Администрация города Дзержинска Нижегородской области

ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ    Твиттер Livejournal Youtube

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ

"Плутни Скапена"

"Ассакамури"

"Волшебник Изумрудного города"

"Дикарь"

"Дядюшкин сон"

"Дядюшкин сон"

"Искусство жениться"

"Квадратура круга"

"Кот в сапогах"

"Мой друг Винни-Пух"

"Ночь перед Рождеством"

"Ревизор"

"Ревнивец"

"Самоубийца"

"Сарший сын"

"Стеклянный зверинец"

"Странный отель для нежных сердец"

"Тётки"

"Тринадцатая звезда"

"Царевна-лягушка"

"Я тебя никогда не прощу"

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ
ПРОШЛЫХ ЛЕТ

"Алые паруса"

"Баллада о матери"

"Бенефис 2010 г."

"Бенефис 2011 г."

"Блин-2"

"Вечер"

"Господин Пунтила и слуга его Матти"

"Гроза"

"Гроза"

"Двенадцатая ночь"

"Жестокие игры"

"Жизнь артиста"

"За двумя зайцами"

"Затейник"

"Золотой ключик"

"Любишь - не любишь"

"Месье Амедей"

"На всякого мудреца довольно простоты"

"Ромео и Джульетта"

"Русское лото"

"Рядовые"

"Село Степанчиково и его обитатели"

"Семья с мешком чертей"

"Синяя ворона"

"Сирано де Бержерак"

"Таланты и покойники"

"Тринадцатая звезда"

"Фрегат "Паллада"

"Шум за сценой"

Живой образ на сцене

Я не единожды ловил себя на мысли, что за актрисой Губкиной мне наблюдать интересно всегда. Даже если пьеса  и не имеет (для меня) никакого ни смысла, ни значения, Губкина на сцене внимание к себе приковывает. Не могу сразу объяснить, за счет чего и как это происходит. Не знаю. И именно поэтому и беседу с ней построил не в виде поздравительных комплиментов и ностальгических воспоминаний, а как попытку понять слагаемые таланта.

Беседа получилась большой и, наверное, ее полная публикация не всем была бы интересна. Я выберу только несколько тем. Но может быть и из них, как из ярких кубиков, сложится у читателя общее представление о том, о чем хотелось рассказать подробнее и вдумчивее. Что делать, время сейчас такое – мельтешим, торопимся…

 О ПЕДАГОГАХ

- Валентина Алексеевна, поздравляю Вас с этим заслуженным и, конечно, очень достойным званием – Заслуженной артистки РФ.

- Спасибо большое.

- Как Вы оказались в Дзержинске? С Ленинградским-то театральным образованием?

- Я много раз отвечала на этот вопрос. Если коротко, то меня пригласил в свое время главный режиссер А.А.Клемантович на роль в спектакле по «Униженным и оскорбленным» М.Ф.Достоевского.

- А до этого какие-то театры были?

- Прибалтика, Сибирь… Мой педагог, мой Мастер с большой буквы Сергей Александрович Чистяков, был знаком с Клемантовичем и порекомендовал ему меня. Вообще мне очень повезло с педагогами. Тот же Сергей Александрович был необыкновенно интересный человек с очень своеобразным характером. Это был не книжный человек. Он много бродил по Руси, смотрел, вбирал в себя образы… И потом поражал нас на занятиях этим своим знанием жизни. Он и нас-то запоминал сразу, после первого занятия обращаясь к каждому по имени. Мы так сразу начинали себя чувствовать! Как же, такой Мастер и меня по имени и фамилии знает!

Так вот он всегда говорил: «Актрисой стать я тебя не могу научить. Этому всю жизнь учатся. Я научу тебя работать на этом поприще».

 ОБ АКТЕРСКОЙ РАБОТЕ

 - Вот что такое актерская работа?  Из чего она состоит?

- Самое трудное – быть всегда готовым к этой работе. И еще – играть каждый спектакль. Не вчера, не на премьере или фестивале, а каждый раз, когда выходишь на сцену играть по-настоящему. А это не просто скажу я вам. Особенно, если спектакль идет несколько лет и он, как бы это сказать, пообтерся что ли. Нужно всегда ощущать остроту того действия, в котором ты сейчас находишься. Тогда это получит отголосок и в зрительном зале. А если мне неинтересно, то зритель это почувствует сразу и отвернется, начнет скучать.

- А как этого достичь? Вот, к примеру, есть такой спектакль в репертуаре театра «Персидская сирень». Он далеко не новый.

- Одиннадцать лет, не много ни мало…

- И идет не так уж часто. Но вот время от времени он появляется, и это всегда интересно смотреть. Как можно на протяжении одиннадцати лет сохранить образ живым и ярким? Что для этого нужно?

- Видимо тогда, одиннадцать лет назад, Аманом Ягмуровичем Кулиевым, который поставил спектакль, было найдено самое важное в этой истории, ее изюминка. Я могу сказать, что мне и сейчас интересно общаться на сцене с Николаем Стяжкиным, моим партнером по спектаклю. Мы каждый раз узнаем о себе и о своих персонажах что-то новое, что-то такое, чего раньше в них не видели. И это интересно.

- А вот эти взаимоотношения партнеров выстраивает режиссер?

- Режиссер может подсказать, указать дорогу, но за актера он же все равно ничего не сделает. Скажу честно – я не знаю, как это происходит. Идет репетиционный период, сложный, иногда долгий, и вдруг в какой-то момент рождается нужная интонация, и ты все понимаешь. Понимаешь, как это нужно играть. И это понимание остается навсегда. Конечно, если ты умеешь сохранять найденное, а не терять сразу же. А это, наверное, мастерство. Профессия, которой актера научили.

Профессия актера – конкретное, точное дело. Здесь важны и психология, и технические какие-то вещи… Но, конечно, никуда не уйти от необъяснимого – вот от этого понимания своего образа. Как рассказывала одна очень известная актриса – все умения и навыки важны, когда что-то не получается на сцене. Но когда получается, никто никогда не скажет, как это происходит. Я считаю это очень важно – понять этот момент, почувствовать и не потерять.

- А как это вообще происходит – понимание своего героя?

- Не могу объяснить. Мне важно услышать как этот человек говорит, каким голосом, какие находит интонации… Если я этот голос услышала, я поняла как человек думает.

Ведь есть люди, которые думают далеко вперед, еще ничего не случилось, а они уже все предвидят, есть люди, у которых  такие «квадратные», тяжелые мысли… Мы все по-разному думаем, по-разному общаемся, по-разному относимся к одним и тем же вещам. Наблюдать за этим, за разностью людей, необычайно интересно. Профессиональная особенность актера – иметь какую-то собственную копилку, куда эти наблюдения складываются. Так писатель складывает слова, интересные обороты речи, а мы – типажи людей.

И не всегда понимаешь, откуда вдруг берется тот или иной характер, привычки. Где я их подсмотрела и запомнила, но все это должно быть. Иначе персонаж будет мертвым, никаким. А это зрителю уж никак не интересно.

Актеры любят все разбирать по косточкам – что я делаю, почему, зачем, как я это делаю. Иногда это процесс мучительный, и для самого актера, и для его близких, но это так, от этого никуда не уйдешь… Я всегда должна работать, и когда общаюсь, и когда книгу читаю или кино смотрю…

О РОЛЯХ И СПЕКТАКЛЯХ

 - Я хочу вспомнить прекрасный моноспектакль по пьесе Л.Петрушевской «Время ночь». Замечательная было работа!

- А это не пьеса. Это повесть. Которую мы с режиссером Петром Кротенко придумали как сценическое действие. Это была очень интересная работа! И опять же, она позволила использовать копилку типажей, о которой мы только что говорили. Там героиня повести говорит: «Они все здесь, со мной. В моем мозгу». Все, кто меня окружает, кого я вспоминаю, это я. Значит, я их всех могу показать и о них рассказать. Была придумана цирковая площадка, на которой происходит все действие…

Но это уже давняя работа, сейчас спектакль не показывается… Жаль, конечно, но рано или поздно все стареет и уходит.

- Нет, я не столько о спектакле хотел поговорить, сколько о том, насколько нужно актеру вот такое, одиночное, самостоятельное «плавание», самостоятельная работа.

- Ну, здесь нельзя говорить о полностью самостоятельной работе. Был прекрасный режиссер П.Кротенко, великолепная московская художница Елена Сенатова придумала удивительные костюмы… Хотя, конечно, родилась работа не по плану театра или режиссера. Самые интересные работы рождаются именно из внутреннего стремления актера что-то сказать.

И сейчас, кстати, для такой самостоятельной работы простора стало больше. Есть специальные фестивали таких творческих работ. Я была на одном из них – это так интересно! Это такая блистательная возможность выхода актерской творческой энергии!

- Вам не кажется, что сейчас в актерах как-то стало меньше студийности, желания самостоятельно работать, что-то искать, показывать …

- Нет. Это не так. И если Вы не видели этих работ, то Вам просто не везло.

- Ну, хорошо. Пусть так. О каких еще работах Вы хотели бы сегодня вспомнить? Наверное, это роли в пьесах Достоевского, Гоголя, Уильямса…

- А я и в комедиях очень люблю работать. И прекрасно к ним отношусь. В самом деле, нельзя же человека все время грузить только глобальными философскими проблемами. И отдохнуть хочется, и развлечься… Вот у нас есть интересный спектакль «Семья с мешком чертей» по пьесе С.Лобозерова. Мне очень нравится там роль Катерины. Яркая, смешная… Другое дело, когда отдыха становится слишком много и развлечения превращаются в самоцель, то это уже плохо. Тогда хочется чего-то посложнее. Театр всегда должен соблюдать баланс серьезного и развлекательного.

 О ПЛАНАХ И ПРОЕКТАХ

 - Актеру в крупном городе, наверное, легче – нет ролей в театре, значит есть кино, телевидение, антрепризы… А как быть провинциальному лицедею? Вот не видит его режиссер, нет крупных ролей, как не потерять в себе творческую жилку?

- Я так скажу – должно быть желание работать, а работа найдется всегда. Хотя, конечно, согласна, что в Дзержинске актером быть тяжело. Но любить театр надо. Любить. Когда нет любви – вот это очень печально. И еще – не допускать в себе таких страшных вещей, как зависть и злоба. Они разъедят душу и человека уничтожат. А актера тем более…

Я очень хочу осуществить один проект – создать в Дзержинске радиотеатр. В свое время на Радио «13-00» был опыт литературных программ. Тогда я читала  рассказы К.Паустовского, О’Генри, и много другой великолепной литературы. Это было так интересно!

- Вообще странно, что этот проект закрылся, я имею в виду не радио «13-00», а чтение книг. Ведь сейчас  аудиокниги пользуются немалым спросом. Может быть, нет хорошего организатора?

- Наверное. У нас это почему-то оказывается невостребованным. Или, как Вы правильно говорите, неорганизованным. Вот я очень хочу нечто подобное организовать. Я считаю, что это очень нужно. И городу, и актерам. Понимаете, когда человек видит картинку по телевизору, у него нет места для собственной фантазии. А радио позволяет эту фантазию включить. Я помню незабываемые сказки в исполнении Марии Бабановой, или Ростислава Плятта, да можно назвать множество не менее известных, просто легендарных имен. Я и сейчас помню это «на звук», помню свои ощущения… Я же не просто слушателем являлась, я как бы участвовала сама в этой игре. Поэтому мне это и интересно! Соучастие – главное дело в любом творчестве. Вообще надо сказать – без театра человек превращается в животное с пятачком. Вот этого мы все не должны допустить!

 Можно было бы продолжать разговор и дальше, но газетная площадь не позволяет рассказать обо всем. Так что пока остановимся. Может быть, беседа и будет продолжена. Тем более, что затронутая тема новых проектов, необычайно интересна. Хочется пожелать Валентине Алексеевне на этом пути успехов и достижений.

Пока же я напомню в каких спектаклях Дзержинской драмы играет актриса Губкина сегодня. Прежде всего, это, конечно, женская роль в спектакле «Персидская сирень» по пьесе Н.Коляды, работа необычайно интересная и значимая. Любителям эксцентрических актерских экспериментов посоветовал бы посмотреть музыкальный раешник «Левша Косорукий», с незабываемым танцем графини Мурышкиной. Яркая роль Огюстины в детективе «Восемь любящих женщин» всегда вызывает зрительские аплодисменты. Из серьезных работ отметим роль Перепелициной в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф.М.Достоевскому и Арины Пантелеймоновны в «Женитьбе» по Н.В.Гоголю. Есть роли в спектаклях «на современную тему» - Клавдия в романтической истории «Запах легкого загара» Д.Гурьянова, Ассистент в театральной мистерии «Театр одного зрителя» В.Жеребцова и уже упоминавшаяся Катерина в «Семье с мешком чертей» С.Лобозерова.

И, конечно, в завершение разговора пожелаем новых ролей и будем с нетерпением ждать появления на Дзержинской сцене новых героинь в блистательном исполнении Валентины Губкиной.

 А.Михайлов

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ИНТЕРВЬЮ

Интервью с Марией Шиманской

Интервью с Артемом Барановым

Людмила Купоросова

Интервью с Валентиной Губкиной

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Андреем Крайнюковым

Интервью с Денисом Мартыновым

Интервью с Зоей Морозовой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Екатериной Рязановой

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Вячеславом Рещиковым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Ларисой Шляндиной

Интервью с Егором Шашиным

Интервью с Михаилом Смоляницким

Интервью с Александром Расевым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Виктором Шрайманом

Интервью с Леонидом Чигиным

Интервью с Михаилом Тяжевым

Интервью с Евгенией Труш

Интервью с Ольгой Герр

Интервью с Николаем Стяжкиным

Интервью с Федором Архиповым

Интервью с Юрием Березой

Интервью с Леонидом Хейфецом

Интервью с Сергеем Стеблюком

Интервью с Юлией Ауг

Интервью с Аманом Кулиевым

К ИСТОРИИ ТЕАТРА

"Истинный Храм искусства"

"Храм искусств"

К 100-летию Нины Конаковой

К 100-летию Филиппа Лещенко

К 100-летию Теодора Лондона

Белла Чуркина

Пишет зритель