Администрация города Дзержинска Нижегородской области
"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"
"Волшебник Изумрудного города"
"Господин Пунтила и слуга его Матти"
"На всякого мудреца довольно простоты"
"Село Степанчиково и его обитатели"
Премьера! Ура! Все любители театра в Дзержинске очень ждали этого события. А судя по комментариям в соцсетях, даже почтили его за открытие театрального сезона, хотя наш Драматический открылся еще в сентябре. Так или иначе, но "Бесприданницу" Островского в исполнении нашей труппы и под руководством главного режиссера Андрея Подскребкина очень ждали. И я - не исключение. А чтобы скоротать ожидание, перечла пьесу Островского и пересмотрела аж 3 экранизации!
В общем, этот тот случай, когда на спектакль идут не за сюжетом, а за игрой и новым прочтением. Как и многие поклонники дзержинского драмтеатра, я строила догадки, кто кого играть будет. Признаюсь, попала в точку с Карандышевым, Ларисой и Харитой Игнатьевной. А вот с Паратовым, Кнуровым и Васей - не угадала. Но перед самым началом меня волновал такой вопрос: с чего начнется спектакль? С каких событий? Со дня накануне рождения и одновременно гибели главной героини, как и есть у Островского, а все события последнего года будут лишь рассказаны, но не показаны? Или со дня ровно за год до трагедии, и мы увидим, как начинался и развивался роман Ларисы Огудаловой и Сергея Сергеевича Паратова? Именно так, кстати, было в некоторых экранизациях "Бесприданницы". Что выбрал наш режиссер?
А наш режиссер, конечно, пошел своим путем.
Итак, занавес открывается. На темной сцене - то ли драка, то ли пытка, то ли просто наказание и избиение. Кто кого бьет и за что? Пока непонятно. Но есть цыган, и есть фотограф с фотокамерой... И пока я тщетно выискивала в закромах памяти эту картину в тексте Островского, сюжет закончился. Действие сменилось молниеносно.
На сцене появился свет, Волга, кофейня на пристани, официанты Гаврила и Иван (в исполнении самого Подскребкина, кстати!), пошел первый диалог строго по Островскому, один за другим подошли Кнуров, Вася, Огудаловы, Карандышев... А вот дальше - герои зажили уже своей жизнью. И пусть говорили близко к оригиналу, но мимика, движения, намеки - все это привело к тому, что я забыла, что знаю этот сюжет и чем все это закончится, а стала просто наслаждаться спектаклем. Он получился очень самобытным!
"Виной" всему, конечно же, актеры. Чего стоит только "тетенька" в исполнении Татьяны Орловой, которая обращенное к Паратову "сссокол" произнесла так, что все сразу поняли, что она о нем на самом деле думает и что имеет в виду. Или игра Паратова (Иван Никулин) в перекладывание пачки денег из одного кармана в другой. Или борьба Карандышева (Артем Баранов) с котлеткой? Нет, этого всего не было у Островского. Точнее, слова были, а сопровождаемые их действия и интонации - это уже актерское мастерство. Вот это и есть театр! Экспрессия! Многоплановость. Одним словом, одним актом обратиться и к персонажу, и к зрителю. Это то, чего нет и не может быть в кино. Только на сцене.
Нет смысла повторять сюжет "Бесприданницы", он всем знаком со школьной скамьи или хотя бы по "Жестокому романсу" Э.Рязанова. Кстати, некоторые зрители, выходя из зала и обсуждая спектакль, задались вопросом, почему не прозвучал в спектакле "мохнатый шмель"... Да, в спектакле, особенно в 1 действии, реально было мало музыки и песен... Но тем ценнее и острее прозвучал романс-признание Ларисы (Мария Шиманская) за несколько часов до гибели.
А еще были танцы! Цыганские мотивы сопровождали нашу "Бесприданницу" от и до и очень украсили сцену.
И совершенно потрясающие Робинзон (Артем Герасимов) и тетушка Карандышева (Надежда Бычкова). И если снова проводить параллели (а это неизбежно при постановке популярной классики), эта тетушка, которую не просто же так придумал Островский, почему-то осталась почти незамеченной кинорежиссерами. А на дзержинской сцене она играла и жила! Да так, будто без нее ни обед, ни свадьба невозможны.
...Ну а мы приближаемся к финалу. Все когда-нибудь кончается. И любой спектакль - тоже. Не буду спойлерить (хотя и так все знают развязку драмы), лишь отмечу, что точку в спектакле режиссер поставил-таки свою.
И вот когда мы уже увидели и прожили вместе с героями и актерами этот день в городке на Волге, вот теперь мы можем вернуться в самое начало. Благо, вновь появляющийся фотограф с камерой намекает нам на это. И теперь мы понимаем и знаем, кто кого бил. И за что. Это так называемая режиссерская задумка, находка. Но и каждый зритель задумается и найдет в этом что-то свое. За что наказал? Почему наказал? Кого именно наказал? И почему именно так? Изменится ли теперь образ этого персонажа в глазах зрителя? Каждый решит для себя... И ответ на этот вопрос может быть совершенно разный: от "он понял, осознал и изменился" или "он любил, но скрывал, он страдал, его надо пожалеть" до "он псих, и это неизлечимо".
...Приведу ли я на "Бесприданницу" дочерей-подростков? Пока - нет. Хотя в спектакле нет мата и секса, и даже сигары лишь держат в руках (и едят), а не курят... Но... Уж очень горькое послевкусие. Уж слишком наружу все чувства и страдания. Поймут ли подростки, которые привыкли делить мир на черное и белое, что здесь нет положительных и отрицательных персонажей, а все - несчастные?
Анна Фильцова
На фото: В.Рещиков (Кнуров), Т.Орлова (Харита Игнатьевна), А.Подскребкин (Иван)
В минувшие выходные труппа Дзержинского театра драмы представила на суд зрителей премьерный спектакль по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница».
В главных ролях новой постановки заняты любимые многими дзержинцами актеры: Екатерина Максименко, Артем Баранов, Иван Никулин, Вячеслав Рещиков, Татьяна Орлова.
Несмотря на введенные буквально накануне премьеры ограничения, зал был почти полон.
«Это современная постановка, – говорит о спектакле главный режиссер театра Андрей Подскребкин. – Тот удивительный случай: мы в детстве читали малопонятную пьесу про каких-то купцов, богатых и бедных людей, а сейчас все это происходит с нами: появляются дельцы, богатые и очень богатые люди, а вместе с ними и те самые отношения, о которых писал наш великий драматург Александр Островский. Поэтому сегодня «Бесприданница» – самая актуальная правда жизни».
Старшему поколению нет нужды напоминать сюжет, известный многим в том числе благодаря фильму «Жестокий романс». А вот молодежь далеко не всегда осведомлена, о чем же рассказывает «Бесприданница» Островского.
Фабула повествования, на первый взгляд, и правда незамысловата: обедневшая вдова, кичащаяся знатным происхождением, торопится как можно скорее выдать замуж младшую дочку. Разумеется, чем богаче жених, тем приветливее встречает его матушка. И все роли, кажется, известны заранее. Но артистам театра драмы удалось по-новому расставить акценты в хорошо знакомой пьесе.
Харита Игнатьевна Огудалова в исполнении Татьяны Орловой выглядит не только как расчетливая, хитрая, а иногда и бессердечная «женщина средних лет», но и как мать, которая искренне переживает за свою дочку, совершенно не умеющую устроиться в жизни.
Паратов, в прочтении Ивана Никулина, видится самовлюбленным негодяем, которому важно лишь то, чтобы он во всем и всегда оставался первым.
Артем Баранов, как всегда, представляет своего героя разноплановым и неоднозначным. Его Карандышев и жалок, и ревнив, и мягок, и вспыльчив, и надменен, и жесток – по ходу действия зритель то жалеет его, то стыдится, то искренне не любит. Ведь в конце выясняется, что главное для него – приподняться в глазах света, самоутвердиться за счет блестящей, но лишенной приданого невесты. Так чем же он лучше других?
Судя по первым отзывам зрителей, удалась и Екатерине Максименко главная роль – бесприданницы Ларисы. В конце спектакля Лариса произносит слова о том, что искала любви и не нашла ее. Но перед зрителями она сама предстает как воплощение любви. Девушка настолько искренна, что не умеет лгать ни матери, ни Карандышеву, ни окружающим. Любовь высветляет в ее глазах образ Паратова.
Зритель видит чистоту ее чувств, а потому заранее оправдывает девушку: она согласилась на ночную прогулку совсем не по глупости, а потому, что не могла и мысли допустить о подлости любимого человека.
В необычном амплуа для дзержинского зрителя предстал Вячеслав Рещиков. Актер, которого все любят за искрометные реплики, мгновенные перевоплощения и живость, на этот раз играл пожилого, малоподвижного, немногословного богатея Кнурова. В дзержинском спектакле он представляется чуть ли не главным злодеем, спланировавшим все происходящее и терпеливо ждущим, когда девушка, запутавшаяся в расставленных сетях, сама упадет ему в руки. Разумеется, ему в этом помогает молодой купец Василий Вожеватов (Алексей Кузнецов), который и произносит одну из важнейших фраз спектакля о том, что любить в наши времена слишком дорого, потому как расходов много.
Пьеса призывает ко многим размышлениям, и каждый в ней найдет что-то значимое и личное для себя. Отрадно, что возрастной ценз для новой постановки установлен на уровне 12+. Это значит, что пьесу смогут посмотреть и подростки, изучающие Островского на уроках литературы в школе. Угадают ли ребята в событиях прошлого явные параллели современности; оправдают ли Карандышева, Ларису, а может быть, Паратова или Кнурова; в пользу кого сделают свой выбор?
Для того чтобы это узнать, нужно прийти на спектакль, посмотреть и обсудить его всей семьей, с друзьями, коллегами по работе, одноклассниками. Ближайший показ премьерной постановки намечен на 30 октября. Будем надеяться, что настоящим театралам ничто не помешает увидеть спектакль своими глазами и составить о нем свое собственное мнение.
Евгения МАКАРОВА
"Дзержинские ведомости"
Интервью с Екатериной Максименко
Интервью с Валентиной Губкиной
Интервью с Андреем Крайнюковым
Интервью с Екатериной Рязановой
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Вячеславом Рещиковым
Интервью с Михаилом Смоляницким
Интервью с Александром Расевым
Интервью с Валентином Морозовым
Интервью с Валентином Морозовым