Администрация города Дзержинска Нижегородской области
"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"
"Волшебник Изумрудного города"
"Господин Пунтила и слуга его Матти"
"На всякого мудреца довольно простоты"
"Село Степанчиково и его обитатели"
Главный режиссер и актер Дзержинского драматического театра Андрей Подскребкин живет в нашем городе всего 15 лет. Однако может по праву считаться одним из самых известных и уважаемых дзержинцев. Как наш герой оказался здесь? Почему решил стать сначала актером, а потом режиссером? За что Андрей Сергеевич благодарен нашему городу? Об этом в нашем сегодняшнем материале.
ИЗ ДОСЬЕ
Андрей Сергеевич Подскребкин родился 21 июня 1967 года. В 1986-м окончил Иркутское театральное училище по специальности «Актер драматического театра». В 1999 году окончил высшее театральное училище им. Б.В. Щукина по специальности «Режиссер драматического театра». В 1986-1999 годах – актер Читинского театра драмы. С 2008-го главный режиссер Дзержинского театра драмы
Наш герой родился в Иркутске. На рабочей окраине города, где проживали, мягко говоря, не завзятые театралы. Не был круглым отличником, но хорошо рисовал. Однажды сделал карикатуру на классную руководительницу, за что был отправлен в наказание в городской Дворец пионеров «таскать столы». После трудотерапии заглянул в одну из дверей и увидел… кукол. Зашел. Познакомился с руководительницей Анной Илларионовной Гагаркиной, которая неожиданно попросила Андрея сделать … нос для Бабы Яги. Испортил кучу поролона, но сделал.
Мальчика из предместья с его грубыми нравами поразила доброжелательная атмосфера, царившая в кукольном кружке. Дальше – больше. Влился в коллектив, стал фанатом Театра кукол. Первая кукла начинающего актера Подскребкина – «медведь-штангист». После окончания восьмого класса Андрей поступил в Иркутское театральное училище на курс Б. С. Райкина и Л.А. Темиряевой. Набора на кукольное отделение в этот год не было, поэтому поступил на отделение, где готовили драматических актеров. Планировал перевестись на кукольное, но…
После окончания училища начинающего артиста пригласил работать в Читу главный режиссер местного драматического театра Александр Славутский, где очередной режиссер Забайкальского драматического театра Ефим Золотарев дал начинающему актеру почитать книгу «Действенный анализ пьесы» о режиссуре со словами: «У тебя режиссерские мозги».
– Мне начал открываться другой мир – не как играть, а как анализировать роль, как разбирать театральное действие, как подходить к тексту, – говорит Андрей Сергеевич. – С этого момента я стал мечтать о том, чтобы делать спектакли.
Наш собеседник хорошо учился в театральном училище, но придя в театр, понял, что ничего не умеет. Дело в том, что сцена и зрительный зал в училище были гораздо меньше по размеру, чем в театре. Выразительные средства на малой сцене – другие, более скромные, если так можно сказать.
– Поэтому приходилось заново учиться говорить так, чтобы тебя было слышно в зале на 700 мест, «с посылом», двигаться ярче, играть всем телом. Чтобы быть заразительным, нужно быть выразительным, – вспоминает наш герой.
Через некоторое время Андрей Сергеевич стал в Чите ведущим актером, будучи занятым в подавляющем большинстве спектаклей. Мечтал о режиссуре и начал ставить самостоятельно спектакли. В итоге поступил в знаменитое театральное училище им. Щукина в Москве на заочное отделение (курс Л.Е. Хейфеца и М.Р. Тер-Захаровой). В столице традиционно огромный конкурс, но Андрей Сергеевич уже не новичок в профессии. В «Щуке» впервые пересеклись пути Андрея Подскребкина и нынешнего директора Дзержинского драматического театра Юрия Кислинского.
Два студента из провинции подружились в Москве. Юрий Викторович даже принимал участие как актер в режиссерских заданиях Подскребкина и наоборот. Встреча, как мы сейчас знаем, оказалась судьбоносной, но об этом чуть позже. В 1999 году Подскребкин окончил высшее театральное училище по специальности «Режиссер драматического театра». Была ли возможность остаться работать в Москве после окончания «Щуки»?
– Не то, что остаться в Москве, устроиться режиссером хоть где-нибудь было трудно, – говорит наш герой.
Не было направления на работу, как в советское время, никто не приходил и «не покупал» выпускников. Подскребкин приехал с дипломом «Щуки» в Читу, где ему предложили поставить детскую сказку. Но не на сцене, а в… фойе. И не сейчас, а через год. Без выбора самой сказки и артистов.
Андрея Сергеевича такой вариант не устроил. Пришлось покинуть театр в Чите. Он отчаянно искал работу. Трудился в разных городах как приглашенный режиссер, был главным режиссером в городе Ачинске Красноярского края, главным в театре «ЛиК» в Чите, пока в 2008 году не получил приглашение от своего сокурсника по «Щуке» Юрия Кислинского поставить в Дзержинске спектакль «Блин-2».
Поставил, уехал в Читу, чтобы вернуться в Дзержинск уже в статусе главного режиссера. Зритель в Дзержинске, как показалось тогда Подскребкину, отличался от читинского. Он более патриархальный, не очень активно откликается на режиссерские провокации. С тем же спектаклем – дебютом Поскребкина – в Дзержинске случился мини-скандал. Некоторым педагогам дзержинских школ показалось, что молодежная тема в постановке Андрея Сергеевича трактуется слишком вольно. Наш герой считает, что зрителя нужно приучать к театральным экспериментам долго и терпеливо. Зритель может и должен быть подготовленным. За 15 лет работы Андрея Сергеевича в Дзержинске зрители стали, если так можно выразиться, более восприимчивы к театральным экспериментам. Более продвинутыми, если хотите.
Какие свои постановки в Дзержинске наш герой считает наиболее удачными? «Грозу» Островского, «Дядюшкин сон» по Достоевскому, «Дорогу в Бородухино».
– Я просто пытаюсь честно делать свое дело, – признается Андрей Сергеевич.
Тот факт, что портрет главного режиссера Дзержинского драмтеатра находится на городской Доске почета, не может не радовать его самого.
– Хотя я уверен, что в Дзержинске очень много достойнейших людей, – замечает по этому поводу Андрей Сергеевич. – Есть скромные люди в медицине, образовании, на заводе, в той же самой администрации, которые по- настоящему болеют за свой город. Они тоже достойны уважения и почитания. Но я на виду, а они – нет. Вообще, в Дзержинске – замечательные люди. Этот город дает мне работать, принимает то, что мы делаем всем коллективом. Полные залы нашего театра – это и есть самая большая благодарность, которую может заслужить режиссер.
Что есть, то есть – аншлаги в Дзержинском драмтеатре случаются не только на премьерных показах, но даже спустя много лет после первого показа. Самый свежий пример – недавний аншлаг на спектакле «Ревизор» по знаменитой пьесе Николая Гоголя. Спектакль в репертуаре театра идет уже шесть лет. Для провинциального города, где проживает не так много потенциальных зрителей, как в столицах, это не просто рекорд, а, я бы даже сказал, суперрекорд! Да еще и аншлаги собирает!
Сергей АНИСИМОВ
Фото Владимира Хруполина
и из архива Андрея Подскребкина
30 марта 2023 г.
Интервью с Екатериной Максименко
Интервью с Валентиной Губкиной
Интервью с Андреем Крайнюковым
Интервью с Екатериной Рязановой
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Вячеславом Рещиковым
Интервью с Михаилом Смоляницким
Интервью с Александром Расевым
Интервью с Валентином Морозовым
Интервью с Валентином Морозовым