситуации рано или поздно показывает свое истинное лицо: почти все они, забыв, что находятся в единой связке, посылают рисковать соседа или пытаются расплатиться за счет другого.
Лишь только влюбленная девушка и мужик из Супонева остаются человечными до конца, сопереживая друг другу и поддерживая всех остальных.
Когда пассажирская масса начинает, по сути, пожирать саму себя и нападает на заводилу всех планов по остановке автобуса – элегантного мужчину, чуть не убивая его, автобус наконец-то поворачивает обратно и везет пассажиров по домам.
Все действие спектакля происходит в этом самом автобусе – с кричащими и падающими пассажирами. Сцены их общения часто кажутся смешными, но в общем и целом зрителям представлена, скорее, грустная проза жизни. Как бы ни выглядел человек, кем бы он ни был, его внутреннее «я» может оказаться запятнанным. Поэтому «Автобус» - не только зрелище, но еще и повод поразмышлять над жизнью и своим местом в ней. А еще задать вопрос: а кто ты сам во всей этой истории?
Пьеса «Автобус» написана в 1980 году. Персонажи в ней не имеют имен. Они обозначены автором как Сознательный, Бессознательный, Безответственный, Влюбленный, Влюбленная, Виртуоз и так далее. Герои пьесы – не люди, а обобщающие все наше общество характеры.
Водитель ни в пьесе, ни в спектакле не представлен. Он скрыт от салона прочными дверями, но «видит» и «слышит», что происходит внутри. И именно водитель становится главным судьей всех человеческих пороков, «собравшихся» в одном стареньком облезлом автобусе. Он идет навстречу пассажирам только после того, как довел их до крайнего исступления и заставил сбросить маски.
Новый спектакль в нашем театре получился ярким и динамичным, несмотря на то что в нем почти не меняется место действия. У зрителей создавалось полное ощущение, что актеры-пассажиры действительно едут в автобусе, и этот автобус становится для них местом откровений, а для тех, кто смотрит со стороны, – поводом для размышлений не только на время спектакля, а еще надолго после того, как сцену закрыл занавес.
Елена Родионова
"Дзержинское время"
Интервью с Екатериной Максименко
Интервью с Валентиной Губкиной
Интервью с Андреем Крайнюковым
Интервью с Екатериной Рязановой
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Вячеславом Рещиковым
Интервью с Михаилом Смоляницким
Интервью с Александром Расевым
Интервью с Валентином Морозовым
Интервью с Валентином Морозовым