ПРЕССА О ТЕАТРЕ
ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ
"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"
ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ
ПРОШЛЫХ ЛЕТ
"Волшебник Изумрудного города"
"Господин Пунтила и слуга его Матти"
"На всякого мудреца довольно простоты"
"Село Степанчиково и его обитатели"
Открыл глаза – перед тобой война

В Дзержинском театре драмы во всех смыслах по-настоящему отгремел премьерный спектакль, посвященный 80-летию Великой Победы, «В списках не значился» (12+). Его представили публике не в субботу и воскресенье, как бывает обычно, а прямо ко Дню театра – 26 и 27 марта, в среду и четверг. Несмотря на это билеты на новую постановку раскупили полностью задолго до события. Случайных людей в зале не было – все прекрасно знают, что повесть Бориса Васильева, которая легла в основу спектакля, трагическая и героическая одновременно. Она рассказывает о подвиге, жизни, любви, смелости, чести и бессмертии.
Сложный материал
«В списках не значился» переносит нас в самый конец июня 1941 года, через несколько дней началась война. Книга изобилует динамикой событий и остротой чувств. Вот 19-летний новоявленный лейтенант Коля Плужников получает воинское звание, вот он прощается с мамой, сестрой и почти любимой девушкой в Москве, вот едет в поезде в Белоруссию и в ночь на 22 июня появляется в Брестской крепости, куда направлен на службу.
А через несколько часов началась война, и Николаю приходится брать командование небольшими подразделениям уцелевших солдат на себя. Бой, атака, оборона, кровь, смерть и постоянное желание пить, мучительно забирающее остатки сил… А ведь он не успел даже попасть в списки тех, кто служил и оборонял крепость.
При чтении книги в воображении живо рождалась героическая история защиты приграничной крепости в Бресте. Потом по ней были фильмы – и похожие, и непохожие на то, первое воображение, рожденное книжными страницами. Но ни одна экранизация не повторила картины книги точь-в-точь. И вот спектакль.
Как можно отразить всю военную динамику, силу чувств, мысли и долг до самого конца собирательного образа Русского солдата? Как все это может быть выстроено и донесено почти в реальности, чтобы зритель понял, поверил и почувствовал? И вдруг – они, те самые(!) – на сцене «потекли» страницы давно прочитанной книги. И все, что рисовалось живо и образно с закрытыми глазами, на 100% точно смогли воплотить режиссер (Андрей Лучин г. Москва) и актеры.
Москва – Брест – крепость
На помощь им пришли экранизация отдельных сцен, свет, а больше – темнота подземных катакомб, цвет, звуки и потрясающая музыка. Многое о себе герои рассказали сами, дополняя образы нужными штрихами.
Одна из главных героев спектакля – сама крепость. При необходимом минимуме декораций ее удалось воссоздать ощутимой физически – грозной и неприступной, огненной и страдающей. «Крепость не сдалась, она истекла кровью». Помните?
Актер Денис Борисов отлично «попал» в образ главного героя. Совсем еще юный военный, сердечно привязанный к маме и вообще всей своей семье, оказавшись в эпицентре кровавой битвы, думал только о долге, потому что был русским солдатом. Искренняя открытая улыбка и беспечность, свойственная всем молодым, в начале сменяется на терпеливое упорство, мужество и бесстрашие в конце. За каких-то два часа на сцене Николай Плужников из мальчишки превратился в мужчину, упорного, преданного, принципиального.
Живые и настоящие
Вообще все занятые в этой работе артисты были убедительны и очень точно воплотили своих героев в жизнь. Непосредственную, искреннюю и ранимую Мирру сыграла Мария Евстигнеева, везучего бойца Петра Сальникова – Артем Герасимов, умудренного жизненным опытом Степана Матвеевича – Вячеслав Рещиков, надрывную тетю Христю – Лариса Шляндина, заботливую маму Коли Плужникова – Татьяна Орлова.
Отдельно хотелось бы обратить внимание на безупречно удачную роль скрипача Рувима Свицкого, он появляется в спектакле дважды: когда Николай только приехал в Брест, и когда посчитал свой человеческий и воинский долг до конца исполненным.
Пожалуй, только один актер не слишком подходил для своей роли – брутальные образы – точно не конек этого, на наш взгляд, слишком тонкого, интеллигентного и ранимого героя.
Все-все в спектакле «живое» и настоящее, в нем веришь даже в то, чего не видишь явно. Потому что сцены слишком натурально передают боль, страдания, переживания и потери. В конце концов погибли все участники этой картины, оказавшиеся на войне. Но сама история все-таки не о смерти, а о бессмертии. Поэтому интерес к защите Брестской крепости не угасает с годами, а сама она каждый день все эти 84 года является символом несгибаемости духа наших дедов и прадедов. Без воды, еды, оружия они держали оборону с первой секунды нападения врага и до самого победного конца. Одним из главных образов защитника стал Николай Плужников, навсегда оставшийся непокоренным.
Спектакль, который нужно посмотреть
«В списках не значился» (12+) – спектакль нашего театра драмы, который “выстрелил” в юбилейный год Победы в самую цель – потряс и поразил сердца и души людей – тех, что помнят, чтят и остро чувствуют жертвенный и бессмертный подвиг своего народа. Спектакль непременно нужно посмотреть школьникам и студентам, чтобы знали, помнили и тоже смогли уловить прочную связь настоящего с прошлым, которому никогда не будет завершения в истории.
Этот спектакль – единственный из последних новинок, не нуждающийся даже в антракте, потому что смотреть и думать над ним хочется непрерывно и бесконечно – еще долго и после того, как затихнут последние аплодисменты и закроются кулисы. Безусловно, это большой успех. Спасибо всем, кто ставил, играл, воплощал, предлагал и придумывал. Спасибо за то, что воображаемая книга через много лет предстала в своем точном воплощении, и теперь, чтобы увидеть первый день войны, больше не нужно закрывать глаза.
P.S. Еще одним важным штрихом к спектаклю «В списках не значился» (12+) стал «Бессмертный полк» от сотрудников театра. На слайдах в завершении постановки, когда все ее участники, держа свечи, вышли на сцену, появились фотографии и биографии участников Великой Отечественной войны – родственников служащих в театре людей. Сильно, трогательно, волнительно и верно, ведь война была и есть в жизни каждого из нас.
Елена Родионова
"Дзержинское время"
Актер Дзержинского театра драмы Денис БОРИСОВ – о премьерном спектакле «В списках не значился», в котором он исполнил главную роль

В Дзержинском драматическом театре (ДДТ) прошли премьерные показы спектакля «В списках не значился» по произведению Бориса Васильева.
Спектакль поставлен в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и посвящен обороне Брестской крепости, первой принявшей на себя удар немецкой армии 22 июня 1941 года.
Молодежь и ветераны сцены Первоначально предполагалось, что спектакль поставит главный режиссер театра Андрей Подскребкин. Об этом было объявлено на сайте театра еще в августе прошлого года. Однако в феврале 2025 года на сайте театра появилось следующее объявление: «По определенным сложившимся обстоятельствам спектакль «В списках не значился», который приурочен к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, ставит приглашенный режиссер из Москвы – Андрей Алексеевич Лучин».
Почему вдруг сменился режиссер, официальной информации нет. У нас есть некоторые предположения на этот счет, но мы их озвучивать, естественно, не будем. Чтобы, не дай Бог, никого не подвести!
В спектакле задействованы как ветераны дзержинской сцены (Игорь Тарасов, Татьяна Орлова, Лариса Шляндина, Надежда Бычкова), так и перспективная молодежь (Денис Борисов, Марина Бурмистрова, Мария Евстигнеева, Артем Герасимов, Юрий Григорьев).
Борис Васильев – признанный мастер военной прозы. Наиболее известное его произведение «А зори здесь тихие».
«В списках не значился» чуть менее известно и популярно, чем «зори». Но в любом случае это классика прозы о Великой Отечественной войне. В 70-е годы, например, спектакль был в репертуаре знаменитого столичного театра «Ленком».
Главную роль выпускника военного училища Николая Плужникова играл там Александр Абдулов. В Дзержинске роль Плужникова доверили молодому актеру Денису Борисову. Денис пришел в театр всего полтора года назад после окончания Нижегородского театрального училища, но уже сыграл главную роль в очень важном спектакле. Сыграл очень уверенно, ярко, убедительно. Мы взяли небольшое интервью у Дениса.
Переживал, что могут заклевать
– Денис, расскажите о себе. Где вы родились и учились, кто ваши родители, как и при каких обстоятельствах решили поступать в театральное?
– Я родился в Дзержинске 3 октября 2000 года. На данный момент мне 24 года. Учился я в 22-й школе. Моя мама – медицинский работник. Она работает во второй больнице, в инфекционном отделении, старшей медсестрой. Отец работает на предприятии Knauf. Он занимается ремонтом и наладкой оборудования.
Поступать в театральное училище я решил в старших классах. Так как школа №22 является учебным заведением с углубленным изучением французского языка, у нас периодически проходили конкурсы французской песни. В старших классах меня поставили вести такое мероприятие. После успешного выполнения поставленной задачи также решили, что я буду вести линейку 1 сентября в 11-м классе. Видя, что у меня неплохо получается, одна из моих одноклассниц подкинула мне идею поступить в театральное училище в Нижнем Новгороде. И я решил попробовать. После нескольких этапов (туров), на протяжении которых мои родители были всегда со мной и поддерживали меня, я услышал в списках поступивших свою фамилию, и вот началась моя дорога в этой профессии со своими трудностями в учебе. Но куда без них.
– Почему в 2023 году вы пришли на работу в дзержинский театр. Это был ваш выбор или так сложились обстоятельства?
– В 2022 году я закончил свое обучение и не сразу пошел в театр, потому что не почувствовал большого порыва работать по профессии. Пробовал, конечно, устроиться в Нижнем и даже в Ярославле, но не сложилось. И в 2023 году понял, что действительно очень хочу работать в театре. Вот тогда с большим желанием я отправился в наш Дзержинский театр драмы.
– Вы полтора года работаете в Дзержинске. Как вас приняли?
– В театре меня приняли хорошо. Поначалу были переживания, что могут заклевать, так как молодой, зеленый… Знал много таких примеров еще в училище, а потом слышал истории своих друзей, которые тоже стали работать в театрах разных городов России. Но, как оказалось, переживал напрасно. Коллектив оказался замечательным. Меня действительно тепло приняли и всегда были готовы помочь советом.
Хотел получить большую роль
– Вы совсем немного работаете в театре, и уже главная роль… Вас это удивило или вы изначально надеялись, что в Дзержинске вам будут давать самую ответственную работу?
– Я хотел получить большую роль. Мне не представилась такая возможность в театральном училище, и здесь, на профессиональной сцене, хотелось приобрести такой опыт. Когда узнал про роль Николая Плужникова, волновался, так как это первая главная роль. И было понимание, что ответственность большая, ведь спектакль еще приурочен к 80-летию Победы. А насчет ответственности скажу, что к любой роли нужно подходить серьезно.
– Что самое трудное в роли Николая Плужникова? И как вы с этими трудностями справились?– Наибольшей трудностью в роли Николая Плужникова была его личностная трансформация от выпускника военного училища до русского солдата, изможденного, уже бывалого, прошедшего огонь и воду, но не сломленного. С трудностями этими я справлялся благодаря режиссеру спектакля Андрею Алексеевичу Лучину, который направлял меня, и благодаря нашим артистам, которые поддерживали. Эта работа дала мне огромный опыт, за который я очень благодарен.
Не надо романтизировать войну
– Вы человек молодой, из поколения компьютерных геймеров. Как вы думаете, война на сцене театра может стать таким же увлекательным зрелищем для молодежи, как и компьютерные «стрелялки»?– Чтобы сравнивать войну со «стрелялкой», нужно быть недалеким человеком. Молодежь часто романтизирует войну, и я советую посмотреть этот спектакль, чтобы понять, что в ней нет ничего прекрасного, как думал и сам Плужников поначалу, говоря, что будет бить врага на его территории. Смерть, голод, горе, кровь… В этих словах явно нет ничего того, что привлекало бы.
– Был ли на премьере кто-то из ваших родных и близких, какова их реакция?
– На премьере были мои родители, тетя, сестра. Всех тронула эта история. Мама очень переживала за меня при просмотре.
– Что бы вы хотели сказать дзержинским зрителям? Почему нужно посмотреть этот спектакль?
– Дзержинскому зрителю я хочу сказать, чтобы не забывали о том подвиге, о той жертве, что принес наш народ, чтобы мы жили в мире. Помните и чтите. Война была в каждой семье, и поэтому всех эта тема трогает.
Из отзывов зрителей«Спектакль очень тяжелый как для зрителей, так и для актеров. Представляю, как нужно было потрудиться, чтобы полностью изменить себя и стать теми самыми солдатами, измученными голодом, холодом, бомбежками, донести до зрителя этот ужас войны. Им это удалось всем без исключения. Поймала момент, когда в зале наступила гробовая тишина, будто жизнь остановилась. Но жизнь продолжается, слава Богу! Браво артистам, постановщикам, всем цехам за проделанную работу!
Денис Борисов блестяще справился с большой, серьезной ролью!» «Проплакала полспектакля – сын третий год на СВО сапером. Для материнского сердца противопоказано слушать взрывы. Спасибо за спектакль. А фраза «Не молиться надо, а помнить» еще долго крутилась в голове».
«Просмотр был великолепен и восхитителен! Считаю, что спектакль удался. Его просто необходимо посмотреть каждому, кто воспитан в духе патриотизма и любви к Родине. Ведь пока мы будем чтить подвиги своих дедов и прадедов, они будут жить. «Крепость не пала, она истекла кровью» – точно сказано!»
«Очень сильный спектакль. На обратном пути из театра шли и молчали... Спасибо всем, кто сегодня эти эмоции нам подарил! Прекрасная премьера!»
«Удивительная способность актеров театра дарить жизнь героям истории, чтобы они продолжали жить уже внутри нас. Значит, они и правда бессмертны».
Алексей СМИРНОВ.
"Репортёр и время"
Фото: Владимир ХРУПОЛИН.
"В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИЛСЯ"
У дзержинских поклонников театра еще свежи в памяти яркие впечатления от премьеры спектакля «А зори здесь тихие», презентованного Дзержинской драмой в декабре 2020 года, а на сцене театра очередная «военная» премьера! И снова в юбилейный для нашей страны год – 80-летия Победы в Великой Отечественной войне – дзержинская труппа представляет на суд публики премьерный спектакль, поставленный по одному из произведений Бориса Васильева – «В списках не значился».
Возвращение к Борису Васильеву
К военной тематике в Дзержинском театре драмы обращаются нечасто. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть репертуар за последние сорок лет: кроме упомянутого выше спектакля «А зори здесь тихие» в постановке режиссера Андрея Подскребкина, вспоминаются разве что «Повесть о настоящем человеке» по одноименному произведению Бориса Полевого, приуроченная к 40-летию Победы, «Вдовий пароход» по одноименной повести Ирины Грековой (театральный сезон 1987-1988 годов), «Рядовые» по пьесе Алексея Дударева (2010 год) и «Баллада о матери» (к 70-летию Победы) по повести Вячеслава Кондратьева «Дорога в Бородухино».
Понятно, что в психологическом плане это более трудоемкие и эмоционально затратные постановки как для зрителя, так и для самих актеров. Однако то, с каким успехом в театре драмы уже несколько лет идут «А зори здесь тихие», наглядно доказывает, что у публики есть потребность и в таком сегменте.
– Ставить спектакли на военную тематику гораздо сложнее, чем комедии и бытовые драмы, – соглашается режиссер-постановщик из Москвы и автор сценической версии Андрей Лучин, в нынешнем театральном сезоне поставивший в Дзержинской драме второй спектакль подряд (напомним, в декабре прошлого года здесь состоялась премьера комедии «Наследники дядюшки Жоржа» по мотивам произведения Эмиля Золя). – Повесть «В списках не значился» сама по себе сложная и немаленькая – порядка 250-260 страниц. Чтобы уложиться в театральный формат, мне пришлось от каких-то сцен отказаться – можно сказать, резать по живому, при этом сохранив основную канву произведения. В итоге получилась драма в двух действиях, первое – длительностью чуть менее полутора часов, второе – час. И всё это действо максимально удерживает зрительское внимание. Театральная сцена сначала превращается в московскую квартиру главного героя – выпускника военного училища Николая Плужникова, заглянувшего ненадолго домой проездом к месту службы, затем – в вокзал, и потом – в Брестскую крепость, которой пришлось первой принять на себя натиск немецко-фашистских войск, развязавших войну 22 июня 1941 года…
Экзамен на профессию
Андрей Лучин давно не пересекался с военной тематикой. Вспоминает, что в молодости ставил спектакль «Мой бедный Марат» по пьесе Алексея Арбузова, а потом сосредоточился на других театральных жанрах. Что касается его новой работы, то, по мнению столичного режиссера, среди произведений Бориса Васильева, посвященных Великой Отечественной войне, повесть «В списках не значился» оказалась мало раскрученной. Несмотря на то, что тема обороны Брестской крепости в 1941-1942 годах была всегда актуальной, за годы после опубликования (в 1974 году) по этой повести был снят всего один фильм
– В Дзержинском театре драмы возникла идея поставить спектакль в год 80-летия Великой Победы, и я охотно согласился, потому что мне самому интересно поработать с таким материалом, – поясняет Андрей Алексеевич. – Я уже говорил и не устану повторять, что мне нравится работать с актерами труппы дзержинского театра. В спектакле занято 15 человек, не все роли большие, но все актеры с удовольствием, как мне кажется, и здорово играют. Например, у Зои Яковлевны Морозовой маленький эпизодик – старуха, но какой яркий! Игорь Николаевич Тарасов в ролях полкового комиссара, заместителя начальника училища и политрука дает интонацию старшего поколения, это тоже очень важно. Татьяна Сергеевна Орлова играет маму Коли Плужникова, а Лариса Михайловна Шляндина – тетю Христю. И, конечно же, нельзя не выделить молодых актеров. Молодежь в театре шикарная!
Главная роль досталась Денису Борисову. На всем протяжении спектакля выпускник Нижегородского театрального училища им. Е.А. Евстигнеева практически не уходит со сцены – вот такое серьезное испытание выпало ему в премьерной постановке.
– Знаете, если бы в труппе не было такого актера, как Денис, я бы не взялся за проект, – признается Андрей Лучин. – С Борисовым мы работали на «Наследниках дядюшки Жоржа», и я увидел, насколько это талантливый молодой актер. А Плужников – он же молодой совсем. И по ходу пьесы мы видим, как из зеленого юнца он превращается в героя. Он – русский солдат, который прошел через все испытания! Понятно, что для актера это серьезная школа, я бы даже назвал это экзаменом на профессию, который Денис Борисов с честью выдерживает. Да, ему еще предстоит двигаться дальше, так сказать, нарастить актерского мяса. Во всяком случае, я удовлетворен его работой.
В поиске переломных моментов
Несмотря на то, что премьера спектакля «А зори здесь тихие» в Дзержинской драме состоялась еще до прихода Дениса Борисова в театр, поучаствовать в этом спектакле молодому актеру уже довелось, правда, лишь в эпизодах. А когда нынешней зимой он узнал, что будет играть роль Николая Плужникова в постановке «В списках не значился», то, прежде всего, пошел в книжный магазин и купил повесть Бориса Васильева.
– Еще до училища был знаком с произведениями этого автора – «Неопалимая купина», «Завтра была война», естественно, смотрел и старое кино «А зори здесь тихие», и новый фильм, а вот с повестью «В списках не значился» познакомился, только когда готовился к роли, – рассказал Денис. – При работе над образом Коли Плужникова, в первую очередь, испытывал ответственность перед своими пращурами, перед всеми людьми, которые приближали Победу, внесли большой вклад в это дело. Не скрою, поначалу было сложно понять персонаж, нащупать его характер, то есть прочувствовать перспективу роли – от чего и до чего идти. Плужников только выпустился из училища, то есть в нем есть военная косточка. А к концу спектакля он превращается в человека, сумевшего не сломаться перед самыми трудными испытаниями. Но между этими двумя «точками» есть же еще что-то. Вот это «между» и было тяжело нащупать. Это не сразу пришло. Самое сложное – найти переломные моменты, когда твой герой осознает, что он на войне, что война – это далеко не так, как он себе представлял. По признанию самого артиста, самыми трудными при подготовке спектакля для него были парные сцены с Марией Евстигнеевой, играющей Мирру. Сложные взаимоотношения двух молодых людей, и, учитывая все обстоятельства войны, нужно было в них покопаться, чтобы понять, как это всё передать.
– Если, например, на военные сцены мы после репетиций не оставались дополнительно, то на этих сценах подробно останавливались, потому что у меня лично были вопросы, на которые я потом получил ответ от Андрея Алексеевича Лучина и понял, – говорит Денис. – Вот так, постепенно-постепенно мы пришли к тому, что имеем.
«Бессмертный полк»
Ярким завершающим аккордом в спектакле стал «Бессмертный полк», в который вошли родные и близкие актеров Дзержинского театра драмы – реальные участники Великой Отечественной войны. С фотографий на зрителей смотрят еще молодые мужчины и женщины, испытавшие на себе тяготы страшной войны. Для режиссера Андрея Лучина это тоже особая тема: два его деда закончили войну в Кенигсберге и остались там восстанавливать разрушенный город, в котором Лучин, как он говорит, вырос среди послевоенных развалин.
– Когда мне озвучили название произведения, по которому будем ставить спектакль к 80-летию Победы, я сразу сказал, что заканчивать надо «Бессмертным полком», и директор театра Юрий Викторович Кислинский поддержал эту идею, – добавляет Андрей Алексеевич. – На первой же репетиции я спросил: «У кого родственники воевали?». И все актеры подняли руки. То есть тема Великой Отечественной всем близка. Более того, у Павла Кузубова, который исполняет роль сержанта Денищика, прадед воевал именно в Брестской крепости, а у Юрия Геннадьевича Григорьева (он играет скрипача Рувима Свицкого) тетка – разведчица ГРУ, расстреляна там. И это состояние – людей на войне – нам далось, с одной стороны, легко, с другой стороны, трудно, потому что актеры всё это пропустили через себя.
Нина ШУМИЛОВА
"Дзержинские ведомости"
Фото Владимира Хруполина
ПРЕССА О ТЕАТРЕ
ИНТЕРВЬЮ
Интервью с Екатериной Максименко
Интервью с Валентиной Губкиной
Интервью с Андреем Крайнюковым
Интервью с Екатериной Рязановой
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Вячеславом Рещиковым
Интервью с Михаилом Смоляницким
Интервью с Александром Расевым
Интервью с Валентином Морозовым
Интервью с Валентином Морозовым