Администрация города Дзержинска Нижегородской области
"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"
"Волшебник Изумрудного города"
"Господин Пунтила и слуга его Матти"
"На всякого мудреца довольно простоты"
"Село Степанчиково и его обитатели"
Денис Мартынов актер молодой. В Дзержинском театре драмы он около четырех лет. Это для актера, тем более начинающего, немного. Но в его творческой биографии есть интересные роли, удачные спектакли. В этом театральном сезоне зрителей ждет новая встреча с Денисом. Он – исполнитель роли Буратино в сказке «Золотой ключик», пьеса Юрия Жигульского по книге Алексея Толстого. Премьера спектакля – 26 октября. В преддверие ее наш корреспондент встретился с Денисом Мартыновым.
- Денис, скажите, Вы любили в детстве сказку про Буратино?
- Да, и Буратино, и Красную шапочку… Правда, я больше смотрел кино, чем читал книги.
- А кто из персонажей нравился больше всего?
- Дуремар. Его великолепно играл Басов. Вообще фильм был потрясающий.
- А думали когда-нибудь, что придет время, и вы выйдете на сцену в образе Буратино?
- Я тогда и не думал, что могу пойти в актеры. Поступать в театральное училище решил в конце 11-го класса, а до этого… Мама хотела, чтобы я стал врачом… Стоматологом почему-то…
- И почему же все-таки выбрали театральную стезю?
- С 9 класса я ходил в школьный драмкружок…
- В Дзержинске?
- Нет, я не из Дзержинска. Из Вадского района. Так вот, и не помышлял о театре, как о профессии. Сначала хотел поступать в иняз. У меня с иностранным языком все было нормально. Но потом как-то неожиданно решил попробовать пройти конкурс в театральное училище. И как это ни странно, прошел сразу, хотя ни на какие подготовительные курсы не ходил, ни с кем специально не занимался…
- Вы поступили в Нижегородское училище?
- Да.
- Знаете, мне всегда казалось странным, когда молодой человек выбирает театр как профессию. Ведь все-таки, согласитесь, страсть к лицедейству, к переодеваниям, к примериванию на себя чужих масок больше присуща девчонкам…
- Не знаю как у кого. Наверное, у всех это происходит по-разному. Мне, например, еще в детстве всегда хотелось быть рядом с теми девчонками, которых видел на экране. Нет, не то чтобы дружить с ними в жизни, а вот быть там, на экране, рядом. Наверное, отсюда все и началось. Я представлял себя внутри киношного мира. Ну, тогда это казалось чем-то нереальным, заоблачным… А с годами, как оказалось, все осуществилось.
- Сколько лет назад Вы закончили училище?
- Четыре.
- И сразу пришли в Дзержинский театр?
- Да. И вот с тех пор здесь и работаю.
- Не было ощущений, что сделали неправильный выбор? Я имею в виду профессию, а не театр.
- Нет… Вот только иногда обидно, что культура у нас в загоне каком-то… Я имею в виду финансовую строну дела. Зарплаты маленькие, приходится думать не об искусстве, а о хлебе насущном. А актер не должен отвлекаться на эту суету. Думать надо о профессии, о том, что ты делаешь на сцене.
- А какие из сыгранных за эти годы ролей Вам были наиболее интересны?
- Роль в «Донне Люции…». Студент Бабс Баберлей, по просьбе друзей сыгравший роль Донны Люции, приехавшей к своему племяннику из Бразилии. Это было и трудно, и интересно. Сыграть-то нужно было не просто миллионершу, а студента, играющего миллионершу. Это, согласитесь, не одно и то же. Мне кажется, роль получилась. Я так считаю исходя и из собственных ощущений, и из отзывов публики.
Мне нравится роль Степана в «Женитьбе» по Н.В.Гоголю. Это была моя первая роль в этом театре и, может быть, поэтому она особенно дорога.
- В минувшем сезоне у Вас было много работы. Вот, например, роль Голутвина в «На всякого мудреца довольно простоты»…
- Не думаю, что в этом спектакле у меня получилось все, чего хотел я и чего добивался режиссер. Но ведь премьерой работа над ролью не заканчивается. Спектакль будет продолжать жить, значит, будет возможность совершенствоваться. Этим театр и интересен.
- А Ромео? После ухода И.Елескина Вы были назначены на главную роль. Трудно было входить в уже готовый спектакль? Тем более, что вы уже играли в спектакле другую роль – Бенволио..
- Ну, конечно трудно после роли Бенволио играть Ромео. Хотя я знал текст, знал почти все мизансцены. Но роль эта сложная, а репетиционный период шел быстро, и главная задача была в том, чтобы не уйти от того, как спектакль был поставлен.
- У Вас же не было задачи повторить Елескина?
- Конечно! Важно всегда найти себя в роли, даже если ты «введен» в спектакль после того, как предыдущий исполнитель по какой-то причине из него ушел. Никого нельзя повторять. Это уже будет пародия, а не работа над ролью. Хотя есть и другой момент – спектакль был поставлен режиссером с учетом индивидуальности определенного актера, избежать каких-то невольных подражаний не удается. Но они ни в коей мере не являются самоцелью. Эта работа мне дорога, и я хотел бы, чтобы спектакль жил долго и нравился зрителю.
- А «Блин-2»?Насколько трудной была работа в этом спектакле? Пьеса А.Слаповского далека от канонов классических драматургических произведений. Это драматургия сегодняшнего дня, в чем-то жесткая, в чем-то провокационная…
- Я очень сложно относился к этой пьесе в начале репетиционного процесса. Но потом… Знаете, у этой роли (Игоря Блинова – ред.) есть своя особенность. У меня мало слов, но в течение всего спектакля актеры – на сцене. Приходится жить в паузах, без слов, без прямых действий. Это очень трудно. Конечно, можно смотреть куда сказали, двигаться в ту сторону, в какую велит режиссер, но если ты не живешь внутри спектакля, «выпадаешь» из него, зритель это сразу замечает. Наверное, тут не нужно какой-то особенной театральной школы, чтобы понять, что актер просто формально «ходит по мизансценам» и ему самому неинтересно то, что он делает. А если актеру неинтересно, зритель тоже будет скучать. Вот этому существованию в паузах и учил меня спектакль «Блин-2». Учит и сейчас. Зрителя вообще обмануть невозможно. И взрослых, и детей. В сказках работать бывает намного сложнее, но и интереснее, чем в некоторых «взрослых» спектаклях.
- Вот мы и вернулись к разговору о Буратино. Чем, как Вам кажется, этот спектакль может быть интересен?
- Ну, во первых, это очень хорошая сказка. Потом, в спектакле много музыки. В нем играют замечательные актеры – Николай Стяжкин, Татьяна Орлова, Вячеслав Рещиков, Андрей Крайнюков, Игорь Тарасов, Юлия Ильина, Катя Аболдуева, Олег Рязанов… Художник Ирина Евдокимова придумала яркие костюмы и интересные декорации. Я бы очень хотел, чтобы и дети, и родители пришли на этот спектакль. Думаю, что они не пожалеют. А мы уж все сделаем, чтобы им понравилось.
- Что ж, хочу пожелать успеха и новых ролей.
- Спасибо!
Александр Михайлов, 21 октября 2008 г.
Если бы его выбор не пал на профессию актера, кем бы он мог стать? Переводчиком, военным или строителем... В любом случае, ясно одно, что дзержинский зритель был бы лишен возможности увидеть яркую игру молодого талантливого актера. О том, как он успел в самый последний момент после окончания школы запрыгнуть на творческий поезд, который 12 лет назад высадил его на станции – Дзержинский театр Драмы, «СВЕТСКОМУ» рассказал актер театра Денис Мартынов.
- Денис, ты с детства мечтал стать актером?
– В детстве я кем только не мечтал стать: и машинистом, и строителем, и военным, и даже переводчиком. Конечно, мечты менялись в разные периоды моей учебы в школе. А стать актером я решил уже в самом финале своей школьной жизни.
- То есть поступление в Нижегородское театральное училище было осознанным?
– В большей степени оно было спонтанным. Можно сказать, решение при-нял прямо во время экзаменов, еле успел подать документы на поступление. Хотя до этого момента я ездил с классом в Нижний Новгород в театр, и меня восхищала театральная атмосфера, игра (жизнь) актеров. Да и ходил в драматический кружок, но о поступлении в театральный все же не задумывался. Так что это было неожиданно.
- Как отнеслись близкие к твоему выбору профессии?
– Мои близкие всегда с уважением относились к моим выборам, решениям, естественно, если они были адекватные (смеется, – примеч. автора). И здесь они меня тоже поддержали. Конечно, мама мечтала, чтобы я стал врачом, но мой выбор пал на актерскую профессию, и здесь я тоже нашел сильную ее поддержку и при поступлении, и во время учебы. Меня поддерживала и сестра, и папа, и другие родственники тоже сильно помогали. И я говорю им сейчас – большое спасибо!
- Ты ведь родом не из Дзержинска. Почему после окончания училища выбрал площадку Дзержинского театра драмы?
– В свое время, когда я заканчивал училище, мне сказали, что в Дзержинске очень хороший театр. Тогда режиссер театра Кулиев А.Я. приезжал к нам в училище и приглашал в дзержинский театр. Я решил попробовать, и когда приехал, меня сразу же заняли в репертуаре, что мне очень понравилось, да и в короткое время нашел здесь очень много друзей. Решил остаться и до сих пор работаю здесь и не
жалею об этом.
- То есть 12 лет назад театр драмы Дзержинска принял молодого актера тепло?
– Очень тепло! Ведь это большая удача – сразу быть занятым в репертуаре, уже в течение первого сезона мне давали хорошие роли. И, конечно, коллектив театра помогал во всем, огромное спасибо режиссерам, которые поверили в меня и помогли воплотить мои творческие мечты в реальность.
- Твоя первая роль на сцене театра драмы?
– Это роль полицейского в спектакле «Ловушка». Правда, параллельно ставился еще один спектакль «Женитьба» Н.В. Гоголя, и там я играл Степана, но премьера была позже. А дебютировал я на сцене в сказке «Забавное приключение в лесном цирке» режиссера В.М. Морозова.
Какие роли тебе ближе, комедийные или драматические?
– Мне нравятся и комедийные, и драматические роли, и если в театре тебе дают играть и те, и другие – это просто прекрасно. Это дает возможность развиваться как актеру не в одном направлении, у тебя становится больше опыта, и внутренний актерский мир становится богаче. Но все же есть пе-риоды жизни, когда роль в том или ином жанре в этот момент тебе ближе.
- Ролью Хлестакова в спектакле «Ревизор» ты открыл юбилейный театральный сезон. Как ты считаешь, тебе удалась роль повесы из Петербурга?
– Наверное, удалась роль или нет, – это в первую очередь судить зрителям, как они увидели этого героя в контексте нашего спектакля. Все ли им понятно: как он живет, что он делает; переживает ли зритель вместе с моим героем. И если я сам чувствую, что зритель со мной, то считаю, что роль удалась. Играя роль повесы из Петербурга Хлестакова, я эту взаимосвязь со зрителем чувствовал.
- На твой взгляд, в какой роли тебе удалось полностью раскрыть свой потенциал?
– Это смотря какой отрезок жизни брать. Если говорить о периоде, когда я был начинающим актером, то назвал бы одну роль, но сейчас выбрал бы другую. Опять же, это и с опытом связано, сейчас очевидно, что некоторые роли сделал бы по-другому. Поэтому назвать конкретную роль для меня пока сложно.
- Хорошо, а о какой роли мечтаешь?
– Я мечтаю о многих ролях, не буду их пока открывать. Кстати, некоторые, уже сыгранные мной роли тоже были когда-то мечтой (улыбается, – примеч. автора).
- Волнуешься ли перед выходом на сцену?
– Да, волнение, конечно, присутствует, особенно перед самым выходом на сцену. Но потом выходишь и начинаешь ловить кураж, погружаешься в ат-мосферу спектакля, чувствуешь отдачу зрителя, и вроде как никакого волнения и не было.
- Денис, а какой ты в жизни, вне сцены?
– Я думаю, что этот вопрос надо задавать, скорее всего, моим близким и друзьям...
- Как проводишь свободное от работы время? Как отдыхаешь?
– Как все в отпуске – езжу в деревню к родным, иногда, если получается, на юг нашей родины. Ну, а в свободное время пишу музыку на компьютере, если есть вдохновение (улыбается, – примеч. автора), также люблю хорошие фильмы посмотреть, предпочитаю триллеры. Из литературы – интересны книги, связанные с историей.
- Находясь на сцене, актеры «путешествуют» по эпохам, «меняют место жительства». В какую эпоху и где бы хотел жить?
– Хотел бы жить в наше время. А уж если захочется иногда погрузиться в другую эпоху, то, вы правильно заметили, ты вполне можешь это сделать, ведь профессия актера этим волшебна и удивительна, что позволяет тебе нарушать временные рамки.
- Если бы не актером, то кем мог стать Денис Мартынов?
– Наверное, переводчиком, во всяком случае, попытался бы им стать. Было время, когда очень любил изучать иностранный язык. Но я стал актером и об этом нисколько не жалею. Ну, а иностранный язык можно и так изучить, главное – желание!
Интервью: Татьяна Франтова,
фото: Елена Лыжина, Ангелина Исаева.
Журнал "Светский"
Двадцать лет назад в дзержинский драмтеатр пришел выпускник Нижегородского театрального училища Денис Мартынов. Сегодня он – ведущий актер. Про таких, как Мартынов, говорят: «На нем держится репертуар». Чему удивились столичные театральные критики, увидев игру Дениса несколько лет назад? Подражал ли Мартынов Олегу Далю в «Утиной охоте»? Обо всём по порядку.
Частичка себя в каждой роли
В Дзержинске начинающего актера встретили тепло. Актеры-мужчины в театре нарасхват, поэтому Денис с первых дней стал выходить на сцену, а не, образно говоря, сидеть на «скамейке запасных». Начинал, как и многие, в детских сказках, потом пошли роли посерьезнее. Сегодня Денис Мартынов занят практически во всех спектаклях драмтеатра (во многих – в главных ролях).
Есть актеры перевоплощения и есть те, кто чаще всего играют везде и всегда самих себя. А каким актером ощущает себя Денис Мартынов?
«В каждую роль всегда добавляю частичку себя. Вместе с тем пытаюсь это сделать так, чтобы роль, которую я играю сегодня, не была похожа на мои предыдущие работы. Бывает, конечно, что какие-то удачные находки предыдущих ролей «вылезают» там, где ты играешь сейчас. Это происходит бессознательно. В любом случае, если я замечаю, что использую штампы, стараюсь от них сразу же избавиться»,говорит Денис.
«Слишком умный» Хлестаков
Из спектаклей последних лет я бы выделил три главные роли Дениса – Хлестаков в «Ревизоре» Гоголя, Виктор Зилов в «Утиной охоте» Вампилова и доктор Поляков в «Морфии» Булгакова. Первые две пьесы – классика отечественной драматургии. «Морфий» – инсценировка, но текст сам по себе очень высокого качества. Начнем с Хлестакова. Николай Гоголь охарактеризовал своего героя как «фитюльку», у которого «легкость в мыслях необыкновенная». Но так ли прост Хлестаков в исполнении Мартынова?
Денис говорит, что Хлестаков у него получился не веселым и разбитным, а, скорее, этаким мелким бесом, дьявольским искусителем. Не дурачком, а инфернальным злодеем, который сумел обмануть чиновников уездного города. Столичные театральные критики, которые пару лет назад гостили в Дзержинске и смотрели «Ревизора», так и сказали исполнителю роли Хлестакова: «Какой-то он у вас слишком умный получился!» Причем не совсем привычная интерпретация хрестоматийного образа шла, как я понял, не от режиссера, а от самого актера.
Почему не звучат аплодисменты?
Еще одна звездная роль Дениса – Виктор Зилов в «Утиной охоте». Многие видели фильм «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем в главной роли. Мартынов говорит, что сыграть на сцене «как Даль» не входило в его планы, хотя некоторые зрители, наверняка, хотели, чтобы Денис повторил «один-в-один» игру знаменитого актера.
Работая над ролью, Мартынов не стал пересматривать фильм «Отпуск в сентябре»: чтобы ничего не отложилось в актерской памяти и не «вылезло» (даже бессознательно) наружу. Он играет Зилова не как антигероя, страдающего алкогольной зависимостью и теряющего по ходу пьесы человеческий облик, а дает зрителю надежду, что перед нами не конченый человек. Например, возьмем сцену, когда официант Дима бьет Зилова в ресторане за то, что тот называет его лакеем. Обычно в этом месте зрительный зал во многих театрах, где играют «Утиную охоту», начинает дружно аплодировать. Мол, так ему и надо.
В Дзержинске после названной сцены аплодисменты звучат далеко не всегда. Главным образом потому, что Мартынов своей игрой хочет вызвать сочувствие к персонажу.
«Мы вместе с режиссером хотим показать, что Зилов – не антигерой»,
объясняет Денис.
Мартынов говорит, что Зилов близок ему и даже в чем-то на него похож.
Главный герой рейтингового спектакля
Год назад на малой сцене драмтеатра состоялась премьера спектакля по рассказам Михаила Булгакова «Морфий». Спектакль до сих пор идет с аншлагами, возглавляя рейтинг спектаклей дзержинского театра, который формируется голосованием зрителей на сайте учреждения. И в этом немалая заслуга Дениса Мартынова, играющего здесь главную роль.
Спектакль новаторский. Там много хореографии и пластики, замешанной на видениях доктора Полякова, пристрастившегося к наркотикам. Технически очень сложная роль. Но не для Мартынова. Денис говорит, что играть сложные пластические этюды «не просто, но в то же время легко и даже приятно». Актер соглашается, что доктор Поляков – одна из его лучших ролей. Роль трагическая, а роли трагические у Мартынова всегда получаются просто блестяще. Комедийных персонажей Денис тоже играть умеет, но, как мы выяснили, Хлестаков у него всё равно получается «слишком умный».
Энергия зала
Принято говорить, что актер подпитывается энергией зала, чувствует зрителя. Денис Мартынов – не исключение. С другой стороны, не сбивают ли нашего героя кашель, звонки мобильных телефонов и другие посторонние звуки в зрительном зале?
«От этого, наверное, всё равно никуда не уйдешь. Раньше посторонние звуки повергали меня в шок. Спустя время я стал относиться к этому более спокойно. Даже пытаюсь специально играть на сцене так, чтобы зрители перестали разговаривать. Например, произносить слова роли более громко, чем обычно. В конечном итоге отдавать больше энергии залу. И, о чудо, беспокойные зрители умолкают»,
философски рассуждает актер.
Мнения
Андрей Подскребкин, главный режиссер Дзержинского театра драмы:
«Денис – ведущий артист нашего театра. Он умеет практически всё. Потрясающе поет, владеет музыкальными инструментами, прекрасно двигается, танцует. Способен самостоятельно «сделать» роль – с минимальным количеством режиссерских подсказок и максимальным количеством предложений. Может сыграть как положительного персонажа, так и остро отрицательного. Как зритель, я вижу, как его герой на протяжении спектакля «Морфий» меняется генетически буквально на глазах, «расчеловечивается». Когда я нахожусь рядом с ним на сцене как партнер, я ему верю до конца».
Мария Шиманская, режиссер и актриса:
«Денис – разносторонний, тонко чувствующий, талантливейший артист. Он может быть и героем, и острохарактерным персонажем. В работе, и в жизни он надежный и чуткий человек. Так же, как Зилов, он остро ощущает окружающую действительность, ему свойственна рефлексия. Если говорить о докторе Полякове, Денис вполне мог бы стать врачом, с его точностью, внимательностью к деталям и ответственностью ко всему, что он делает. В то же время эти персонажи очень далеки от него в жизни, это важно понимать. Поэтому каждый раз в новой работе очень интересно за ним наблюдать. Каждая роль – открытие. Он самодостаточен, не боится трудностей и поиска. И самое главное, ему всегда интересно. А это очень важное качество как в театре, так и в жизни».
Екатерина Максименко, актриса
«Денис – замечательный партнер, мне легко с ним работать, я ему доверяю. Он внимательный, ответственный, отдающийся своему делу. Что касается моих героинь (Вера в «Утиной охоте» и Анна Кирилловна в «Морфии»), я думаю, они зависимы от любви, если можно так сказать. Друзья или враги? Как посмотреть, может быть, Анна – враг Полякова, потому что сделала первый укол. А может, единственный близкий для него человек, который до последней минуты, несмотря ни на что, остается с ним. Может, Вера («Утиная охота») – враг Зилова, потому что разрушает его семью. А может, безумно влюбленная женщина, которая верит ему и надеется, что у нее с Зиловым всё может быть хорошо. Вера готова заслонить Зилова собой в сцене, где он обвиняет всех в лицемерии. Она переводит огонь на себя, когда говорит: «Не трогайте его!.. Он говорит правду».
Напомним, капитальный ремонт по нацпроекту «Культура» завершился в Дзержинском драмтеатре.
Сергей АНИСИМОВ
"Дзержинские ведомости"
Интервью с Екатериной Максименко
Интервью с Валентиной Губкиной
Интервью с Андреем Крайнюковым
Интервью с Екатериной Рязановой
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Вячеславом Рещиковым
Интервью с Михаилом Смоляницким
Интервью с Александром Расевым
Интервью с Валентином Морозовым
Интервью с Валентином Морозовым