Администрация города Дзержинска Нижегородской области

ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ   

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ

"А зори здесь тихие..."

"Автобус"

"Алиса в стране чудес"

"Ассакамури"

"Бесприданница"

"Букет"

"Вий"

"Волшебная лампа Аладдина"

"Дураки вы, мужики!"

"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"

"Калека с острова Инишмаан"

"Капитанская дочка"

"Лекарство от одиночества"

"Много шума из ничего"

"Морфий"

"Недоросль"

"Ночь перед Рождеством"

"Продавец дождя"

"Ревизор"

"Страсти по Торчалову"

"Теремок"

"Тётки"

"У самого края"

"Утиная охота"

"Ханума"

"Царевна-лягушка"

"Чёрный управляет всем"

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ
ПРОШЛЫХ ЛЕТ

"Non dolet"

"Алые паруса"

"Баллада о матери"

"Бенефис 2010 г."

"Бенефис 2011 г."

"Блин-2"

"Вечер"

"Волшебник Изумрудного города"

"Господин Пунтила и слуга его Матти"

"Гроза"

"Гроза"

"Двенадцатая ночь"

"Дикарь"

"Дядюшкин сон"

"Дядюшкин сон"

"Жестокие игры"

"Жизнь артиста"

"За двумя зайцами"

"Затейник"

"Земля Эльзы"

"Золотой ключик"

"Изобретательная влюбленная"

"Искусство жениться"

"Квадратура круга"

"Кот в сапогах"

"Кот Федот и Новый год"

"Любишь - не любишь"

"Месье Амедей"

"Мой друг Винни-Пух"

"На всякого мудреца довольно простоты"

"На дне"

"Плутни Скапена"

"Ревнивец"

"Ромео и Джульетта"

"Русское лото"

"Рядовые"

"С любовью не шутят"

"Самоубийца"

"Село Степанчиково и его обитатели"

"Семья с мешком чертей"

"Синяя ворона"

"Сирано де Бержерак"

"Сирена и Виктория"

"Сиротливый Запад"

"Спойлеры"

"Старший сын"

"Стеклянный зверинец"

"Странный отель для нежных сердец"

"Таланты и покойники"

"Тринадцатая звезда"

"Финист Ясный Сокол"

"Фрегат "Паллада"

"Шум за сценой"

"Я тебя никогда не прощу"

"Натирально хвеновинальный водевиль", или В театре кипят мещанские страсти

Первый спектакль театрального сезона всегда ответственное и волнительное событие. Ведь по традиции считается, как дело начнешь, так оно и пойдет. Скажем сразу, что, судя по открывшей 63-й театральный сезон постановке "За двумя зайцами", Дзержинский театр драмы готов радовать и удивлять своих постоянных зрителей весь год.

Решение о том, какая именно пьеса удостоится чести открывать театральный сезон 17 октября этого года, было принято еще в феврале. Для ее постановки был специально приглашен режиссер Юрий Береза, который около 20 лет назад уже работал в нашем театре. В недавнем интервью, которое давал Юрий Михайлович "ДВ", он рассказал, что выбрал комедию Михаила Старицкого неспроста. Ее сюжет давно и хорошо известен, он вряд ли впечатлит новизной, тем более что режиссер сразу предупредил, что будет ставить спектакль в традиционной манере, без шокирующих деталей, экстравагантных декораций. А вот главная идея пьесы Старицкого не стареет до сих пор, вернее, в современных условиях даже получает второе дыхание.

Итак, бедный цирюльник Свирид Голохвостый, пижон и щеголь, попадает в крайне неприятную ситуацию. Он должен деньги огромному количеству кредиторов, сцены расправы уже начинают чудиться ему и во сне, и наяву. Ну, а поскольку работать Свирид Петрович не приучен, он выбирает самый простой способ поправить свое материальное положение - выгодную женитьбу. К счастью, кандидатура находится довольно быстро: из пансиона как раз возвращается дочка богатого мещанина Проня Прокоповна Серко. Все бы хорошо, да вот невеста потенциальная очень уж мало привлекательна, к тому же нахваталась за месяц учебы барских замашек. Да еще на беду Свириду встречается небогатая, но очень красивая девушка, как потом оказалось, двоюродная сестра Прони Галя. Ну, как тут устоять перед столькими соблазнами? Вот и решает герой кинуться в погоню за двумя зайцами. Те, кто помнит продолжение русской пословицы, уже, наверное, поняли, что ничем хорошим эта затея не закончится. Однако до убийственного для главного персонажа финала, до его полного разоблачения, зрителей ждет множество комических сцен: объяснение Прони с Голохвостовым, подготовка всего семейства Серко к приему жениха, сватовство Гали.

Несмотря на то, что главный герой пьесы цирюльник Голохвостый, внимание зрителей практически поровну делится между ним и Проней Прокоповной. Проня Ларисы Шляндиной, несмотря на явно взбалмошный характер и недалекий ум, все же вызывает какую-то симпатию. Да, жеманная, да, так же, как Голохвостый, хочет казаться умнее и образованнее, чем есть, из-за чего выглядит очень смешно. Да, задрала нос так, что родителям, да и всем окружающим, житья нет. Но ведь мечтает-то она о большом и светлом чувстве - о любви. Наверное, поэтому-то Голохвостому с такой легкостью удается ее одурачить. И когда в конце пьесы раскрывается обман жениха и звучат горькие слова: "Не за ваши магазины шла. Я вас любила!" становится даже жаль бедную нелепую Проню.

А вот Голохвостого совсем не жалко. В кредитах он запутался исключительно из-за своего легкомыслия. А уж то, что решил посмеяться сразу над двумя девушками, вообще не имеет никаких оправданий. Как признался в беседе после спектакля исполнитель роли Голохвостого актер Вячеслав Рещиков, главной задачей, которую он сам ставил перед собой, было не повториться. Во-первых, среди его предыдущих работ были похожие персонажи. Например, Егор Глумов в пьесе 'На всякого мудреца довольно простоты" - молодой человек, который хитростью и смекалкой пытался заполучить богатую невесту и место в обществе. Во-вторых, пьеса Старицкого довольно популярна, по ней поставлен очень известный фильм, ее играют в столичных театрах. Чтобы создать свой образ, Вячеслав Рещиков во время репетиций, несмотря на советы коллег, специально не смотрел ни фильм, ни спектакли. Поэтому его Голохвостый действительно не похож, например, на героя фильма, сыгранного Олегом Борисовым. В исполнении Рещикова он вовсе не так глуп, и принадлежит к той породе молодых мужчин, которым благодаря их обаянию и умению пустить пыль в глаза многое сходит с рук. В общем-то, все это и спасает его от совсем уж трагического финала. Безумно влюбленная Проня выкупает несостоявшегося жениха из полицейского участка.

Но вернемся к спектаклю. Как и было обещано задолго до премьеры, в постановке много музыки и танцев, что делает его динамичным, живым, настоящим классическим водевилем. Первое действие, когда сюжет только разворачивается, кажется немного затянутым, но уже во втором страсти кипят буквально без перерыва, поэтому смотрится оно на одном дыхании. Кстати, в постановке приняла участие вся труппа театра, в том числе опытнейшая актриса Белла Чуркина, которая сыграла мать Гали Секлиту Пилиповну Лымариху, Валентин Морозов и Валентина Губкина, составившие прекрасный дуэт родителей Прони.

Во всем - в песнях, костюмах, говоре персонажей - сквозит малороссийский дух. Подчеркнуть его помогли, наверное, в том числе, и украинские корни режиссера Юрия Березы. Кстати, при постановке спектакля он выступил и в роли художника по костюмам. В своем интервью режиссер много говорил о единстве и духовной близости двух народов, которые из-за политических коллизий оказались по две стороны баррикад. Протянуть мостик между искусственно разделенными странами может, наверное, только искусство - музыка, театр, танцы, которые воспринимаются людьми одинаково.

Идея спектакля также носит интернациональный характер - желание жить не по средствам, за чужой счет, подменяя реальные ценности выдуманными. Как это знакомо современному обществу! Однако создатели спектакля не ставили целью нагрузить его глубоким смыслом, наоборот, по словам Юрия Березы, очень важно иногда дать зрителям просто отдохнуть, от души посмеяться, скинуть с души груз ежедневных проблем.

Марина Ипатова

"Дзержинское время", октябрь 2008 г.

ЗА ПЕСНЯМИ И ТАНЦАМИ - В НОВЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН

За песнями и танцами "погнались" актеры Дзержинского театра драмы в премьере, открывшей 63-й театральный сезон. Вопреки известной поговорке и на радость зрителям им удалось и то, и другое. "За двумя зайцами" - так называлась постановка Юрия Березы по одноименной пьесе украинского драматурга Михаила Старицкого.

"Мещанские страсти с песнями и танцами" - так определил жанр своему спектаклю режиссер Юрий Береза.

"Истинная комедия" - так сказала бы я о премьере. Комедия классическая, без современного цинизма и ставшего даже почти привычным налета пошлости. Комедия красочная, легкая, непринужденная и в то же время заставляющая задуматься и, может быть, даже немного погрустить.

Водевиль Михаила Старицкого "За двумя зайцами"- это история о том, как молодой цирюльник Свирид Голохвостый морочит голову сразу двум дамам - богатой дурнушке Проне и бедной красавице Гале. На первой он собирается жениться. Нет, вовсе не по велению сердца, а по настоянию... тощего кошелька. Потому как Свирид Петрович в долгах, как в шелках: его "паликмахерская" опечатана судебным приставом, и иного выхода поправить свои шаткие дела, кроме выгодного брака, он не видит.

Благо, партия есть подходящая: за свою единственную дочь богатые Серко дают десять тысяч. Да и в люди больно уж выйти хочется: ух, как шикарно заживет он на деньги законной супруги! Только вот загвоздка - очень уж нехороша собой его потенциальная спутница жизни.

Вот красавица Галя - тут и глаз радуется, и "сердце шкворчит". Только из всего приданого у нее - ясные очи, длинная коса да уста сахарные. А одной красотой, как известно, сыт не будешь... Понимает это и Голохвостый, но шибко приглянулась ему бедная девушка. А потому он решает поймать сразу двух зайцев: и выгодно жениться, и Галю при себе оставить.

Комедия, написанная украинским драматургом в далеком 19-ом веке, сегодня актуальна как никогда. За всей внешней легкостью - серьезное рассуждение об истинных и ложных ценностях человека. Или, если угодно, - о форме и содержании. Как часто мы, забывая и отодвигая на второй план свою внутреннюю, истинную сущность, заботимся лишь о внешнем оформлении: стараемся быть богаче и, здесь это слово подходит как нельзя более удачно, круче, чем есть на самом деле.

Создавая иллюзию обеспеченной жизни, несчастный человек продает себя, вступая в сделку с собственной совестью. Тратит последние деньги, занимает, берет кредиты, но покупает дорогую шубу, ездит на модной машине и отдыхает на шикарных курортах. Желаний много, а возможностей нет, вот и пускается он во все тяжкие: лжет, мошенничает, предает. Таков и Свирид Голохвостый - мелкий цирюльник, который решил стать "властителем жизни".

Пересказывать содержание спектакля - дело неблагодарное. И даже ненужное. Финал, дабы создать интригу, так и вообще традиционно опускается. Но только не в этом случае, потому как он оказался необычным и отнюдь не предсказуемым.

Как известно, в пьесе Старицкого пройдоха "паликмахер", подтверждая истинность мудрой народной пословицы, погнавшись за двумя зайцами, остается у разбитого корыта. Правда торжествует: лгун и лицемер получает по заслугам. Режиссер же Юрий Береза под занавес бросает Голохвостого в объятия... Прони Серко, неожиданно простившей все его прегрешения.

Что это? Двойное наказание? Наказание недалекой дурочке, месяц с грехом пополам кое-как отмучавшейся в пансионе и наивно полагающей себя после этого великосветской барышней, и вертопраху-цирюльнику, уверенному, что настоящий джентльмен - это тот, кто всегда "пьян и сытый" и у кого "по моде платье сшито"?

А может, это что-то другое? Может, это жизнеутверждающая вера режиссера в, как бы высокопарно это ни звучало, победу добра над злом? И разве нет места в наше нелегкое время чуду? Ну могло же остаться в Свириде Петровиче (блистательно сыгранном Вячеславом Рещиковым), помешанном на деньгах, что-то человеческое, потому и награда ему - один "заяц".

Да и Проня Прокоповна (Лариса Шляндина) ну никак не вызывает отвращения, несмотря на свою ограниченность и жеманность, а только сочувствие и даже симпатию. Проню переполняют самые нежные чувства, и она то и дело сгребает несчастного ухажера в охапку и сжимает его в своих объятиях. А ее финальная фраза, сказанная жениху, прочувствованная и прожитая ("Не за ваши магазины шла. Я вас любила..."), и вовсе поднимает дочь Серко на недосягаемую ей доселе высоту.

Финал "мещанских страстей" по-дзержински каждый волен прочитать по-своему. А для этого - сходите на спектакль "За двумя зайцами"!..

Екатерина Козлова

"Дзержинская панорама", октябрь 2008 г.

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ИНТЕРВЬЮ

Интервью с Екатериной Максименко

Интервью с Иваном Никулиным

Интервью с Марией Шиманской

Интервью с Артемом Барановым

Интервью с Артемом Барановым

Людмила Купоросова

Интервью с Валентиной Губкиной

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Андреем Крайнюковым

Интервью с Денисом Мартыновым

Интервью с Зоей Морозовой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Екатериной Рязановой

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Вячеславом Рещиковым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Ларисой Шляндиной

Интервью с Егором Шашиным

Интервью с Михаилом Смоляницким

Интервью с Александром Расевым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Виктором Шрайманом

Интервью с Леонидом Чигиным

Интервью с Михаилом Тяжевым

Интервью с Евгенией Труш

Интервью с Ольгой Герр

Интервью с Николаем Стяжкиным

Интервью с Федором Архиповым

Интервью с Юрием Березой

Интервью с Леонидом Хейфецом

Интервью с Сергеем Стеблюком

Интервью с Юлией Ауг

Интервью с Аманом Кулиевым

К ИСТОРИИ ТЕАТРА

"Истинный Храм искусства"

"Храм искусств"

К 100-летию Нины Конаковой

К 100-летию Филиппа Лещенко

К 100-летию Теодора Лондона

Белла Чуркина

Пишет зритель