Администрация города Дзержинска Нижегородской области
"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"
"Волшебник Изумрудного города"
"Господин Пунтила и слуга его Матти"
"На всякого мудреца довольно простоты"
"Село Степанчиково и его обитатели"
Многие годы театр привлекал русского зрителя тем, что он был, пожалуй, (кроме поэзии и литературы, но это все-таки элитарное искусство, а театр демократичен) одним из немногих мест, где хоть и в форме иносказаний, эзоповым языком, но люди получали правду о том, как они живут. И за этой правдой они в театр и шли.
Сейчас, когда информационное поле стало свободным, когда появился интернет, вдруг выяснилось, что у тех режиссеров и театров, которые «положили жизнь» на борьбу с властью, пропало поле деятельности. Двери открыты. Театр утратил монополию на свободное слово.
Что же сегодня влечет зрителей? В самом деле - у них полно проблем, они бедны, их города неухожены и неуютны, а им нужно ехать куда-то вечером… Казалось бы – зачем? Но вот спектакль и в зале много зрителей. Меня всегда это трогает и поражает.
И особенно это становится значимым, если обратить внимание - на что пришел сегодня зритель. «Дядюшкин сон» - это не уморительная комедия положений Куни, это Достоевский. А значит предлагается не гарантированное развлечение, а сложная работа.
У театра должна быть огромная смелость, чтобы взять к постановке такой серьезный материал. К тому же в небольшом городе, где нужно заполнять зал, нужно, чтобы люди пришли в кассу и купили билет. И этот подвиг театра – то, что вы взяли такой уровень разговора со зрителем, такой уровень текста, - вызывает огромное уважение.
Я по профессии режиссер, но так получилось, что последние 5-6 лет я в качестве театрального аналитика много езжу по стране, много вижу спектаклей самых разных театров, и почти все мне не нравится. По безвкусице, по слабости профессионализма, по многим компонентам того, что мы называем театром.
Так вот – сегодняшний спектакль произвел на меня очень большое впечатление. И это, несомненно, радует.
Прежде всего - спектакль построен на замечательном темпо-ритме. И это не искусственный, не механический темпо-ритм, а четко схваченный режиссером, и понятый и освоенный артистами.
Только с возрастом и с опытом я понял, что главное умение режиссера – схватить движение жизни, ее пульсацию. И если пульсация жизни в спектакле есть, это признак, что «больной жив». Здесь эта пульсация, это движение жизни есть и именно оно определяет весь ход спектакля. События идут логично и последовательно, превращаясь в обстоятельства, влекущие за собой рождение новых событий. Как в самой жизни. Театр отражает жизнь в ее пульсации и движении.
И еще - спектакль отмечен вкусом. Высоким вкусом режиссуры и актерского ансамбля. В последние годы настоящий актерский ансамбль редко удается увидеть на сцене. А здесь он есть. Удивительно сплоченный, стремительно несущийся по перспективе и с огромной энергетикой отдающий залу свой талант. Это одно из главных достоинств вашего спектакля.
Особенно сильна женская группа. Конечно, это не умаляет достоинств замечательного артиста, играющего Князя (Игорь Тарасов) – умного, современного, выразительного, тонкого, интеллигентного, все это есть. Но женская группа – это бенефис группы и, конечно, бенефис актрисы, играющей главную роль – Татьяны Орловой. Это замечательная работа. Чем она привлекает? Актриса на протяжении всего спектакля, с такой выкладкой, с такой энергетикой держит зрительный зал! И при этом такой профессионализм!
Спектакль, особенно первое действие, построен на литературном тексте. Он довольно скуп по внешним выразительным средствам, здесь действие не физическое, а словесное. Но какое это словесное действие! Когда ты видишь, как актриса строит перспективу мысли, какая у нее выразительная речь, как все грамотно выстроено, это не может не волновать.
Часто приходится наблюдать на сцене артистов, играющих, образно говоря, как «электричка», а не как скорый поезд. У скорого поезда есть конечная цель, конечная станция, а электричка остонавливается на каждом полустанке. Но зрителю не интересны эти остановки, ему интересно следить куда движется история. В этом спектакле такое движение есть, оно стремительно и оно очень профессионально выполняется.
Нельзя не отметить актрису, исполняющую роль Софьи Петровны (Юлия Ильина).Замечательная роль, острейшая зарисовка Я люблю на сцене острую характерность, гротеск, мне это нравится. Так вот здесь – как смело все сделано, и с какой правдой! Хороша Зина (Мария Шиманская), точный образ, красивый и трогательный. И другие женщины – какие характеры, какое наполнение, какая смелость! И какое удовольствие идет со сцены в зал.
Я перед премьерой всегда говорю артистам: «Играйте не для зрителя, играйте для себя». В этом парадоксе один из главных законов театра. Вот дети играют в песочнице. Они же для себя играют. И если им «в кайф», оторваться от такого зрелища невозможно. Так и в театре, зрителя не обманешь, и если мы чувствуем, что артисту «в кайф», и у нас появляется кайф.
В этом спектакле такой кайф, такое удовольствие есть.
И как это все прекрасно принимает зритель! Какой чуткий зал! Актеры только намечают какое-то событие, оно еще даже не в тексте, оно только в интонации, а зритель сразу понимает и принимает.
Спектакль вообще очень умно построен. В нем, кроме четко выстроенного темпо-ритма, прекрасный юмор, а юмор важная составляющая любого спектакля. Ведь жизнь, она же объемна, в ней все рядом и одновременно, и трагдеия, и фарс. Как в фильмах Чаплина, когда от юмориситических сцен только сильнее звучит лирическая тема. У вас в спектакле хороший и умный юмор.
И еще - нельзя не отметить прекрасную литературную речь. Я страдаю, когда слышу неграмотную речь, глухие окончания, когда нет достаточного посыла, когда звук не формируется так, как написано. Это ужасно. Этого не должно быть в профессиональном театре. К сожалению, современный российский актер нередко механически «шлепает губами» и зритель не понимает что он говорит. А у вас прекрасный текст и прекрасная речь.
И, конечно, поразителен финал спектакля. Он очень хорошо режиссерски придуман и актерски сыгран. Очень хорошо.
Я редко получаю такое удовольствие на спектаклях современных российских театров. Здесь я получил огромное впечатление. Спасибо вам за него.
Виктор Шрайман,
главный режиссер Нижегородского
ТЮЗа, вице-президент Международного
театрального фестиваля «КукАRT»,
член жюри областного фестиваля-конкурса
актерских работ им.Евг.Евстигнеева,
актер, педагог, критик.
Из выступления на обсуждении спектакля Дзержинского театра драмы "Дядюшкин сон", март 2013 г.
Интервью с Екатериной Максименко
Интервью с Валентиной Губкиной
Интервью с Андреем Крайнюковым
Интервью с Екатериной Рязановой
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Вячеславом Рещиковым
Интервью с Михаилом Смоляницким
Интервью с Александром Расевым
Интервью с Валентином Морозовым
Интервью с Валентином Морозовым