Администрация города Дзержинска Нижегородской области

ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ    Твиттер Livejournal Youtube

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ

"Алиса в стране чудес"

"Ассакамури"

"Волшебник Изумрудного города"

"Дядюшкин сон"

"Дядюшкин сон"

"Земля Эльзы"

"Искусство жениться"

"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"

"Капитанская дочка"

"Квадратура круга"

"Кот в сапогах"

"Много шума из ничего"

"На дне"

"Ночь перед Рождеством"

"Плутни Скапена"

"Ревизор"

"Ревнивец"

"Самоубийца"

"Сарший сын"

"Стеклянный зверинец"

"Страсти по Торчалову"

"Тётки"

"Финист Ясный Сокол"

"Ханума"

"Царевна-лягушка"

"Non dolet"

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ
ПРОШЛЫХ ЛЕТ

"Алые паруса"

"Баллада о матери"

"Бенефис 2010 г."

"Бенефис 2011 г."

"Блин-2"

"Вечер"

"Господин Пунтила и слуга его Матти"

"Гроза"

"Гроза"

"Двенадцатая ночь"

"Дикарь"

"Жестокие игры"

"Жизнь артиста"

"За двумя зайцами"

"Затейник"

"Золотой ключик"

"Любишь - не любишь"

"Месье Амедей"

"Мой друг Винни-Пух"

"На всякого мудреца довольно простоты"

"Ромео и Джульетта"

"Русское лото"

"Рядовые"

"Село Степанчиково и его обитатели"

"Семья с мешком чертей"

"Синяя ворона"

"Сирано де Бержерак"

"Странный отель для нежных сердец"

"Таланты и покойники"

"Тринадцатая звезда"

"Фрегат "Паллада"

"Шум за сценой"

"Я тебя никогда не прощу"

«Квадратура круга» как формула любви

В минувшую субботу, 22 октября, Дзержинский театр драмы открыл юбилейный сезон. Открыл умной, талантливой шуткой Катаева - спектаклем «Квадратура круга». Спектаклем о советской простоте и наивности юношеской влюбленности.

В том, что Дзержинская драма решила сдуть пыль с советской пьесы, нет ничего удивительного. Вспоминать «совок» сегодня модно. К тому же больше сорока лет, вплоть до 91-го года, Дзержинский театр драмы носил имя «Тридцатилетия Ленинского комсомола». Так что шестьдесят пятый день рождения, который отмечает театр в этом году, - самое время вспомнить о молодости...

Герои новой постановки - молодые люди. Они, как, впрочем, и весь Советский Союз, верят в светлое будущее, полны ожиданий и стремлений. Они молоды, искренни, только немного запутались в своих чувствах... Простой и конкретный пролетарий Вася (Иван Никулин) и милый прагматичный интеллигентик Абрам (Артем Баранов) - герои спектакля «Квадратура круга» и соседи по комнате, живут, как говорится, в тесноте, да не в обиде. И на тебе - вдруг оба соседа в одночасье женятся... Как туг быть? Одно дело жить в комнате вдвоем с приятелем, и совсем другое - делить комнатенку на две семьи. К тому же избранницы героев беспартийная Людмилка (Екатерина Максименко) и активистка Тоня Кузнецова (Татьяна Рябова) - абсолютные противоположности. Первая - типичная мещаночка (для которой важно, чтобы ее «котик» Вася целовал ее в носик, а еще хорошо кушал и стал «толстеньким-толстеньким»), а вторая - только и умеет, что книжки читать, и вовсе не художественную литералу. Она зациклена на истории общественных течений и общественной жизни. И перед ее фамилией так и хочется добавить значимое для каждого советского человека слово - «товарищ».

Как бы то ни было, но по ход/дела выясняется, что Василию как раз милее буквоедка Тоня, а Абраму - хозяйственная, пусть и беспартийная Людмилка. Что делать? Поменяться женами «неэтично», развестись - тоже. Но и обманывать комсомольцы не умеют и не имеют права... Два любовных треугольника на десятке метров коммунальной комнатенки - это, согласитесь, слишком. Поэтому сложившиеся было «ячейки общества» смешиваются и на глазах разваливаются.

История, конечно, заканчивается благополучно. И любовь в конце концов победит новую теорию семьи, но... Пока идет спектакль, принять решение для каждого из героев - неразрешенная задача, сродни безрезультатному поиску квадратуры круга.

Елена Богомазова,

"Дзержинское время", 27 октября 2011 г.

Неразрешимая задача….

Есть у некоторых зрителей привычка – погружаться в тему. Если уж идут на какой спектакль в театр, то обязательно прочтут первоисточник, а если есть – еще и фильмы по этому же произведению пересмотрят. «Страдаю» этим и я. Любимые «Алые паруса», например, и «Щелкунчика» посмотрела уже на стольких сценах!

Впрочем, речь сейчас пойдет совершенно о другом спектакле…

«Квадратура круга». Помню, это название в афише Дзержинского драмтеатра зацепило меня лет пять назад, но все никак не складывалось посмотреть. И вот, наконец, срослось – билеты на руках, и в электронную книгу закачена одноименная пьеса Катаева. Надо сказать, читать пьесы я считаю неблагодарным занятием, их все-таки куда приятнее лицезреть, хотя в целом я больше читатель, нежели слушатель и зритель. Но в этот раз сложилось иначе! Книга шла тяжело, а вот спектакль настолько запал в душу, что после него захотелось перечесть книгу еще раз.

… Мы попали на юбилейный показ «Квадратуры круга», его «давали» в 50-й раз. Как сказал режиссер, премьеры в театре случаются чаще, чем вот такие юбилейные показы. Сопричастность к такому событию не могла не вызвать чувство гордости! К тому же, спектакль показывали как раз в дни юбилея ВЛКСМ, поэтому погружение в тему произошло бы и без книги Катаева.

Лично меня, как большого любителя массовых сцен, спектакль зацепил с первых минут, когда строевым шагом первые комсомольцы прошагали по сцене и вынесли декорации. Конечно, я знала, что первые комсомольцы и строители Дзержинска в том числе жили в бараках, в комнатушках, и даже в землянках, засыпушках и бочках (!), но одно дело – знать, и совсем другое – увидеть это воочую, хотя бы на сцене. Скамейка вместо кровати, стул, заменяющий и книжную полку, и шкаф, и буфет, лампочка без выключателя, пальто вместо одеяла и подушки. А занавесок, полок, ковриков, фотографий и даже постельного белья и посуды – нет. Под предлогом борьбы с мещанством, но на самом деле по бедности, конечно. И вот в эти первые минуты спектакля мы остро пожалели, что не взяли на просмотр дочерей-подростков. Они, живущие среди фоторамок, картинок, статуэток и прочих сувениров, с полными одежды и обуви шкафами, кучей игрушек и зеркал, наверное, и не поверили бы, что их прабабушки реально жили в пустоте и нищете. Современные дети решили бы, что это все – гипербола и фарс! Ведь в афише написано же, что «Квадратура круга» - комедия! Вот только смех здесь, конечно, сквозь слезы.

Кстати, о название. Квадратура круга — это, вообще-то, задача. Задача на построение с помощью циркуля и линейки квадрата, равного по площади кругу. Задача - неразрешимая. С точки зрения математики.

А с точки зрения жизни?

Главным героям пьесы тоже предстоит построить свою квадратуру круга, и остаться при этом людьми, и даже больше – комсомольцами. А строить новую жизнь им предстоит как раз в пространстве комнаты в бараке. Одной на четверых, одной на две семьи.

В центре сюжета – строительство двух семей, ячеек общества, на фоне строительства Комсомола и светлого будущего и собраний комсомольских ячеек. А как все это построить. Если в остром дефиците даже обыкновенный веник?

… Абрам и Тоня Кузнецова были знакомы давно, и вот решили «зарегистрироваться». Вместо любви в основу брака они положили сходство характеров, общие идеологические взгляды и трудовой контакт. А Вася и Людмила расписались на второй день после знакомства. И теперь им вчетвером предстоит делить комнату в бараке. У комсомолки Тони находится мел, которым она расчертила жилплощадь на две половины. А у «мещаночки» Людмилы – перегородка, а еще – подушки, одеяла, покрывала, примус, чайник, кружки, баранки, котлеты, молоко и портреты бабушки и дедушки. Тоня заставляет мужа читать книжки, а он голодает и смотрит за перегородку, где Людмила заставляет Васеньку пить молочко, целовать ее в носик и… мяукать.

Спустя сутки (!) Абрам ведет Людмилочку в зоосад, а давние знакомые и бывшие влюбленные Тоня и Вася целуются…

Сюжет построен так, что герои и пары повторяют одни и те же слова и сцены. Абрам все время рассуждает, что этично, а что нет, при этом мечтая о колбасе. Тоня противопоставляет личное счастье общественному. Людмила ищет любви. А Васька – свободы. В итоге герои прорастают друг в друга, перенимая чужие фразы, и… меняются партнерами.

До конца мы гадали, чем все закончится: останутся ли жены при своих мужьях или же произведут взаимовыгодный обмен? И этично ли это будет? Но в один момент оказывается возможным третий вариант: «бабы» уходят, оставив двух друзей с их кОзлами, лавкой, веником, неработающей лампочкой и велосипедом. И полной свободой. И одиночеством. И другом-поэтом…

Кстати, поэт, сыплющий рифмованными экспромтами, заслуживает особого внимания. Как и положено поэту, он вечно голодный, в поиске ночлега и благодарных слушателей. И неизвестно, что нужнее ему для вдохновения: признание ли, сюжеты из жизни или… кусок колбасы и кружка алкоголя. В общем, у поэта своя неразрешимая квадратура в жизни. Между прочим, зрители настолько «вкусно» едят на сцене эту самую колбасу, что с середины первого акта в голову уже приходят мысли о театральном буфете…

… А финал у пьесы – хэппи энд. Все-таки это комедия! Все помирились, восторжествовала любовь, и комната в бараке стала как будто не только чище и уютнее, но и шире, больше, свободнее, светлее. Как будущее, которое предстоит построить Ваське, Тоне, Людмилочке, Абраму и Поэту со товарищи.

Что из всего этого строительства вышло – мы с вами знаем. Они – не знали. Поэтому верили, мечтали и… строили! Строили свою квадратуру, решали свою неразрешимую задачу.

Среди зрителей на юбилейном показе были и бывшие комсомольцы, которые подпевали актерам на сцене, и молодежь, и подростки. «О чем спектакль?», - спросили мы у детей. «О дружбе» - ответили дети.

Анна Фильцова

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ИНТЕРВЬЮ

Интервью с Иваном Никулиным

Интервью с Марией Шиманской

Интервью с Артемом Барановым

Людмила Купоросова

Интервью с Валентиной Губкиной

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Андреем Крайнюковым

Интервью с Денисом Мартыновым

Интервью с Зоей Морозовой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Екатериной Рязановой

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Вячеславом Рещиковым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Ларисой Шляндиной

Интервью с Егором Шашиным

Интервью с Михаилом Смоляницким

Интервью с Александром Расевым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Виктором Шрайманом

Интервью с Леонидом Чигиным

Интервью с Михаилом Тяжевым

Интервью с Евгенией Труш

Интервью с Ольгой Герр

Интервью с Николаем Стяжкиным

Интервью с Федором Архиповым

Интервью с Юрием Березой

Интервью с Леонидом Хейфецом

Интервью с Сергеем Стеблюком

Интервью с Юлией Ауг

Интервью с Аманом Кулиевым

К ИСТОРИИ ТЕАТРА

"Истинный Храм искусства"

"Храм искусств"

К 100-летию Нины Конаковой

К 100-летию Филиппа Лещенко

К 100-летию Теодора Лондона

Белла Чуркина

Пишет зритель