Администрация города Дзержинска Нижегородской области
"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"
"Волшебник Изумрудного города"
"Господин Пунтила и слуга его Матти"
"На всякого мудреца довольно простоты"
"Село Степанчиково и его обитатели"
В субботу в Дзержинской драме играли Брехта. "Господин Пунтила и его слуга Матти" стала уже второй премьерой театра в новом сезоне после недавно вышедшего "Золотого ключика".
Над постановкой нового спектакля трудились сразу три режиссера - на подмогу к главному постановщику Андрею Подскребкину и директору театра Юрию Кислинскому (кстати, исполнявшему главную роль) приехал их общий учитель Леонид Ефимович Хейфец - в качестве художественного руководителя. В чем заключалась работа именитого гостя, так, если честно, и осталось загадкой. В Дзержинск Леонид Ефимович прибыл за два дня до премьеры, и, пожалуй, все, что успел сделать худрук, - это оценить готовый спектакль.
Зато для Дзержинского драмтеатра его приезд стал хорошей рекламой - вот, мол, не абы с кем работаем, с самим Хейфецем на дружеской ноге.
Кстати, и сам Леонид Ефимович приезду своему был рад - накануне премьеры успел встретиться с главой города и даже согласился на пресс-конференцию. С журналистами был весьма улыбчив, шутил. Правда, на вопрос об увиденном спектакле ответил весьма уклончиво - дескать, неважно, каким он получился, но тот факт, что театр ставит Брехта, и не "Трехгрошовую оперу", а "Господина Пунтилу", - это уже само по себе событие исключительное.
Похвалил московский режиссер и труппу театра. "Вижу, - говорит, - стараются". Особенно ценно, по мнению Хейфеца, то, что в труппе много молодых актеров - есть, на кого надеяться. В качестве примера привел актера Олега Рязанова, исполнителя роли слуги Матти в новой постановке. "Этот артист многое может. Возможно, не весь его потенциал выразится в роли Матти, потому что роль чрезвычайно сложная..."
Да и куда ему тягаться с исполнителем другой главной роли - Юрием Кислинским, который, по справедливому замечанию Хейфеца, имеет гораздо больше опыта, и жизненного, и театрального...
Вообще, "Господин Пунтила и его слуга Матти" - спектакль, который увидеть хотелось. Как-никак первая совместная работа нового главрежа и директора театра, да еще с последним в главной роли.
Так о чем же спектакль? Богатый отец-самодур в лице Пунтилы (Юрий Кислинский) собирается выгодно отдать свою дочь Еву (Наталья Дунаева) замуж. Но вдруг узнает, что дочка влюблена в его шофера Матти и тот явно отвечает ей взаимностью. При этом, пока папаша пьян, его этот факт нисколько не огорчает - скорее, даже забавляет. Рвать и метать он начинает лишь тогда, когда, по его же собственному определению, становится 'трезвым в стельку", а значит, "вполне вменяемым". Благо трезвым он бывает крайне редко... По идее зрителя должно бы расстраивать то, что молодых влюбленных разделяют сословные предрассудки, что из-за отцовского стремления сохранить капиталы они не могут быть вместе. Но... Не сочувствуется им что-то. Нет между ними любви, и все тут. Есть заинтересованные взгляды со стороны Матти, который явно чувствует себя умнее своей возлюбленной, равно как и всех остальных, есть кокетство со стороны капризной, избалованной папашей Евы. А любви нет. Вот и получается, что зрителю некому сопереживать - эти якобы положительные герои ничем не лучше самодура Пунтилы. А последний, напротив, даже вызывает симпатию. И неважно, что трезвый он ничем не лучше остальных - но ведь и не намного хуже... Умом понимаешь, что любить его не за что, а волей-неволей начинаешь ему симпатизировать. Почему? Может быть, потому, что все в этом "горячем финском парне" слишком по-русски - удало, размашисто, от души. И за такую актерскую искренность можно многое простить. ..
Остальные роли в спектакле - не настолько заметные, как роль господина Пунтилы (ну, это, наверно, и понятно), но тем не менее вполне цельные и интересные.
Под стать пьяному простаку Пунтиле деревенская самогонщица Эмма (Зоя Морозова), странноватая телефонистка (Екатерина Аболдуева), простодушная коровница (Ирина Минаева) - все они с радостью верят господину, который с пьяных глаз предлагает им выйти за него замуж и в знак помолвки дарит по кольцу... от занавески. И, кажется, совсем не в обиде они на него за пьяную злую шутку и за то, что, протрезвев, Пунтила не то чтобы не собирается жениться, но со злостью выгоняет их из своего дома.
Так же просты и душевны слуги господина Пунтилы - Фина (Юлия Ильина), кухарка Лайна (Татьяна Орлова), работник (Денис Мартынов) и другие обитатели поместья.
Неприятие вызывает разве что персонаж Вячеслава Рещикова - продуманный дурачок атташе, за которого и прочит свою дочку Пунтила. кажется, до этого спектакля не было еще у молодого актера такой запоминающейся роли. Тут - что ни улыбочка, что ни взгляд, что ни движение - все в точку! Эти учтиво сложенные ручки, семенящая, будто все время догоняющая походка - атташе-Рещиков, кажется, все время хочет забежать вперед, чтобы заглянуть собеседнику в глаза. И ведь как его ни обзывай, как ни насмешничай над ним - утерся и дальше пошел. Смотришь на него и удивляешься, на какое унижение готов человек ради денег! Помните песенку Кара-баса-Барабаса: "Да, я готов унизиться, но лишь бы к сладкой цели хоть чуточку приблизиться..."
Комичный, нарочито элегантный, велеречивый - признаться, эту роль Рещиков играл блистательно.
Что еще сказать про спектакль?
Особо надо рассказать о декорациях. На сцене их почти нет. Несколько будто наспех сколоченных из досок столов, несколько таких же стульев, которые при необходимости превращаются то в забор, то в телефонную будку, то в дверь избушки лекаря или самогонщицы... Тем самым декораторы будто усложнили актерам работу - зрителю не на что отвлечься, все внимание тому, что происходит на сцене. Только раз декорация ожила - в прямом смысле этого слова, когда пьяный Пунтила на автомобиле врезается в столб. То, что главный герой смотрит на мир пьяными глазами, зритель тоже видит - столб вступает с дебоширом в диалог: кивает ему головой, раскачивается - повторяя движения шатающегося от выпитого Пунтилы... И никакого фокуса - все просто и забавно: роль столба исполнял один из актеров театра, а чтобы обозначить его принадлежность, на грудь ему повесили надпись: 'Столб". "Столбом", кстати, был Алексей Колесников. Ему в этом спектакле досталась и еще одна роль - городского сумасшедшего. Роль небольшая, зато музыкальная - ходить по "городу"- сцене с песенками о Пунтиле. Да и кому еще можно было доверить эту работу, как не музыкальному оформителю. Кстати, за музыку к спектаклю - простую, подчеркнуто ритмичную, пронизанную народными мелодиями и в то же время ироническую Алексею Колесникову - отдельное спасибо...
Елена Богомазова,
"Дзержинское время", 20 ноября 2008 г.
Интервью с Екатериной Максименко
Интервью с Валентиной Губкиной
Интервью с Андреем Крайнюковым
Интервью с Екатериной Рязановой
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Вячеславом Рещиковым
Интервью с Михаилом Смоляницким
Интервью с Александром Расевым
Интервью с Валентином Морозовым
Интервью с Валентином Морозовым