Администрация города Дзержинска Нижегородской области
"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"
"Волшебник Изумрудного города"
"Господин Пунтила и слуга его Матти"
"На всякого мудреца довольно простоты"
"Село Степанчиково и его обитатели"
Вчера, 27 марта, во Всемирный день театра в Дзержинском театре драмы состоялась долгожданная и очень зрелищная премьера. Дзержинцам представили спектакль по повести Пушкина «Пиковая дама» (12+). В основе постановки до самого ее конца для зрителя сохранялась почти физически ощутимая интрига. Классическая повесть великого русского литератора на сцене нашего драмтеатра превратилась одновременно в случай, сказку и анекдот – мистическую и романтическую загадочную историю.
Сразу скажем, что настоящим пушкинистам не стоит опасаться значительных «переделок» сценария для постановки спектакля – в Дзержинском театре драмы строго соблюли всю канву сюжета и все малейшие детали известной пушкинской повести. Но есть, конечно, и авторские нюансы, которые, как нам показалось, вполне уместно и гармонично «разбавляют» самые мрачные и напряженные моменты, дают зрителю возможность «выдохнуть», даже чуть улыбнуться и настроиться дальше на нужный лад.
Сюжет – да, тот же самый: военный инженер Германн одержим идеей узнать беспроигрышную комбинацию карт и озабочен лишь тем, как выпытать сей секрет у старухи-графини. Он заводит переписку и терпеливо ждет ответов от племянницы Анны Федотовны – юной Лизы. А потом пробирается в дом, застает графиню одну в спальне и пугает ее до смерти.
После похорон призрак умершей является к Германну и все-таки объявляет таинственную карточную партию с тем, чтобы инженер женился на Лизе. Но Германн настолько увлекается победами в игре, что забывает о главном условии сделки…
Все это увидели зрители театра драмы на премьере «Пиковой дамы» (12+). И все это дзержинцам преподнесли через призму бушующих страстей и безжалостных нот фатализма. Актеры на сцене кружились на «черном» балу и создавали то шелестящую тьму, то натянутый как струна монотонный звуковой фон – нервы напрягались до предела.
Бальные платья и костюмы – черные, общий тон всего происходящего на сцене чаще всего тоже темный: света почти нет, только мгла, рождающая неизвестность и безысходность, да иногда снег. Нет, пожалуй, здесь никакой не случай, не сказка и уж точно не анекдот – кроваво-трагическая, траурная драма. Судьба.
И в этот самый миг, когда от напряжения больше всего хочется вцепиться в ручки кресла, на сцене получается какое-нибудь неожиданное «хулиганство». Выдох: это же спектакль!
В нашем театре драмы бывает много необычных постановок, немало среди них и классических. Когда читаешь книгу, ну или смотришь фильм по давно известному произведению, воображение рисует свои вполне определенные сцены. И когда это произведение ложится в основу спектакля, невольно думается: а как все это можно воплотить на сцене?
Как Германн будет смотреть в окно Лизы в доме графини или ночью выглядеть ее опочивальня? Как здесь же «появится» игральный клуб? Как пройдут бал или похороны? Будет ли настоящей карета? Как бестелесная старуха предстанет в доме своего убийцы?
Ничего этого – ни дома, ни клуба, ни кареты, ни похорон – в буквальном выражении на сцене нет. И в то же время все это «дорисовывается» внутренне благодаря некой абстракции, умелому задействованию пространства сцены (а в этот раз она была очень «глубокой» из-за точечных лучей света, перемещений тени, множества зеркал), а также страстям, переданным каждым персонажем и каждой деталью «Пиковой дамы».
Поставить спектакль режиссеру Марии Шиманской помогали «правая рука» Наталия Стрелина, художник Екатерина Малинина, хореограф Михаил Захаров.
Расчетливого Германна сыграл Денис Мартынов, несчастную Лизу – Мария Евстигнеева. Роль графини Анны Федотовны исполнила Наталья Дунаева. Кстати, сколько бы ни было экранизаций «Пушкинской дамы», хранительницу тайны карт всегда играли две актрисы – в молодости и старости. Наталья Дунаева прошла через годы жизни своей героини одна. Внук графини – Томский – на нашей сцене Павел Кузубов, граф Сен-Жермен и миллионер-картежник Чекалинский – Вячеслав Рещиков, покойный дедушка – муж графини – Артем Баранов, Нурумов – Иван Никулин, Сурин – жених Лизы – Денис Борисов.
Пиковая дама в колоде не одна. Их четыре. Поэтому на сцене вместе с Натальей Дунаевой блистали еще три дивы – Екатерина Максименко, Екатерина Малышева и Татьяна Маркова (Зинина).
Ни в коем случае не возьмем на себя роль театральных критиков. Не будем углубляться в актерские и режиссерские приемы, потому что для зрителей по большому счету многие хитрости и идеи остаются «за кадром». Залу важно общее ощущение – послевкусие от постановки, а также эстетическое удовольствие во время всего просмотра спектакля. Ну и, конечно, здесь никуда не уйти от знаменитого «Верю!».
Вы знаете, всему происходящему на сцене сразу и без сомнений веришь. Веришь, потому что актеры говорят не только слова прямой речи, как это бывает всегда, но и рассказывают собственные действия.
«Лиза присела на стул и затрепетала»,
говорит Лиза, которая садится на стул и заметно волнуется.
Это ли не чудесный прием общения со зрителем?
Лиза пишет Германну на стекле, и строки как будто «оживают».
Взгляните на похороны графини, куда пришел растерзанный своей неудачей Германн. Гроб не стоит на столе или сцене – так зрители не увидели бы покойницу. Он висит вертикально, а она все равно в нем «лежит». И в это время в зале пахнет ладаном. Верю! Верю всему, что произошло и просходит в истории с роковой дамой пик на сцене дзержинского драматического театра.
Призрак старухи был бы чем-то обыденным, если бы образ умершей, как всегда, просто явился ночью к своему обидчику в белой пелене. Но наша графиня, раскрывая тайну трех «счастливых» карт и указывая при этом на стену невесомой рукой, «выжигает» их там, как и в душе Германна. Цифры реально появляются из ниоткуда и «дымятся».
«Тройка, семерка, туз», – повторяет Германн, пока не выигрывает, проигрывает и попадает в лечебницу для душевнобольных. Графиня простила ему свою смерть, но не простила обиду Лизы – единственного человека, кто плакал над потерей своей благодетельницы безутешно и искренне.
«Пиковая дама» от Марии Шиманской – очень «живой» спектакль и по-прежнему очень мудрый. Не будем до конца раскрывать всех его карт, а только лишь в который уже раз скажем «Браво!» всем, кто над ним трудился. Спасибо за тонкие моменты совершенного театрального счастья.
Елена Родионова
"Дзержинское время"
Тройка! Семёрка! Туз!:
«Пиковая дама» в Дзержинске
27 марта в Дзержинском театре драмы состоялась премьера спектакля по повести Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама». Тройка! Семерка! Туз! Загадку трех знаменитых карт разгадывают читатели и зрители на протяжении двухсот лет…
Сюжет подсказал Пушкину князь Голицын, который однажды отыгрался в популярную карточную игру первой половины XIX века под названием штосс, благодаря совету своей бабушки, поставив на три определенные карты. В этом году отмечается 225 лет со дня рождения Пушкина. Поставить «Пиковую даму» предложила режиссер Мария Шиманская. Она же написала инсценировку. Мария уже не первый раз пробует себя в написании литературной основы для спектакля.
– Я люблю работать с прозой, – объясняет она. – Я не драматург, поэтому пишу инсценировки только для своих спектаклей. Это больше похоже не на пьесу, а на постановочный план. Мне важно еще на стадии написания продумать, как будут связываться между собой сцены, все внутренние переходы персонажей, все их взаимодействия и развитие характеров, а главное, идеи самого автора. Я редко позволяю себе додумывать за него. Работа режиссера состоит в том, чтобы «раскрыть» автора, его мысли, его переживания. И тогда может случиться чудо, спектакль состоится.
– Что касается инсценировки Пушкина – это самая сложная работа на сегодня, которую я делала. Почему Пушкин – наше всё? Потому что только он умеет в одном предложении поменять ход событий в противоположную сторону. Только он, благодаря своему языку, его мелодичности и сочетанию звуков, может одним предложением передать и характер персонажа, и происходящую ситуацию, на описание которой у другого автора ушло бы немалое количество страниц, – продолжает разговор Мария Шиманская.
Вот вам пример: «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова». Вроде бы обычное предложение. А теперь попробуйте прочитать это вслух. Слышите, сколько там «Р»? В этих «Р» есть и характер Нарумова, и азарт игры, и даже вся конная гвардия. Пушкин рождает в нас ощущения, предчувствия и ассоциации.
Смотрим дальше: «Долгая зимняя ночь прошла незаметно, сели ужинать в пятом часу утра». Вот так просто он описывает бессонную, сумасшедшую в своем накале, ночь для игроков, которые не замечают ни времени, ни усталости. А если мы знаем, что на службу люди выходили к восьми утра, то мы понимаем, насколько сильно их пристрастие. И так в каждом предложении.
Авторский текст произведения Пушкина разложен на сцене на несколько человек. Начинает один, подхватывает другой, заканчивает третий. А на выходе – уже этакий многоголосый хор из древнегреческой трагедии, комментирующий основное действие спектакля. Похожий подход Шиманская уже применяла в «Утиной охоте» Александра Вампилова.
– Мне приятно, что вы замечаете в «Утиной охоте» отголоски древнегреческой трагедии, тут я с вами согласна. Если говорить о двух этих произведениях: и в том, и в другом есть третья сила – рок, судьба. В «Пиковой даме» – это, вообще, основной конфликт. Германн пытается обыграть судьбу, за что и лишается самого главного – рассудка. Когда Пушкин писал «Пиковую даму», он остро чувствовал эту тайную недоброжелательность от своего окружения, а самое страшное, от своих близких друзей, – объясняет замысел режиссер.
От «Пиковой дамы» протягивается нить к последней дуэли Пушкина. Он знал, о чем писал. Так и с основными персонажами нашего спектакля тайная недоброжелательность играет злую шутку.
Германну рассказывает о тайне трех карт близкий друг, внук графини Томский. Он прекрасно знает, что Германну присущи сильные страсти и огненное воображение. Это приводит к физической смерти старой графини и духовной смерти ее воспитанницы Лизаветы Ивановны.
– Чего в «Пиковой даме» больше – мистики, реализма, комедии, трагедии, сказочного карнавала или водевиля?
– Пушкин не дает однозначного ответа, – говорит Мария. – Он задает три линии: случай, сказка, анекдот. В сюжете случай повторяется три раза. Первой отыгралась сама графиня, вторым – покойный Чаплицкий, третьим – Германн.
Сказка? Конечно, сказка. Описание дома графини сравнимо с какой-то сказочной избушкой бабы яги, чего там только нет. И всегда есть выбор, куда идти. Налево пойдешь – в спальню графини попадешь, направо пойдешь – в кабинет попадешь, прямо пойдешь – там узенькая витая лестница, которая ведет в комнату Лизы.
Или, например, Лиза дает Германну ключ, который открывает все двери, когда он уходит. Сама графиня так стара, что никто и не удивляется ее смерти. Но эта сказка приводит к реальным смертям. Смерть рассудка (Германн), смерть тела (графиня), смерть души (Лиза).
Анекдот? Но такой, что плакать хочется. Германн проигрывает состояние, которое, в пересчете на наши деньги, равняется примерно пяти миллионам евро.
Просто потому, что вытащил не ту карту. Не графиня обманула, а сам, своей рукой вытянул. Есть от чего сойти с ума.
– Сцена перед антрактом, где в течение нескольких минут появляется огромное количество обрывков белой материи, вызвала аплодисменты зрительского зала. Вы хотели удивить зрителя?
– Мы отталкиваемся исключительно от текста. Рассказываем о письмах, которыми Германн в буквальном смысле заваливает Лизавету Ивановну. Он даже не переводит их с немецкого, хотя Лиза не знает языка. Письма пишутся на бумаге, эта бумага превращается в обрывки, в длинную бумажную «лапшу на уши» Лизаветы Ивановны, которая принимает всё за чистую монету и назначает Германну ночное свидание, рассказав, как проникнуть ночью в дом графини.
И мы уже видим, что сцена полна снега и Германн в одном сюртуке стоит под окнами, не пугаясь плохой погоды.
Германна играет Денис Мартынов. Мария не первый раз доверяет Денису главную роль в своих спектаклях, и он старается оправдать доверие режиссера: играет ярко, размашисто, временами гротескно. Роль Лизаветы Ивановны у молодой актрисы Марии Евстигнеевой. У нее прекрасный голос, и эту актерскую краску режиссер Шиманская старается использовать по максимуму.
– Я окончила консерваторию, служу в театре три года, – рассказывает Мария Евстигнеева. – Вокал – один из инструментов актерского арсенала, который режиссер вплетает в действие.
Пение Марии украсило предыдущую постановку театра – спектакль «Морфий» по рассказам Михаила Булгакова. Видимо, было решено развивать тему поющих артистов на сцене нашего драматического театра и дальше.
– У нас в спектакле несколько раз звучит «лейтмотив сказки», – добавляет Мария. – Впервые он появляется, когда у Германна возникают навязчивые мысли о возможности узнать «тайну трех карт». Второй раз – после явления графини, по нашей задумке, лейтмотив трансформируется, и я импровизирую в рамках обозначенной темы.
– Вы исполняете конкретную музыкальную тему из оперы Чайковского «Пиковая дама»?
– Это не опера, а просто мелодический период, предложенный режиссером, – отвечает Мария Евстигнеева.
Вот такие разносторонние актрисы и режиссеры работают в Дзержинске.
Очень хочется надеяться, что «Пиковую даму» в Дзержинске ждет успех. Помимо того, что это сам по себе красивый спектакль по классическому тексту русской литературы, существуют и другие факторы «за» (некоторые из них мы уже перечислили). Есть и другие. Новая постановка, наверняка, будет интересна школьникам. Они любят красочные зрелища, где поют и танцуют, много тайны, мистики и балаганного веселья прямо на сцене («лапша на уши»). А «Пиковая дама» к тому же сегодня в школьной программе, пусть и факультативно. Молодые зрители с 14 до 22 лет – счастливые обладатели «Пушкинской карты». Всё сходится. Сергей АНИСИМОВ
"Дзержинские ведомости"
Интервью с Екатериной Максименко
Интервью с Валентиной Губкиной
Интервью с Андреем Крайнюковым
Интервью с Екатериной Рязановой
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Вячеславом Рещиковым
Интервью с Михаилом Смоляницким
Интервью с Александром Расевым
Интервью с Валентином Морозовым
Интервью с Валентином Морозовым