Администрация города Дзержинска Нижегородской области
"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"
"Волшебник Изумрудного города"
"Господин Пунтила и слуга его Матти"
"На всякого мудреца довольно простоты"
"Село Степанчиково и его обитатели"
Посмотрев после многолетнего перерыва сразу три спектакля подряд, я была взбудоражена, растревожена и потрясена, потому что поняла: как зритель для театра не потеряна. Но... Вот эти "но" я и разложила в ряд перед главным режиссером Дзержинского драматического театра Андреем Сергеевичем ПОДСКРЕБКИНЫМ
- Андрей Сергеевич, я несчастный зритель. Обожая зрелища, уже давно вынуждена довольствоваться тем, что снято 25 и больше лет назад - более свежие продукты синематографа неприемлемы буквально на физиологическом уровне. И в театр не ходила, опасалась не переварить.
- Неужели из новых фильмов вам совсем ничего не нравится? Я имею в виду не сериалы, а серьезные фильмы, которые сняты более-менее недавно - тот же самый "Идиот" Бортко.
- Не пошел у меня "Идиот". И тут в тему хочется вспомнить первый спектакль, который я посмотрела, - "Жестокие игры". Это как раз тот сценарий, та концепция, которая мне близка как зрителю. И вот здесь шепотом, чтобы никто не услышал: не кажется ли вам, что у артистов последнего поколения как будто не хватает какого-то системного файла для того, чтоб донести не то что Достоевского, но даже Арбузова?
- Это беда не только театра, как мне кажется. Это беда целого поколения. На сцене и в зале люди, пережившие "перестройку" и "реформы". Нам тогда выбили много "системных файлов". Не только педагоги, но и родители не всегда понимали, чему и как учить детей. В очередной раз люди стали жить
под девизом: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...". А затем пустое пространство начало заполняться не нашими идеями, как мне кажется, а чуждым для России мировоззрением. И здесь сразу встает вопрос о самообразовании... Да, артист должен владеть речью, пластикой, уметь танцевать и петь, но всего этого мало. Надо обладать богатым духовным багажом, чтобы было чем делиться. А это набирается только чтением книг, просмотром фильмов, прогулками по городу. В театральной школе даже есть целый раздел "наблюдения за людьми и за животными".
Но когда все это можно делать? Только в свободное время. А у молодых артистов (практически во всех театрах страны) настолько мизерная зарплата, что на нее невозможно даже квартиру снять, - приходится подрабатывать. А для того, чтобы заниматься самообразованием, просто не хватает времени.
- Но почему такой проблемы не было в советское время? Вспомнить "Буратино", "Красную Шапочку" - там дети блистательно играют, хотя у них нет еще никакого багажа. Сейчас это невозможно?
- Почему? Фильм "Сволочи". Здесь дети играют гораздо острее и умнее, чем в "Буратино". "Буратино" - это все равно клишированный материал. В картинах уровня "Судьба человека" дети играют редко, а если играют, то это заслуга режиссера и взрослого партнера. Так вот в фильме "Сволочи" у ребятишек игра очень хорошая, причем в таком сложном возрасте, в 12-14 лет, когда они колченогие, неумелые - тело растет.
- В фильме "Сволочи" я, к сожалению, не смогу оценить качество актерской игры, потому что здесь мне мешает сценарий - моральное, а точнее, аморальное содержание этого фильма. И в театр пойти мне часто мешает его репертуар. Так, в этот раз меня напугал спектакль "Снегурушка". Едва ли детей стоит знакомить с такими персонажами, как Дед Мороз в этом спектакле.
- Это Морозко. Он только потом превращается в Деда Мороза.
- Так или иначе, сомнительный образ.
- Вы с детьми смотрели? Дети как воспринимали спектакль?
- "Детям нравится" - это не аргумент. Нельзя на них перекладывать ответственность за выбор.
- А сама идея спектакля вас не устраивает?
- Я, честно говоря, затрудняюсь вывести идею спектакля.
- То, что нехорошо быть влюбленным в себя, а то и сам будешь смешным, и другим от этого будет плохо. А вот когда такой человек становится веселым и любит других, тогда мы его все ждем...
- Но все-таки зачем же он такой характерно-манерный, а-ля Борис Моисеев? Неужели это настолько необходимо для раскрытия образа?
- Если бы он был мачо, он бы стал привлекательным... И тогда бы это было гораздо более вредно.
- Слушайте, да спектакль-то неполиткорректный, оказывается! Не осудят ли вас за гомофобию? Дед Мороз с нетрадиционным уклоном - отрицательный герой...
- Я об этом не думал. Для меня любой человек, влюбленный в себя, ненормален. Даже если он мачо, даже если он супермистер Вселенной. А в "Снегурушке" подводных камней, вторых смыслов, которые ведут в светлую сторону, достаточно много. Жаль, что вы этого не заметили.
- А будут в ближайшее время на сцене Дзержинского драматического сказки, в которых даже я легко замечу светлую сторону?
- В следующем году, будем надеяться, удастся поставить для детей не маленькую сказку, а масштабную. Может быть, мы обратимся к "Золушке", может быть, к "Снежной королеве" Шварца. Но это другой формат, это не сделаешь на баннере.
- Это затратно?
- Это очень затратно. В свое время, это из истории моего опыта, была сказка "Царевна-лягушка". В застойные времена на нее потратили 200 тысяч. Это астрономические цифры, даже при новых ценах нереальные. А в то время это было что-то сумасшедшее. 200 тысяч - на костюмы и декорации - черный бархат, расписанный сусальным золотом, и так далее, и так далее. Потом это окупилось - спектакль очень долго шел. При нынешнем бюджете вернуться к такому нереально. К тому же, если к классике обращаться, надо репетировать как минимум полгода, а лучше бы год. При этом сокращается количество премьер.
- А в городе всего 250 тысяч населения и не все ходят в театр...
- К нам ходят примерно 20% населения, мы вынуждены делать шесть спектаклей в год как минимум, чтобы выжить. Для того, чтобы нормально жить, лучше бы нам делать восемь спектаклей. Я завидую Додину, что он может в течение года или трех лет репетировать и не заниматься "постановкой" - говорить, куда артистам встать, что делать. У них просто идет разговор о судьбе, о времени, в котором жили герои. Он не ставит - они вместе создают. Такое отношение ко времени очень затратно, ведь время - деньги. Здесь такой возможности нет.
Что есть классика?
- То есть получается, классику ставить нерентабельно? Жаль. Из трех спектаклей, что я посмотрела, мне больше всего понравилось "Село Степанчиково...", я ладони отбила...
- Мы обязательно будем стараться каждый год брать классическое произведение, и, может быть, даже из школьной программы. Классика будет рентабельна, если она будет современно поставлена. Меняется время, меняются люди, меняются взаимоотношения. Формат звука сейчас другой, формат речи.
- Но в этом году классических премьер не было?
- "Господин Пунтила и слуга его Матти" - классика мирового репертуара. Но в то же время мы заметили, что в репертуаре не хватает комедий - ниша пустует - и постарались восполнить. Но и в каждой комедии мы стараемся сделать какой-то ход для людей думающих, не только ради потехи ставится спектакль.
- Беда комедий нашего времени это шутки ниже пояса. Боюсь, что люди, на которых рассчитаны эти шутки, не любят театр. Ведь комедия тоже может быть тонкой. И проблема не в том, что нет комедий или трагедий, а в том, что нет тонких зрелищ. Или зря я говорю, что их нет?
- Ну вот последняя комедия, которая была на закрытии сезона, - "Месье Амедей" французского драматурга Алена Рейно Фуртона. Тематика очень фривольная. В этой пьесе очень легко скатиться на пошлость - надо идти по грани, что практически невозможно в классической "Лисестрате" или в "Декамероне". Но на протяжении спектакля все персонажи, которые там появляются, идут в развитии в светлую сторону. В театре, как и в любом искусстве, нужно для начала привлечь внимание, чтоб это было интересно, а потом не "поучать", а между строк давать пищу для размышления.
Хотя я с удовольствием ставил бы только Чехова, Достоевского, Островского - с такой драматургией интереснее работать.
- Так это же естественно, гортань брашна различает. Так в чем же загвоздка-то? Что мешает?
- В первую очередь, касса. А во вторых, попытка привлечь в театр тех, кто раньше в него не ходил.
- Вот, честное слово, не верю. Может быть, я заблуждаюсь и это только меня окружают люди, которые предпочитают, простите за высокопарность, высокое искусство. Но ведь именно эти люди открыты навстречу театру, и вряд ли в Дзержинске им есть какая-то альтернатива.
- Этих людей мы не просто не будем забывать, мы именно для них и будем ставить, обращаясь к серьезной драматургии. Хотя... Ведь когда-то, в свое время, и Островский был попсой. Он первый стал говорить о "новых русских", о людях с бородами и в жилетках. И тогда тоже возмущались: "Как же так, он потащил на сцену купцов, которые пьют водку?" А Достоевский? "Преступление и наказание"? Я помню в детстве, в нашей коммунальной квартире на кухне на столе у соседки лежала книжка без обложки - подставка под кастрюли. Я положил вместо нее доску, поменял, прочитал. Шикарный детектив. А потом нам стали преподавать - про социум, про героя, про Ницше. И где-то на середине урока понял - так это про книжку, что ли, без обложки? Но почему так скучно говорят, она же интересная! А Толстой, его Анна Каренина? Как в те времена воспринимали люди, что она под поезд попала, особенно за пределами Москвы и Петербурга? Как если бы сейчас она пришла на Байконур и бросилась под ракету. А писать о падшей женщине - как же так? И то, что автор на стороне этой падшей женщины, что он ее понимает - ай-яй-яй!
- То есть вы хотите сказать, что для своего времени ни Толстой, ни Достоевский, ни Островский классиками не были? Но неужели сейчас есть авторы, которые через какое-то время будут признаны классиками, только я сейчас в силу какой-то своей ограниченности этого не вижу?
- Стругацкие.
- Ну, это уже классики.
- Дьяченки. Лукьяненко. Логинов. Дивов. Дивов, как мне кажется, на уровне Стругацких работает. Мне Слаповский нравится, хотя критики его не любят - говорят, лживый. Нравится Коляда. Из сказочников мне ближе Бартенев и Усачев. Вообще, у каждого поколения свои авторы. Вот нас в детстве иногда баловали хлебом со сгущенным молоком, и мы до сих пор это любим.
- Ну так потому, что это вкусно, вкусней, чем нынешние торты.
- А сегодняшние дети эти торты любят. А папа у меня обожает печеную тыкву без сахара, потому что это самое сладкое, что он ел в детстве.
- Да не убедите вы меня, Андрей Сергеевич, что на вкус и цвет... Все равно выхолащивается и театральное искусство, и кино - это ж факт.
- Был такой замечательный французский режиссер, создавший изначальное движение всему современному театру в Европе и в Америке, - Альфред Жарри. Вот две его фразы: "К сожалению, современному зрителю нужен пулемет на сцене, а не театр". И "Мы вынуждены опошлять Шекспира до уровня современного зрителя". Такие вот вещи тоже его беспокоили. И это начало прошлого века. И все же зрители увидели спектакли Эфроса, Товстоногова, Васильева, Питера Брука, Вилара, Мнушкиной, Додина.
Хоть бы грянула "Гроза"...
- Еще год назад вы обмолвились о том, что хотите поставить "Грозу" Островского. Почему она еще не на сцене?
- Иногда обстоятельства сильнее наших пожеланий. В этом сезоне так сложилось. Две комедии и заказ. Еще мне предложили на выбор несколько пьес, три я оставил, из них было выбрано "Русское лото". Мне интересно было его поставить, потому что я нашел решение, как уйти от изначальной грубости, которая заложена у Сигарева, - через некоторую клоунаду вложить кусочек души в начале и в финале.
- Мне вы рекомендуете на этот спектакль идти?
- Если вы будете смотреть этот спектакль поверхностно, то... не знаю. Все, что я делаю, имеет вторые смыслы.
- Ой, какой вы хитрый! Мне "Снегурушка" не понравилась, так это я просто ваш второй смысл не распознала? Сама, дескать, виновата?
- Ну я же не знаю доподлинно ваш вкус. Это комедия, современная комедия положений...
- Рязановские, например, комедии мне очень симпатичны.
- Наверняка, не все. Та, где герои песни про бюрократов поют перестроечных времен, вряд ли нравится.
- "Забытая мелодия для флейты"? Да, действительно, меньше других. Видите, вы все понимаете. Так идти или не идти мне на спектакль?
- Обязательно приходите. Будет еще тема для разговора.
Евгения Павлывчева
"Репортер и время", июнь 2009 г.
Интервью с Екатериной Максименко
Интервью с Валентиной Губкиной
Интервью с Андреем Крайнюковым
Интервью с Екатериной Рязановой
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Вячеславом Рещиковым
Интервью с Михаилом Смоляницким
Интервью с Александром Расевым
Интервью с Валентином Морозовым
Интервью с Валентином Морозовым