Администрация города Дзержинска Нижегородской области

ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ   

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ

"А зори здесь тихие..."

"Автобус"

"Алиса в стране чудес"

"Ассакамури"

"Бесприданница"

"Букет"

"Вий"

"Волшебная лампа Аладдина"

"Дураки вы, мужики!"

"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"

"Калека с острова Инишмаан"

"Капитанская дочка"

"Лекарство от одиночества"

"Много шума из ничего"

"Морфий"

"Недоросль"

"Ночь перед Рождеством"

"Пиковая дама"

"Продавец дождя"

"Ревизор"

"Страсти по Торчалову"

"Теремок"

"Тётки"

"У самого края"

"Утиная охота"

"Ханума"

"Царевна-лягушка"

"Чёрный управляет всем"

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ
ПРОШЛЫХ ЛЕТ

"Non dolet"

"Алые паруса"

"Баллада о матери"

"Бенефис 2010 г."

"Бенефис 2011 г."

"Блин-2"

"Вечер"

"Волшебник Изумрудного города"

"Господин Пунтила и слуга его Матти"

"Гроза"

"Гроза"

"Двенадцатая ночь"

"Дикарь"

"Дядюшкин сон"

"Дядюшкин сон"

"Жестокие игры"

"Жизнь артиста"

"За двумя зайцами"

"Затейник"

"Земля Эльзы"

"Золотой ключик"

"Изобретательная влюбленная"

"Искусство жениться"

"Квадратура круга"

"Кот в сапогах"

"Кот Федот и Новый год"

"Любишь - не любишь"

"Месье Амедей"

"Мой друг Винни-Пух"

"На всякого мудреца довольно простоты"

"На дне"

"Плутни Скапена"

"Ревнивец"

"Ромео и Джульетта"

"Русское лото"

"Рядовые"

"С любовью не шутят"

"Самоубийца"

"Село Степанчиково и его обитатели"

"Семья с мешком чертей"

"Синяя ворона"

"Сирано де Бержерак"

"Сирена и Виктория"

"Сиротливый Запад"

"Спойлеры"

"Старший сын"

"Стеклянный зверинец"

"Странный отель для нежных сердец"

"Таланты и покойники"

"Тринадцатая звезда"

"Финист Ясный Сокол"

"Фрегат "Паллада"

"Шум за сценой"

"Я тебя никогда не прощу"

На фото сцена из спектакля "Пиковая дама". Фото газеты "Дзержинское время"

Графиня карты все открыла,
лишь надобно жениться было

Вчера, 27 марта, во Всемирный день театра в Дзержинском театре драмы состоялась долгожданная и очень зрелищная премьера. Дзержинцам представили спектакль по повести Пушкина «Пиковая дама» (12+). В основе постановки до самого ее конца для зрителя сохранялась почти физически ощутимая интрига. Классическая повесть великого русского литератора на сцене нашего драмтеатра превратилась одновременно в случай, сказку и анекдот – мистическую и романтическую загадочную историю.

Черно-красный детектив

Сразу скажем, что настоящим пушкинистам не стоит опасаться значительных «переделок» сценария для постановки спектакля – в Дзержинском театре драмы строго соблюли всю канву сюжета и все малейшие детали известной пушкинской повести. Но есть, конечно, и авторские нюансы, которые, как нам показалось, вполне уместно и гармонично «разбавляют» самые мрачные и напряженные моменты, дают зрителю возможность «выдохнуть», даже чуть улыбнуться и настроиться дальше на нужный лад.
Сюжет – да, тот же самый: военный инженер Германн одержим идеей узнать беспроигрышную комбинацию карт и озабочен лишь тем, как выпытать сей секрет у старухи-графини. Он заводит переписку и терпеливо ждет ответов от племянницы Анны Федотовны – юной Лизы. А потом пробирается в дом, застает графиню одну в спальне и пугает ее до смерти.

Тайна трех карт умирает вместе с главной героиней.

После похорон призрак умершей является к Германну и все-таки объявляет таинственную карточную партию с тем, чтобы инженер женился на Лизе. Но Германн настолько увлекается победами в игре, что забывает о главном условии сделки…
Все это увидели зрители театра драмы на премьере «Пиковой дамы» (12+). И все это дзержинцам преподнесли через призму бушующих страстей и безжалостных нот фатализма. Актеры на сцене кружились на «черном» балу и создавали то шелестящую тьму, то натянутый как струна монотонный звуковой фон – нервы напрягались до предела.
Бальные платья и костюмы – черные, общий тон всего происходящего на сцене чаще всего тоже темный: света почти нет, только мгла, рождающая неизвестность и безысходность, да иногда снег. Нет, пожалуй, здесь никакой не случай, не сказка и уж точно не анекдот – кроваво-трагическая, траурная драма. Судьба.
И в этот самый миг, когда от напряжения больше всего хочется вцепиться в ручки кресла, на сцене получается какое-нибудь неожиданное «хулиганство». Выдох: это же спектакль!

Сыграли на одном дыхании

В нашем театре драмы бывает много необычных постановок, немало среди них и классических. Когда читаешь книгу, ну или смотришь фильм по давно известному произведению, воображение рисует свои вполне определенные сцены. И когда это произведение ложится в основу спектакля, невольно думается: а как все это можно воплотить на сцене?
Как Германн будет смотреть в окно Лизы в доме графини или ночью выглядеть ее опочивальня? Как здесь же «появится» игральный клуб? Как пройдут бал или похороны? Будет ли настоящей карета? Как бестелесная старуха предстанет в доме своего убийцы?
Ничего этого – ни дома, ни клуба, ни кареты, ни похорон – в буквальном выражении на сцене нет. И в то же время все это «дорисовывается» внутренне благодаря некой абстракции, умелому задействованию пространства сцены (а в этот раз она была очень «глубокой» из-за точечных лучей света, перемещений тени, множества зеркал), а также страстям, переданным каждым персонажем и каждой деталью «Пиковой дамы».
Поставить спектакль режиссеру Марии Шиманской помогали «правая рука» Наталия Стрелина, художник Екатерина Малинина, хореограф Михаил Захаров.
Расчетливого Германна сыграл Денис Мартынов, несчастную Лизу – Мария Евстигнеева. Роль графини Анны Федотовны исполнила Наталья Дунаева. Кстати, сколько бы ни было экранизаций «Пушкинской дамы», хранительницу тайны карт всегда играли две актрисы – в молодости и старости. Наталья Дунаева прошла через годы жизни своей героини одна. Внук графини – Томский – на нашей сцене Павел Кузубов, граф Сен-Жермен и миллионер-картежник Чекалинский – Вячеслав Рещиков, покойный дедушка – муж графини – Артем Баранов, Нурумов – Иван Никулин, Сурин – жених Лизы – Денис Борисов.
Пиковая дама в колоде не одна. Их четыре. Поэтому на сцене вместе с Натальей Дунаевой блистали еще три дивы – Екатерина Максименко, Екатерина Малышева и Татьяна Маркова (Зинина).

Что наша жизнь? Игра!

Ни в коем случае не возьмем на себя роль театральных критиков. Не будем углубляться в актерские и режиссерские приемы, потому что для зрителей по большому счету многие хитрости и идеи остаются «за кадром». Залу важно общее ощущение – послевкусие от постановки, а также эстетическое удовольствие во время всего просмотра спектакля. Ну и, конечно, здесь никуда не уйти от знаменитого «Верю!».
Вы знаете, всему происходящему на сцене сразу и без сомнений веришь. Веришь, потому что актеры говорят не только слова прямой речи, как это бывает всегда, но и рассказывают собственные действия.
«Лиза присела на стул и затрепетала», говорит Лиза, которая садится на стул и заметно волнуется. Это ли не чудесный прием общения со зрителем?
Лиза пишет Германну на стекле, и строки как будто «оживают».
Взгляните на похороны графини, куда пришел растерзанный своей неудачей Германн. Гроб не стоит на столе или сцене – так зрители не увидели бы покойницу. Он висит вертикально, а она все равно в нем «лежит». И в это время в зале пахнет ладаном. Верю! Верю всему, что произошло и просходит в истории с роковой дамой пик на сцене дзержинского драматического театра.
Призрак старухи был бы чем-то обыденным, если бы образ умершей, как всегда, просто явился ночью к своему обидчику в белой пелене. Но наша графиня, раскрывая тайну трех «счастливых» карт и указывая при этом на стену невесомой рукой, «выжигает» их там, как и в душе Германна. Цифры реально появляются из ниоткуда и «дымятся».
«Тройка, семерка, туз», – повторяет Германн, пока не выигрывает, проигрывает и попадает в лечебницу для душевнобольных. Графиня простила ему свою смерть, но не простила обиду Лизы – единственного человека, кто плакал над потерей своей благодетельницы безутешно и искренне.
«Пиковая дама» от Марии Шиманской – очень «живой» спектакль и по-прежнему очень мудрый. Не будем до конца раскрывать всех его карт, а только лишь в который уже раз скажем «Браво!» всем, кто над ним трудился. Спасибо за тонкие моменты совершенного театрального счастья.


Елена Родионова
"Дзержинское время"

Тройка! Семёрка! Туз!:
«Пиковая дама» в Дзержинске

На фото сцена из спектакля "Пиковая дама". Фото газеты "Дзержинские ведомости"

27 марта в Дзержинском театре драмы состоялась премьера спектакля по повести Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама». Тройка! Семерка! Туз! Загадку трех знаменитых карт разгадывают читатели и зрители на протяжении двухсот лет…

Сохранить авторский текст

Сюжет подсказал Пушкину князь Голицын, который однажды отыгрался в популярную карточную игру первой половины XIX века под названием штосс, благодаря совету своей бабушки, поставив на три определенные карты. В этом году отмечается 225 лет со дня рождения Пушкина. Поставить «Пиковую даму» предложила режиссер Мария Шиманская. Она же написала инсценировку. Мария уже не первый раз пробует себя в написании литературной основы для спектакля.

– Я люблю работать с прозой, – объясняет она. – Я не драматург, поэтому пишу инсценировки только для своих спектаклей. Это больше похоже не на пьесу, а на постановочный план. Мне важно еще на стадии написания продумать, как будут связываться между собой сцены, все внутренние переходы персонажей, все их взаимодействия и развитие характеров, а главное, идеи самого автора. Я редко позволяю себе додумывать за него. Работа режиссера состоит в том, чтобы «раскрыть» автора, его мысли, его переживания. И тогда может случиться чудо, спектакль состоится.

«Сели ужинать в пятом часу утра»

– Что касается инсценировки Пушкина – это самая сложная работа на сегодня, которую я делала. Почему Пушкин – наше всё? Потому что только он умеет в одном предложении поменять ход событий в противоположную сторону. Только он, благодаря своему языку, его мелодичности и сочетанию звуков, может одним предложением передать и характер персонажа, и происходящую ситуацию, на описание которой у другого автора ушло бы немалое количество страниц, – продолжает разговор Мария Шиманская.

Вот вам пример: «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова». Вроде бы обычное предложение. А теперь попробуйте прочитать это вслух. Слышите, сколько там «Р»? В этих «Р» есть и характер Нарумова, и азарт игры, и даже вся конная гвардия. Пушкин рождает в нас ощущения, предчувствия и ассоциации.

Смотрим дальше: «Долгая зимняя ночь прошла незаметно, сели ужинать в пятом часу утра». Вот так просто он описывает бессонную, сумасшедшую в своем накале, ночь для игроков, которые не замечают ни времени, ни усталости. А если мы знаем, что на службу люди выходили к восьми утра, то мы понимаем, насколько сильно их пристрастие. И так в каждом предложении.

Нить к последней дуэли

Авторский текст произведения Пушкина разложен на сцене на несколько человек. Начинает один, подхватывает другой, заканчивает третий. А на выходе – уже этакий многоголосый хор из древнегреческой трагедии, комментирующий основное действие спектакля. Похожий подход Шиманская уже применяла в «Утиной охоте» Александра Вампилова.

– Мне приятно, что вы замечаете в «Утиной охоте» отголоски древнегреческой трагедии, тут я с вами согласна. Если говорить о двух этих произведениях: и в том, и в другом есть третья сила – рок, судьба. В «Пиковой даме» – это, вообще, основной конфликт. Германн пытается обыграть судьбу, за что и лишается самого главного – рассудка. Когда Пушкин писал «Пиковую даму», он остро чувствовал эту тайную недоброжелательность от своего окружения, а самое страшное, от своих близких друзей, – объясняет замысел режиссер.

От «Пиковой дамы» протягивается нить к последней дуэли Пушкина. Он знал, о чем писал. Так и с основными персонажами нашего спектакля тайная недоброжелательность играет злую шутку.

Германну рассказывает о тайне трех карт близкий друг, внук графини Томский. Он прекрасно знает, что Германну присущи сильные страсти и огненное воображение. Это приводит к физической смерти старой графини и духовной смерти ее воспитанницы Лизаветы Ивановны.

Пушкинский коктейль

– Чего в «Пиковой даме» больше – мистики, реализма, комедии, трагедии, сказочного карнавала или водевиля?

– Пушкин не дает однозначного ответа, – говорит Мария. – Он задает три линии: случай, сказка, анекдот. В сюжете случай повторяется три раза. Первой отыгралась сама графиня, вторым – покойный Чаплицкий, третьим – Германн.

Сказка? Конечно, сказка. Описание дома графини сравнимо с какой-то сказочной избушкой бабы яги, чего там только нет. И всегда есть выбор, куда идти. Налево пойдешь – в спальню графини попадешь, направо пойдешь – в кабинет попадешь, прямо пойдешь – там узенькая витая лестница, которая ведет в комнату Лизы.

Или, например, Лиза дает Германну ключ, который открывает все двери, когда он уходит. Сама графиня так стара, что никто и не удивляется ее смерти. Но эта сказка приводит к реальным смертям. Смерть рассудка (Германн), смерть тела (графиня), смерть души (Лиза).

Анекдот? Но такой, что плакать хочется. Германн проигрывает состояние, которое, в пересчете на наши деньги, равняется примерно пяти миллионам евро.

Просто потому, что вытащил не ту карту. Не графиня обманула, а сам, своей рукой вытянул. Есть от чего сойти с ума.

«Лапша на уши»

– Сцена перед антрактом, где в течение нескольких минут появляется огромное количество обрывков белой материи, вызвала аплодисменты зрительского зала. Вы хотели удивить зрителя?

– Мы отталкиваемся исключительно от текста. Рассказываем о письмах, которыми Германн в буквальном смысле заваливает Лизавету Ивановну. Он даже не переводит их с немецкого, хотя Лиза не знает языка. Письма пишутся на бумаге, эта бумага превращается в обрывки, в длинную бумажную «лапшу на уши» Лизаветы Ивановны, которая принимает всё за чистую монету и назначает Германну ночное свидание, рассказав, как проникнуть ночью в дом графини.
И мы уже видим, что сцена полна снега и Германн в одном сюртуке стоит под окнами, не пугаясь плохой погоды.

Две Марии

Германна играет Денис Мартынов. Мария не первый раз доверяет Денису главную роль в своих спектаклях, и он старается оправдать доверие режиссера: играет ярко, размашисто, временами гротескно. Роль Лизаветы Ивановны у молодой актрисы Марии Евстигнеевой. У нее прекрасный голос, и эту актерскую краску режиссер Шиманская старается использовать по максимуму.

– Я окончила консерваторию, служу в театре три года, – рассказывает Мария Евстигнеева. – Вокал – один из инструментов актерского арсенала, который режиссер вплетает в действие.

Пение Марии украсило предыдущую постановку театра – спектакль «Морфий» по рассказам Михаила Булгакова. Видимо, было решено развивать тему поющих артистов на сцене нашего драматического театра и дальше.

– У нас в спектакле несколько раз звучит «лейтмотив сказки», – добавляет Мария. – Впервые он появляется, когда у Германна возникают навязчивые мысли о возможности узнать «тайну трех карт». Второй раз – после явления графини, по нашей задумке, лейтмотив трансформируется, и я импровизирую в рамках обозначенной темы.

– Вы исполняете конкретную музыкальную тему из оперы Чайковского «Пиковая дама»?

– Это не опера, а просто мелодический период, предложенный режиссером, – отвечает Мария Евстигнеева.

Вот такие разносторонние актрисы и режиссеры работают в Дзержинске. 4 Одна из карт – «Пушкинская»

Очень хочется надеяться, что «Пиковую даму» в Дзержинске ждет успех. Помимо того, что это сам по себе красивый спектакль по классическому тексту русской литературы, существуют и другие факторы «за» (некоторые из них мы уже перечислили). Есть и другие.

Новая постановка, наверняка, будет интересна школьникам. Они любят красочные зрелища, где поют и танцуют, много тайны, мистики и балаганного веселья прямо на сцене («лапша на уши»). А «Пиковая дама» к тому же сегодня в школьной программе, пусть и факультативно. Молодые зрители с 14 до 22 лет – счастливые обладатели «Пушкинской карты». Всё сходится.

Сергей АНИСИМОВ
"Дзержинские ведомости"

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ИНТЕРВЬЮ

Интервью с Екатериной Максименко

Интервью с Иваном Никулиным

Интервью с Марией Шиманской

Интервью с Артемом Барановым

Интервью с Артемом Барановым

Людмила Купоросова

Интервью с Валентиной Губкиной

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Андреем Крайнюковым

Интервью с Денисом Мартыновым

Интервью с Зоей Морозовой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Екатериной Рязановой

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Вячеславом Рещиковым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Ларисой Шляндиной

Интервью с Егором Шашиным

Интервью с Михаилом Смоляницким

Интервью с Александром Расевым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Виктором Шрайманом

Интервью с Леонидом Чигиным

Интервью с Михаилом Тяжевым

Интервью с Евгенией Труш

Интервью с Ольгой Герр

Интервью с Николаем Стяжкиным

Интервью с Федором Архиповым

Интервью с Юрием Березой

Интервью с Леонидом Хейфецом

Интервью с Сергеем Стеблюком

Интервью с Юлией Ауг

Интервью с Аманом Кулиевым

К ИСТОРИИ ТЕАТРА

"Истинный Храм искусства"

"Храм искусств"

К 100-летию Нины Конаковой

К 100-летию Филиппа Лещенко

К 100-летию Теодора Лондона

Белла Чуркина

Пишет зритель