Администрация города Дзержинска Нижегородской области

ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ   

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ

"А зори здесь тихие..."

"Автобус"

"Алиса в стране чудес"

"Ассакамури"

"Бесприданница"

"Букет"

"Вий"

"Волшебная лампа Аладдина"

"Дураки вы, мужики!"

"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"

"Калека с острова Инишмаан"

"Капитанская дочка"

"Лекарство от одиночества"

"Много шума из ничего"

"Морфий"

"Недоросль"

"Ночь перед Рождеством"

"Пиковая дама"

"Продавец дождя"

"Ревизор"

"Страсти по Торчалову"

"Теремок"

"Тётки"

"У самого края"

"Утиная охота"

"Ханума"

"Царевна-лягушка"

"Чёрный управляет всем"

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ
ПРОШЛЫХ ЛЕТ

"Non dolet"

"Алые паруса"

"Баллада о матери"

"Бенефис 2010 г."

"Бенефис 2011 г."

"Блин-2"

"Вечер"

"Волшебник Изумрудного города"

"Господин Пунтила и слуга его Матти"

"Гроза"

"Гроза"

"Двенадцатая ночь"

"Дикарь"

"Дядюшкин сон"

"Дядюшкин сон"

"Жестокие игры"

"Жизнь артиста"

"За двумя зайцами"

"Затейник"

"Земля Эльзы"

"Золотой ключик"

"Изобретательная влюбленная"

"Искусство жениться"

"Квадратура круга"

"Кот в сапогах"

"Кот Федот и Новый год"

"Любишь - не любишь"

"Месье Амедей"

"Мой друг Винни-Пух"

"На всякого мудреца довольно простоты"

"На дне"

"Плутни Скапена"

"Ревнивец"

"Ромео и Джульетта"

"Русское лото"

"Рядовые"

"С любовью не шутят"

"Самоубийца"

"Село Степанчиково и его обитатели"

"Семья с мешком чертей"

"Синяя ворона"

"Сирано де Бержерак"

"Сирена и Виктория"

"Сиротливый Запад"

"Спойлеры"

"Старший сын"

"Стеклянный зверинец"

"Странный отель для нежных сердец"

"Таланты и покойники"

"Тринадцатая звезда"

"Финист Ясный Сокол"

"Фрегат "Паллада"

"Шум за сценой"

"Я тебя никогда не прощу"

По дороге к счастью

В марте Дзержинский театр драмы предложит зрителю премьерный спектакль –  «Жестокие игры» по пьесе А.Арбузова в постановке Нижегородского режиссера Леонида Чигина. Мы говорим о творчестве Алексея Арбузова и о «Жестоких играх».

- Леонид Александрович, Ваш интерес к Арбузову сегодня вызван приближающимся юбилеем? Я имею в виду 100-летие со дня рождения, которое будет отмечаться в этом году.

- Юбилей Алексея Николаевича Арбузова для меня важен и значим, как для каждого живущего в России. Я очень рад, что он жил на нашей земле, был нашим соотечественником, писал для нашего театра. Но это ни в коей мере не явилось, для меня во всяком случае, главной причиной, по которой я хочу поставить его пьесу.

После постановки «Утиной охоты» Александра Вампилова несколько лет назад, я понял, что драматургия 60-х; - 70-х годов ХХ века безумно интересна. Она помогает многое понять и про нас, и про время, в котором мы живем.

После Вампилова я много занимался творчеством Александра Володина, читал, думал… Потом была постановка пьесы Виктора Розова «В день свадьбы». Так что я в этом времени человек не посторонний.

- У Вас уже были постановки Арбузовских пьес?

- Нет. Было большое желание. Те же «Жестокие игры» я еще весной предлагал поставить на курсе в Нижегородском театральном училище, где я преподаю. Но тогда не сложилось, и поэтому, когда Аман Ягмурович Кулиев предложил мне поработать над спектаклем в Дзержинской драме, я был очень рад и, конечно, согласился сразу. Так что в данном случае юбилей лишь повод.

Мне очень интересно время, о котором пишет Арбузов. Ведь дело не в том, хорошо тогда было жить или плохо, социализм был или коммунизм. Вообще текст – это некий знаковый элемент, отражающий время. И чем он более значим и многопланов, тем больше мы поймем. А мне очень хочется понять, в какой духовной точке мы находимся сейчас. И, как ни странно это может показаться, Арбузов позволяет получить ответы на многие вопросы. И я с его оценками согласен. И в том, что касается времени, и в том, что касается людей, их поступков.

- Но почему Вам так нравятся «Жестокие игры»? Вот моя любимая Арбузовская пьеса «Мой бедный Марат»…

- Да, это хорошая пьеса, добрая, умная. Но я помню свое ощущения от первого прочтения «Жестоких игр». Я тогда в финале плакал. Это счастье, которое вдруг образовывается там, где оно вроде бы не должно было образовываться… Я имею в виду судьбы героев… Это произвело потрясающее впечатление! А я первому впечатлению верю всегда.

- По-вашему, герои обретают в финале счастье?

- Счастье на самом деле несбыточно. Нет-нет, оно, конечно же, случается. Ведь мы живем ощущениями. Иначе, наверное, не было бы смысла в нашей жизни. Но случается редко. А здесь оно происходит. Вот в чем дело.

Ведь что такое жестокие игры? Это игры между людьми. Мы перестали друг с другом жить, существовать по законам любви, сострадания. Сейчас у молодежи популярно сленговое словечко «жесть». Но ведь в его основе та же жестокость. Почему она возникла? Отчего? Мне кажется, что это данность. Мы друг друга не любим, не ощущаем чужой беды, не воспринимаем другого мира рядом с собой, замыкаем все только на себя и тем самым много чего пропускаем. А Арбузов привел своих героев к сентиментальному финалу.

- Вы считаете финал пьесы сентиментальным?

- Да. Потому что он неправдоподобен.

- Мы не будем пересказывать сейчас сюжет пьесы, зритель сам все увидит. Но там очень сложная жизненная ситуация. Вы оправдываете героев, их поступки?

- Понимаете, для меня положительный человек это человек, который может взглянуть на себя со стороны. И понять что-то о себе очень важное.

- Позволю себе кое-что прояснить. Значит ли то, что Вы сказали, что герои пьесы, пройдя через все ошибки, выстрадали этот хороший финал? Или следует иметь в виду другую истину, что за все ошибки, за все поступки, нужно рано или поздно отвечать? Вот ситуация с ребенком, которая выстраивается ближе к финалу, я имею в виду похищение, привоз в Москву и т.д. Могут ли такие поступки приводить к счастью? Или слезы ребенка в данном случае оправданы тем, что герои идут по дороге к счастью?

- Я думаю, что то, что в судьбе Нели появился этот ребенок, счастливая случайность. Случайность, что появились люди, которым судьба этого ребенка оказалась небезразлична. Ведь маленький человек всегда требует к себе внимания. А здесь ребенок становится центром, вокруг которого восстанавливается все разрушенное, восстанавливаются порванные взаимоотношения людей. Ведь благодаря тому, что кто-то еще считает детей на этой Земле божественными ангелами, из которых потом взрослые делают «чертей» своими поступками, своим воспитанием, так вот, благодаря тому, что кто-то ощущает в них присутствие высоких истин, все восстанавливается. И получается счастье.

Почему я говорю, что в пьесе русский сентиментальный финал? Мы живем так, что нас трудно, или даже невозможно свернуть с пути, который мы выбрали и по которому идем сами не знаем куда. Театр должен доказывать, что в жизни есть ценности и цели, которые гораздо важнее суетных и мимолетных дел. Есть высокие цели и их нужно искать в детях. Ведь дочка Маши Земцовой могла прожить жизнь брошенного, ненужного ребенка, если бы не встретилась Неля. Которая чего-то хочет и стремится к чему-то более высокому и в жизни, и в отношениях, чем серая повседневность. Но появление Нели в судьбе ребенка случайность. К сожалению, в жизни все происходит по-другому. Мы уныло тянем свою лямку до гробовой доски.

- В спектакле необычное оформление. Кто его придумал?

- Художник Наташа Белова. Она работает в Нижегородском академическом драматическом театре. Мы с ней делаем не первый спектакль и всегда друг друга понимаем.

Мне кажется предложенное ею оформление очень интересным. Но ведь самое сложное всегда довести замысел до его желаемого воплощения. Чтобы получилось все, что задумывалось.

- И все-таки, говоря умными словами, мне хотелось бы услышать от Вас концепцию этого оформления. В чем она?

- Нам нужно вернуться к разговору о пьесе. В ней много знаковых элементов. Вот мы говорили уже о слезе ребенка. Можно искать другие образы. Вот один из них…

Главного героя зовут Кай. Ассоциативно это имя отсылает нас к Андерсону, к «Снежной королеве». Помните, там Каю нужно было из ледяных осколков сложить слово «вечность»? До тех пор, пока не пришла Герда, это слово у него не получалось.

- В «Жестоких играх» Неля для Кая является такой Гердой?

- Да. Она является именно тем звеном, которое позволяет Каю выйти из под власти Снежной королевы. Выйти из под власти холода, отчуждения и пустоты, в которой он живет. От этого и декорация такая – белый кабинет, луна или солнце с холодным светом, стеклянные кубы, отсутствие ярких красок… Это путешествие в царстве Снежной королевы.

Конечно, спектакль не сказка, это драма, но ведь и в сказке решаются вполне жизненные задачи – добром победить зло.

- А что входит в понятие «вечность», если уж мы об этом заговорили?

- Любовь, доброта, счастье, дети, привязанность, жертвенность… Кай играет этими вечными понятиями. А когда играют любовью и привязанностью, то такие игры и будут жестокими. Ибо на смену любви приходит холодный черствый эгоизм и сиюминутность.

- Правильно ли будет сказать, объединяя Достоевского с его слезой ребенка, и Андерсена с холодом ледяного царства, что в итоге именно слеза живого ребенка разрушает глыбы льда, которые Кай возвел вокруг себя?

- Ну, не знаю как тут говорить о Достоевском, но упавшая слеза и в самом деле растопила холод отношений главных героев. Ребенок не плачет. Девочка, к счастью, спит все время и не видит, что вокруг нее происходит. Но Арбузова интересует, что она увидит, когда проснется.

Я считаю, что у Арбузова не бывает случайных образов и элементов. Тем более  если учесть, что «Жестокие игры» одна из последних его пьес. Она написано в 1978 году, когда драматургу было 70 лет … а он был мудрый человек. Так что ко всему в пьесе нужно относиться внимательно и с почтением. И если сюжетная линия с ребенком появляется, значит, она важна.

Мы можем искать и другие ассоциативные образы в пьесе. И Тургенев с проблематикой отцов и детей.  Арбузов четко заявил – в судьбах детей, в том, какими они становятся и какие поступки совершают,  виноваты родители. И я с этим утверждением согласен.

- Не могу не задать еще один вопрос. Пьеса написана в конце 70-х. Ее персонажи живут в другой стране, которой сейчас нет, они воспитаны на других идеологических постулатах, чем дети 21-го века. Важна ли в данном случае тема времени?

- Я вот о чем подумал – та девочка, дочь Маши Земцовой, о которой мы много сейчас говорим, родилась, допустим, в 1978 году. Сегодня ей 30 лет. Это очень маленький промежуток времени, чтобы говорить об ушедшей эпохе. Люди не изменились. Изменился только внешний антураж.

Я не хотел бы в данном случае ставить историческую пьесу. Я хочу рассказать о людях, сделавших определенный выбор в жизни. А для этого реальность вещей не очень важна.

- Я когда говорил о времени, имел в виду энтузиазм таежных сцен…

- Я понимаю. Но ведь люди всегда могут выбрать или работу, или личную жизнь. Так было, есть и так будет. Вот Земцовы выбрали работу. Не любовь, не семью, а работу. Что, мы не видим такой проблемы и такого выбора сегодня? Да сколько угодно! Бизнесвумены, трудоголики, меняющие дом на офис, их и сегодня более чем достаточно. Тем более, что у нас нет тайги в ее, скажем так, реальном воплощении. Есть дом и есть работа. И есть выбор между ними.

Понимаете, я считаю, что мужчина должен построить дом, а наполнить его теплом и уютом дело женщины. Маша Земцова выбрала карьеру, в итоге потеряла любовь и чуть не потеряла ребенка. Важно ли где такая история происходит – в Африке, в тайге, в Москве или Дзержинске? Думаю, не важно. Так же, как не важно и в каком историческом времени это происходит.

- Вы затронули очень сложные темы. Посмотрим, как они найдут свое воплощение на сцене. Как Вам работается в Дзержинском театре?

- Вы понимаете, первичный этап, на котором мы находимся, это этап некой влюбленности. В нем проявляются самые лучшие качества. Потом, когда проходит определенный промежуток времени, когда отношения стареют, начинается этап настоящей работы. Пока все очень хорошо

- Что ж, хочется пожелать удачного завершения работы и успешной премьеры.

- Спасибо большое.

А.Михайлов, февраль 2008 г.

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ИНТЕРВЬЮ

Интервью с Екатериной Максименко

Интервью с Иваном Никулиным

Интервью с Марией Шиманской

Интервью с Артемом Барановым

Интервью с Артемом Барановым

Людмила Купоросова

Интервью с Валентиной Губкиной

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Андреем Крайнюковым

Интервью с Денисом Мартыновым

Интервью с Зоей Морозовой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Екатериной Рязановой

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Вячеславом Рещиковым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Ларисой Шляндиной

Интервью с Егором Шашиным

Интервью с Михаилом Смоляницким

Интервью с Александром Расевым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Виктором Шрайманом

Интервью с Леонидом Чигиным

Интервью с Михаилом Тяжевым

Интервью с Евгенией Труш

Интервью с Ольгой Герр

Интервью с Николаем Стяжкиным

Интервью с Федором Архиповым

Интервью с Юрием Березой

Интервью с Леонидом Хейфецом

Интервью с Сергеем Стеблюком

Интервью с Юлией Ауг

Интервью с Аманом Кулиевым

К ИСТОРИИ ТЕАТРА

"Истинный Храм искусства"

"Храм искусств"

К 100-летию Нины Конаковой

К 100-летию Филиппа Лещенко

К 100-летию Теодора Лондона

Белла Чуркина

Пишет зритель