Администрация города Дзержинска Нижегородской области

ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ   

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ

"А зори здесь тихие..."

"Автобус"

"Алиса в стране чудес"

"Ассакамури"

"Бесприданница"

"Букет"

"Вий"

"Волшебная лампа Аладдина"

"Дураки вы, мужики!"

"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"

"Калека с острова Инишмаан"

"Капитанская дочка"

"Лекарство от одиночества"

"Много шума из ничего"

"Морфий"

"Недоросль"

"Ночь перед Рождеством"

"Продавец дождя"

"Ревизор"

"Страсти по Торчалову"

"Теремок"

"Тётки"

"У самого края"

"Утиная охота"

"Ханума"

"Царевна-лягушка"

"Чёрный управляет всем"

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ
ПРОШЛЫХ ЛЕТ

"Non dolet"

"Алые паруса"

"Баллада о матери"

"Бенефис 2010 г."

"Бенефис 2011 г."

"Блин-2"

"Вечер"

"Волшебник Изумрудного города"

"Господин Пунтила и слуга его Матти"

"Гроза"

"Гроза"

"Двенадцатая ночь"

"Дикарь"

"Дядюшкин сон"

"Дядюшкин сон"

"Жестокие игры"

"Жизнь артиста"

"За двумя зайцами"

"Затейник"

"Земля Эльзы"

"Золотой ключик"

"Изобретательная влюбленная"

"Искусство жениться"

"Квадратура круга"

"Кот в сапогах"

"Кот Федот и Новый год"

"Любишь - не любишь"

"Месье Амедей"

"Мой друг Винни-Пух"

"На всякого мудреца довольно простоты"

"На дне"

"Плутни Скапена"

"Ревнивец"

"Ромео и Джульетта"

"Русское лото"

"Рядовые"

"С любовью не шутят"

"Самоубийца"

"Село Степанчиково и его обитатели"

"Семья с мешком чертей"

"Синяя ворона"

"Сирано де Бержерак"

"Сирена и Виктория"

"Сиротливый Запад"

"Спойлеры"

"Старший сын"

"Стеклянный зверинец"

"Странный отель для нежных сердец"

"Таланты и покойники"

"Тринадцатая звезда"

"Финист Ясный Сокол"

"Фрегат "Паллада"

"Шум за сценой"

"Я тебя никогда не прощу"

«Квадратура круга» как формула любви

В минувшую субботу, 22 октября, Дзержинский театр драмы открыл юбилейный сезон. Открыл умной, талантливой шуткой Катаева - спектаклем «Квадратура круга». Спектаклем о советской простоте и наивности юношеской влюбленности.

В том, что Дзержинская драма решила сдуть пыль с советской пьесы, нет ничего удивительного. Вспоминать «совок» сегодня модно. К тому же больше сорока лет, вплоть до 91-го года, Дзержинский театр драмы носил имя «Тридцатилетия Ленинского комсомола». Так что шестьдесят пятый день рождения, который отмечает театр в этом году, - самое время вспомнить о молодости...

Герои новой постановки - молодые люди. Они, как, впрочем, и весь Советский Союз, верят в светлое будущее, полны ожиданий и стремлений. Они молоды, искренни, только немного запутались в своих чувствах... Простой и конкретный пролетарий Вася (Иван Никулин) и милый прагматичный интеллигентик Абрам (Артем Баранов) - герои спектакля «Квадратура круга» и соседи по комнате, живут, как говорится, в тесноте, да не в обиде. И на тебе - вдруг оба соседа в одночасье женятся... Как туг быть? Одно дело жить в комнате вдвоем с приятелем, и совсем другое - делить комнатенку на две семьи. К тому же избранницы героев беспартийная Людмилка (Екатерина Максименко) и активистка Тоня Кузнецова (Татьяна Рябова) - абсолютные противоположности. Первая - типичная мещаночка (для которой важно, чтобы ее «котик» Вася целовал ее в носик, а еще хорошо кушал и стал «толстеньким-толстеньким»), а вторая - только и умеет, что книжки читать, и вовсе не художественную литералу. Она зациклена на истории общественных течений и общественной жизни. И перед ее фамилией так и хочется добавить значимое для каждого советского человека слово - «товарищ».

Как бы то ни было, но по ход/дела выясняется, что Василию как раз милее буквоедка Тоня, а Абраму - хозяйственная, пусть и беспартийная Людмилка. Что делать? Поменяться женами «неэтично», развестись - тоже. Но и обманывать комсомольцы не умеют и не имеют права... Два любовных треугольника на десятке метров коммунальной комнатенки - это, согласитесь, слишком. Поэтому сложившиеся было «ячейки общества» смешиваются и на глазах разваливаются.

История, конечно, заканчивается благополучно. И любовь в конце концов победит новую теорию семьи, но... Пока идет спектакль, принять решение для каждого из героев - неразрешенная задача, сродни безрезультатному поиску квадратуры круга.

Елена Богомазова,

"Дзержинское время", 27 октября 2011 г.

Неразрешимая задача….

Есть у некоторых зрителей привычка – погружаться в тему. Если уж идут на какой спектакль в театр, то обязательно прочтут первоисточник, а если есть – еще и фильмы по этому же произведению пересмотрят. «Страдаю» этим и я. Любимые «Алые паруса», например, и «Щелкунчика» посмотрела уже на стольких сценах!

Впрочем, речь сейчас пойдет совершенно о другом спектакле…

«Квадратура круга». Помню, это название в афише Дзержинского драмтеатра зацепило меня лет пять назад, но все никак не складывалось посмотреть. И вот, наконец, срослось – билеты на руках, и в электронную книгу закачена одноименная пьеса Катаева. Надо сказать, читать пьесы я считаю неблагодарным занятием, их все-таки куда приятнее лицезреть, хотя в целом я больше читатель, нежели слушатель и зритель. Но в этот раз сложилось иначе! Книга шла тяжело, а вот спектакль настолько запал в душу, что после него захотелось перечесть книгу еще раз.

… Мы попали на юбилейный показ «Квадратуры круга», его «давали» в 50-й раз. Как сказал режиссер, премьеры в театре случаются чаще, чем вот такие юбилейные показы. Сопричастность к такому событию не могла не вызвать чувство гордости! К тому же, спектакль показывали как раз в дни юбилея ВЛКСМ, поэтому погружение в тему произошло бы и без книги Катаева.

Лично меня, как большого любителя массовых сцен, спектакль зацепил с первых минут, когда строевым шагом первые комсомольцы прошагали по сцене и вынесли декорации. Конечно, я знала, что первые комсомольцы и строители Дзержинска в том числе жили в бараках, в комнатушках, и даже в землянках, засыпушках и бочках (!), но одно дело – знать, и совсем другое – увидеть это воочую, хотя бы на сцене. Скамейка вместо кровати, стул, заменяющий и книжную полку, и шкаф, и буфет, лампочка без выключателя, пальто вместо одеяла и подушки. А занавесок, полок, ковриков, фотографий и даже постельного белья и посуды – нет. Под предлогом борьбы с мещанством, но на самом деле по бедности, конечно. И вот в эти первые минуты спектакля мы остро пожалели, что не взяли на просмотр дочерей-подростков. Они, живущие среди фоторамок, картинок, статуэток и прочих сувениров, с полными одежды и обуви шкафами, кучей игрушек и зеркал, наверное, и не поверили бы, что их прабабушки реально жили в пустоте и нищете. Современные дети решили бы, что это все – гипербола и фарс! Ведь в афише написано же, что «Квадратура круга» - комедия! Вот только смех здесь, конечно, сквозь слезы.

Кстати, о название. Квадратура круга — это, вообще-то, задача. Задача на построение с помощью циркуля и линейки квадрата, равного по площади кругу. Задача - неразрешимая. С точки зрения математики.

А с точки зрения жизни?

Главным героям пьесы тоже предстоит построить свою квадратуру круга, и остаться при этом людьми, и даже больше – комсомольцами. А строить новую жизнь им предстоит как раз в пространстве комнаты в бараке. Одной на четверых, одной на две семьи.

В центре сюжета – строительство двух семей, ячеек общества, на фоне строительства Комсомола и светлого будущего и собраний комсомольских ячеек. А как все это построить. Если в остром дефиците даже обыкновенный веник?

… Абрам и Тоня Кузнецова были знакомы давно, и вот решили «зарегистрироваться». Вместо любви в основу брака они положили сходство характеров, общие идеологические взгляды и трудовой контакт. А Вася и Людмила расписались на второй день после знакомства. И теперь им вчетвером предстоит делить комнату в бараке. У комсомолки Тони находится мел, которым она расчертила жилплощадь на две половины. А у «мещаночки» Людмилы – перегородка, а еще – подушки, одеяла, покрывала, примус, чайник, кружки, баранки, котлеты, молоко и портреты бабушки и дедушки. Тоня заставляет мужа читать книжки, а он голодает и смотрит за перегородку, где Людмила заставляет Васеньку пить молочко, целовать ее в носик и… мяукать.

Спустя сутки (!) Абрам ведет Людмилочку в зоосад, а давние знакомые и бывшие влюбленные Тоня и Вася целуются…

Сюжет построен так, что герои и пары повторяют одни и те же слова и сцены. Абрам все время рассуждает, что этично, а что нет, при этом мечтая о колбасе. Тоня противопоставляет личное счастье общественному. Людмила ищет любви. А Васька – свободы. В итоге герои прорастают друг в друга, перенимая чужие фразы, и… меняются партнерами.

До конца мы гадали, чем все закончится: останутся ли жены при своих мужьях или же произведут взаимовыгодный обмен? И этично ли это будет? Но в один момент оказывается возможным третий вариант: «бабы» уходят, оставив двух друзей с их кОзлами, лавкой, веником, неработающей лампочкой и велосипедом. И полной свободой. И одиночеством. И другом-поэтом…

Кстати, поэт, сыплющий рифмованными экспромтами, заслуживает особого внимания. Как и положено поэту, он вечно голодный, в поиске ночлега и благодарных слушателей. И неизвестно, что нужнее ему для вдохновения: признание ли, сюжеты из жизни или… кусок колбасы и кружка алкоголя. В общем, у поэта своя неразрешимая квадратура в жизни. Между прочим, зрители настолько «вкусно» едят на сцене эту самую колбасу, что с середины первого акта в голову уже приходят мысли о театральном буфете…

… А финал у пьесы – хэппи энд. Все-таки это комедия! Все помирились, восторжествовала любовь, и комната в бараке стала как будто не только чище и уютнее, но и шире, больше, свободнее, светлее. Как будущее, которое предстоит построить Ваське, Тоне, Людмилочке, Абраму и Поэту со товарищи.

Что из всего этого строительства вышло – мы с вами знаем. Они – не знали. Поэтому верили, мечтали и… строили! Строили свою квадратуру, решали свою неразрешимую задачу.

Среди зрителей на юбилейном показе были и бывшие комсомольцы, которые подпевали актерам на сцене, и молодежь, и подростки. «О чем спектакль?», - спросили мы у детей. «О дружбе» - ответили дети.

Анна Фильцова

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ИНТЕРВЬЮ

Интервью с Екатериной Максименко

Интервью с Иваном Никулиным

Интервью с Марией Шиманской

Интервью с Артемом Барановым

Интервью с Артемом Барановым

Людмила Купоросова

Интервью с Валентиной Губкиной

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Андреем Крайнюковым

Интервью с Денисом Мартыновым

Интервью с Зоей Морозовой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Екатериной Рязановой

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Вячеславом Рещиковым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Ларисой Шляндиной

Интервью с Егором Шашиным

Интервью с Михаилом Смоляницким

Интервью с Александром Расевым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Виктором Шрайманом

Интервью с Леонидом Чигиным

Интервью с Михаилом Тяжевым

Интервью с Евгенией Труш

Интервью с Ольгой Герр

Интервью с Николаем Стяжкиным

Интервью с Федором Архиповым

Интервью с Юрием Березой

Интервью с Леонидом Хейфецом

Интервью с Сергеем Стеблюком

Интервью с Юлией Ауг

Интервью с Аманом Кулиевым

К ИСТОРИИ ТЕАТРА

"Истинный Храм искусства"

"Храм искусств"

К 100-летию Нины Конаковой

К 100-летию Филиппа Лещенко

К 100-летию Теодора Лондона

Белла Чуркина

Пишет зритель