Администрация города Дзержинска Нижегородской области
"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"
"Волшебник Изумрудного города"
"Господин Пунтила и слуга его Матти"
"На всякого мудреца довольно простоты"
"Село Степанчиково и его обитатели"
Режиссеры бывают разные. Одни долгие годы работают в своем родном театре, завоевывая уважение и любовь зрителей, сплачиваясь с коллективом. Другие приезжают всего на несколько месяцев для постановки одного спектакля, а после премьеры покидают город, оставляя в репертуаре свое детище. У тех и других свой подход к драматургии и работе с актерами и зрителями.
В эти дни в Дзержинском театре драмы над премьерным спектаклем по пьесе М.Старицкого «За двумя зайцами» работает специально приглашенный режиссер Юрий Береза, который когда-то уже приезжал в наш город. Мы побеседовали за кулисами театра о его жизни, мировоззрении, работе и спектакле, который дзержинцы увидят 17 октября.
- Юрий Михайлович, для начала расскажите немного о себе. Где вы сейчас живете? Чем занимаетесь?
- Вы знаете, трудно сказать, где именно я сейчас постоянно живу. Родился я в Украине, там мой родительский дом, прописан в Подмосковье, а работаю в разных городах. Последнее время находился в Украине, где был довольно плодотворной период моей режиссерской работы. Там я поставил спектакли «Лес» А.Н.Островского, «Трехгрошовая опера» Б.Брехта, «Волчица» по произведениям Ольги Кобылянской, сказку «Дорога в Вифлеем» С.Ковалева, которая представлена на фестивале детских театров в городе Макеевке. А вообще сейчас я пенсионер и каждый раз, когда получаю приглашение поставить спектакль, думаю, ну зачем мне это нужно? Поеду лучше в Крым, буду собирать виноград... и еду в пригласивший театр работать.
- Когда вы впервые приехали в Дзержинск и как тогда сложилась ваша работа в нашем театре?
- В Дзержинск я приехал впервые 20 лет назад, тогда меня пригласили поставить здесь спектакль «Без вины виноватые» по пьесе Островского. После этого мне мне предложили принять театр. После некоторых сомнений я согласился стать главным режиссером. Это был неплохой период: вышел спектакль «Илья Муромец» Е.Федотова с Николаем Стяжкиным в главной роли, «Родительская суббота» В.Яковлева, в котором играл Валентин Морозов, «Без вины виноватые» А.Н.Островского, сказка «Ищи ветра в поле» В.Лифшица, которая потом еще очень долго была в репертуаре театра. В разработке была постановка «Трехгрошовой оперы», но из-за смены руководства премьера ее так и не состоялась.
А затем начались смутные времена начала 90-х и мне пришлось уехать. Это было очень сложное время, депрессивное, было сложно что-то начинать, а «чернуху» ставить я принципиально отказывался. С 91-го года фактически постоянно в одном театре я не работаю. Для нашей среды, я считаю, это нормально. Ненормально, когда режиссер 40 лет сидит в одном театре, как говорится, рассказав все анекдоты, а труппа его долгие годы терпит...
- Мне всегда представлялось, что для того, чтобы найти контакт с актерами, необходима долгая и кропотливая совместная работа. Как вам удается наладить взаимопонимание с труппой, если вы постоянно работаете в разных театрах?
- Понимаете, актеры всегда ждут того режиссера, который открыл бы в них новые качества. Но открытие этих новых творческих возможностей практически всегда не безболезненный процесс. Актер всегда старается предложить то, что ему уже знакомо, на чем он уже имел успех. А режиссер - это такая зубастая собака, которая в один момент вдруг заявляет, что все это не нужно, что в этом спектакле необходимо что-то другое. Были в моей биографии актеры, которые на мои требования отвечали: «Если вам нужны такие артисты, таких и берите. А меня не надо мучить!» Поэтому работать с актерами приходится по-всякому: и с любовью, и с резкостями.
- Тогда получается, что работа приглашенного режиссера наоборот более эффективна? С одной стороны, свежий, непредвзятый взгляд на коллектив, с другой - нет страха обидеть, задеть человека, с которым предстоит и дальше работать...
- Да, возможно и так, если говорить совсем честно. Да и актеры еще могут потерпеть временного режиссера, потому что знают, что через месяц он уедет. Но за то время, что они вместе работают, постановщик должен попытаться сделать актера чуть лучше, опытнее. Такая работа, в принципе, авантюра. Да и все творчество - это сплошная авантюра, потому что все хорошее, что происходит в жизни, происходит вопреки условиям.
К тому же, в нашей стране сложилась такая ситуация, когда труппы привязаны к одному театру, к одному городу. Это неестественно, актеры должны ездить. Если же они не передвигаются, то значит, разные режиссеры должны, как молодые любовники, налетать, будоражить, а потом исчезать.
Театр - это очень живая, постоянно находящаяся в движении система. Здесь могут завариться страсти, вспыхнуть как спичка, а потом также быстро сойти на нет. Понимая это, я всегда уезжал из театров, сохранив хорошие отношения, избегая обид и непонимания.
- Судя по всему, у вас свое представление о театре, своя модель творчества...
- Да. Поэтому, наверное, я, например, не могу поставить Чехова. Просто потому, что не могу найти подходящую труппу, актеров, которые смогли бы естественно воссоздать атмосферу чеховских пьес. И наверное поэтому я не пытаюсь задержаться в каком-то одном театре.
- За те двадцать лет, что прошли с момента вашего первого появления в Дзержинске, как, на ваш взгляд, изменился театр?
- Мне трудно оценить, стал он лучше или хуже. Я только знаю, что прошло много время. Театр изменился, изменились люди, которых я здесь знал да и я стал другим. Часть труппы сменилась, пришла молодежь, которая, как и положено, и режиссеров и более опытных актеров, волнует больше всего. Ведь это будущее нашего театра.
- Вам хотелось бы работать в нашем театре и дальше?
- Вы знаете, я никогда не загадываю наперед, в каком театре и на сколько мне бы хотелось остаться. Во-первых, я никогда не знаю точно, а захотят ли меня пригласить еще? Наверное, поэтому, работая над очередным спектаклем, я часто вспоминаю слова своего учителя, народного артиста СССР, ученика К.С.Станиславского и Е.Б.Вахтангова режиссера Юрия Александровича Завадского, который говорил, что каждый спектакль нужно ставить как последний. В те времена, когда за неосторожное слово на репетиции можно было просто сесть, эти слова, конечно, имели другой смысл. Сейчас же я понимаю их так, что работая над каждым спектаклем, нужно выкладываться до конца.
Кроме того, со стороны руководства дзержинского театра я всегда чувствовал очень доброжелательное отношения. Эти люди осознанно пригласили меня, зная достоинства и недостатки. И это накладывает на меня еще большую ответственность.
- Когда вы получили приглашение от дзержинского театра? И как была выбрана пьеса?
- Предложение поставить спектакль в Дзержинском театре драмы поступило мне в конце февраля. Тогда я приехал сюда, уже зная, какую пьесу хочу поставить - это была комедия М.Старицкого «За двумя зайцами». Мое предложение было принято. Тогда же я сразу предупредил руководство театра, что спектакль будет поставлен в традиционной манере, без скандальных, неоднозначных моментов.
Почему была выбрана именно эта пьеса? Во-первых, комедия Старицкого необыкновенно актуальна сейчас, ведь в принципе, она о виртуальных и реальных ценностях и мечтах человека. Как и герой пьесы, сейчас многие пытаются создать иллюзию хорошей обеспеченной жизни, ищут разные возможности выбиться в люди, продавая себя, соглашаясь на сделку с собственной совестью. Тратят последние деньги, занимают, берут кредиты, но отправляются отдыхать на шикарные курорты. Это я и называю виртуальными, ненастоящими ценностями.
Стремление жить не по средствам - это дестабилизация, которую я вижу в современном обществе. И тенденция эта развивается, поддерживаемая системой, которая дает в долг, то есть системой ростовщиков. В готовящемся спектакле мы и скажем о том, что неожиданно все мы, даже те, кто не брал взаймы, стали должниками и вынуждены расплачиваться за тех, кто захотел жить красиво, не имея для этого ресурсов. Если задуматься об этом серьезно, то становится просто страшно. Мы же ставим спектакль, чтобы помочь людям избавиться от этого груза, проститься с кризисом в душе, просто посмеяться. Наш спектакль - комедия, с большим количеством музыкальных и танцевальных номеров. Однако глубокий смысл драматургии от этого никуда не пропадает.
- Дзержинский зритель вам тоже уже знаком. С каким чувством вы ждете предстоящую премьеру?
- Скажу сразу, что зритель, даже в одном городе, очень разный. Есть искушенный театральный зритель, который любит именно свой театр, причем в любом виде. Бывает супер-искушенный зритель, который любит театр вообще и может критически относиться к театру своего города. А есть зритель неискушенный, который в театре бывает достаточно редко. Работая над спектаклем «За двумя зайцами», мы ставим цель показать то, что будет интересно любому человеку, то, что волнует каждого. Поэтому я надеюсь на положительный отклик.
Записала Марина Ипатова
"Дзержинское время"
Интервью с Екатериной Максименко
Интервью с Валентиной Губкиной
Интервью с Андреем Крайнюковым
Интервью с Екатериной Рязановой
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Вячеславом Рещиковым
Интервью с Михаилом Смоляницким
Интервью с Александром Расевым
Интервью с Валентином Морозовым
Интервью с Валентином Морозовым