Администрация города Дзержинска Нижегородской области

ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ    Твиттер Livejournal Youtube

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ

"Плутни Скапена"

"Ассакамури"

"Волшебник Изумрудного города"

"Дикарь"

"Дядюшкин сон"

"Дядюшкин сон"

"Искусство жениться"

"Квадратура круга"

"Кот в сапогах"

"Мой друг Винни-Пух"

"Ночь перед Рождеством"

"Ревизор"

"Ревнивец"

"Самоубийца"

"Сарший сын"

"Стеклянный зверинец"

"Странный отель для нежных сердец"

"Тётки"

"Тринадцатая звезда"

"Царевна-лягушка"

"Я тебя никогда не прощу"

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ
ПРОШЛЫХ ЛЕТ

"Алые паруса"

"Баллада о матери"

"Бенефис 2010 г."

"Бенефис 2011 г."

"Блин-2"

"Вечер"

"Господин Пунтила и слуга его Матти"

"Гроза"

"Гроза"

"Двенадцатая ночь"

"Жестокие игры"

"Жизнь артиста"

"За двумя зайцами"

"Затейник"

"Золотой ключик"

"Любишь - не любишь"

"Месье Амедей"

"На всякого мудреца довольно простоты"

"Ромео и Джульетта"

"Русское лото"

"Рядовые"

"Село Степанчиково и его обитатели"

"Семья с мешком чертей"

"Синяя ворона"

"Сирано де Бержерак"

"Таланты и покойники"

"Тринадцатая звезда"

"Фрегат "Паллада"

"Шум за сценой"

По дороге к счастью

В марте Дзержинский театр драмы предложит зрителю премьерный спектакль –  «Жестокие игры» по пьесе А.Арбузова в постановке Нижегородского режиссера Леонида Чигина. Мы говорим о творчестве Алексея Арбузова и о «Жестоких играх».

- Леонид Александрович, Ваш интерес к Арбузову сегодня вызван приближающимся юбилеем? Я имею в виду 100-летие со дня рождения, которое будет отмечаться в этом году.

- Юбилей Алексея Николаевича Арбузова для меня важен и значим, как для каждого живущего в России. Я очень рад, что он жил на нашей земле, был нашим соотечественником, писал для нашего театра. Но это ни в коей мере не явилось, для меня во всяком случае, главной причиной, по которой я хочу поставить его пьесу.

После постановки «Утиной охоты» Александра Вампилова несколько лет назад, я понял, что драматургия 60-х; - 70-х годов ХХ века безумно интересна. Она помогает многое понять и про нас, и про время, в котором мы живем.

После Вампилова я много занимался творчеством Александра Володина, читал, думал… Потом была постановка пьесы Виктора Розова «В день свадьбы». Так что я в этом времени человек не посторонний.

- У Вас уже были постановки Арбузовских пьес?

- Нет. Было большое желание. Те же «Жестокие игры» я еще весной предлагал поставить на курсе в Нижегородском театральном училище, где я преподаю. Но тогда не сложилось, и поэтому, когда Аман Ягмурович Кулиев предложил мне поработать над спектаклем в Дзержинской драме, я был очень рад и, конечно, согласился сразу. Так что в данном случае юбилей лишь повод.

Мне очень интересно время, о котором пишет Арбузов. Ведь дело не в том, хорошо тогда было жить или плохо, социализм был или коммунизм. Вообще текст – это некий знаковый элемент, отражающий время. И чем он более значим и многопланов, тем больше мы поймем. А мне очень хочется понять, в какой духовной точке мы находимся сейчас. И, как ни странно это может показаться, Арбузов позволяет получить ответы на многие вопросы. И я с его оценками согласен. И в том, что касается времени, и в том, что касается людей, их поступков.

- Но почему Вам так нравятся «Жестокие игры»? Вот моя любимая Арбузовская пьеса «Мой бедный Марат»…

- Да, это хорошая пьеса, добрая, умная. Но я помню свое ощущения от первого прочтения «Жестоких игр». Я тогда в финале плакал. Это счастье, которое вдруг образовывается там, где оно вроде бы не должно было образовываться… Я имею в виду судьбы героев… Это произвело потрясающее впечатление! А я первому впечатлению верю всегда.

- По-вашему, герои обретают в финале счастье?

- Счастье на самом деле несбыточно. Нет-нет, оно, конечно же, случается. Ведь мы живем ощущениями. Иначе, наверное, не было бы смысла в нашей жизни. Но случается редко. А здесь оно происходит. Вот в чем дело.

Ведь что такое жестокие игры? Это игры между людьми. Мы перестали друг с другом жить, существовать по законам любви, сострадания. Сейчас у молодежи популярно сленговое словечко «жесть». Но ведь в его основе та же жестокость. Почему она возникла? Отчего? Мне кажется, что это данность. Мы друг друга не любим, не ощущаем чужой беды, не воспринимаем другого мира рядом с собой, замыкаем все только на себя и тем самым много чего пропускаем. А Арбузов привел своих героев к сентиментальному финалу.

- Вы считаете финал пьесы сентиментальным?

- Да. Потому что он неправдоподобен.

- Мы не будем пересказывать сейчас сюжет пьесы, зритель сам все увидит. Но там очень сложная жизненная ситуация. Вы оправдываете героев, их поступки?

- Понимаете, для меня положительный человек это человек, который может взглянуть на себя со стороны. И понять что-то о себе очень важное.

- Позволю себе кое-что прояснить. Значит ли то, что Вы сказали, что герои пьесы, пройдя через все ошибки, выстрадали этот хороший финал? Или следует иметь в виду другую истину, что за все ошибки, за все поступки, нужно рано или поздно отвечать? Вот ситуация с ребенком, которая выстраивается ближе к финалу, я имею в виду похищение, привоз в Москву и т.д. Могут ли такие поступки приводить к счастью? Или слезы ребенка в данном случае оправданы тем, что герои идут по дороге к счастью?

- Я думаю, что то, что в судьбе Нели появился этот ребенок, счастливая случайность. Случайность, что появились люди, которым судьба этого ребенка оказалась небезразлична. Ведь маленький человек всегда требует к себе внимания. А здесь ребенок становится центром, вокруг которого восстанавливается все разрушенное, восстанавливаются порванные взаимоотношения людей. Ведь благодаря тому, что кто-то еще считает детей на этой Земле божественными ангелами, из которых потом взрослые делают «чертей» своими поступками, своим воспитанием, так вот, благодаря тому, что кто-то ощущает в них присутствие высоких истин, все восстанавливается. И получается счастье.

Почему я говорю, что в пьесе русский сентиментальный финал? Мы живем так, что нас трудно, или даже невозможно свернуть с пути, который мы выбрали и по которому идем сами не знаем куда. Театр должен доказывать, что в жизни есть ценности и цели, которые гораздо важнее суетных и мимолетных дел. Есть высокие цели и их нужно искать в детях. Ведь дочка Маши Земцовой могла прожить жизнь брошенного, ненужного ребенка, если бы не встретилась Неля. Которая чего-то хочет и стремится к чему-то более высокому и в жизни, и в отношениях, чем серая повседневность. Но появление Нели в судьбе ребенка случайность. К сожалению, в жизни все происходит по-другому. Мы уныло тянем свою лямку до гробовой доски.

- В спектакле необычное оформление. Кто его придумал?

- Художник Наташа Белова. Она работает в Нижегородском академическом драматическом театре. Мы с ней делаем не первый спектакль и всегда друг друга понимаем.

Мне кажется предложенное ею оформление очень интересным. Но ведь самое сложное всегда довести замысел до его желаемого воплощения. Чтобы получилось все, что задумывалось.

- И все-таки, говоря умными словами, мне хотелось бы услышать от Вас концепцию этого оформления. В чем она?

- Нам нужно вернуться к разговору о пьесе. В ней много знаковых элементов. Вот мы говорили уже о слезе ребенка. Можно искать другие образы. Вот один из них…

Главного героя зовут Кай. Ассоциативно это имя отсылает нас к Андерсону, к «Снежной королеве». Помните, там Каю нужно было из ледяных осколков сложить слово «вечность»? До тех пор, пока не пришла Герда, это слово у него не получалось.

- В «Жестоких играх» Неля для Кая является такой Гердой?

- Да. Она является именно тем звеном, которое позволяет Каю выйти из под власти Снежной королевы. Выйти из под власти холода, отчуждения и пустоты, в которой он живет. От этого и декорация такая – белый кабинет, луна или солнце с холодным светом, стеклянные кубы, отсутствие ярких красок… Это путешествие в царстве Снежной королевы.

Конечно, спектакль не сказка, это драма, но ведь и в сказке решаются вполне жизненные задачи – добром победить зло.

- А что входит в понятие «вечность», если уж мы об этом заговорили?

- Любовь, доброта, счастье, дети, привязанность, жертвенность… Кай играет этими вечными понятиями. А когда играют любовью и привязанностью, то такие игры и будут жестокими. Ибо на смену любви приходит холодный черствый эгоизм и сиюминутность.

- Правильно ли будет сказать, объединяя Достоевского с его слезой ребенка, и Андерсена с холодом ледяного царства, что в итоге именно слеза живого ребенка разрушает глыбы льда, которые Кай возвел вокруг себя?

- Ну, не знаю как тут говорить о Достоевском, но упавшая слеза и в самом деле растопила холод отношений главных героев. Ребенок не плачет. Девочка, к счастью, спит все время и не видит, что вокруг нее происходит. Но Арбузова интересует, что она увидит, когда проснется.

Я считаю, что у Арбузова не бывает случайных образов и элементов. Тем более  если учесть, что «Жестокие игры» одна из последних его пьес. Она написано в 1978 году, когда драматургу было 70 лет … а он был мудрый человек. Так что ко всему в пьесе нужно относиться внимательно и с почтением. И если сюжетная линия с ребенком появляется, значит, она важна.

Мы можем искать и другие ассоциативные образы в пьесе. И Тургенев с проблематикой отцов и детей.  Арбузов четко заявил – в судьбах детей, в том, какими они становятся и какие поступки совершают,  виноваты родители. И я с этим утверждением согласен.

- Не могу не задать еще один вопрос. Пьеса написана в конце 70-х. Ее персонажи живут в другой стране, которой сейчас нет, они воспитаны на других идеологических постулатах, чем дети 21-го века. Важна ли в данном случае тема времени?

- Я вот о чем подумал – та девочка, дочь Маши Земцовой, о которой мы много сейчас говорим, родилась, допустим, в 1978 году. Сегодня ей 30 лет. Это очень маленький промежуток времени, чтобы говорить об ушедшей эпохе. Люди не изменились. Изменился только внешний антураж.

Я не хотел бы в данном случае ставить историческую пьесу. Я хочу рассказать о людях, сделавших определенный выбор в жизни. А для этого реальность вещей не очень важна.

- Я когда говорил о времени, имел в виду энтузиазм таежных сцен…

- Я понимаю. Но ведь люди всегда могут выбрать или работу, или личную жизнь. Так было, есть и так будет. Вот Земцовы выбрали работу. Не любовь, не семью, а работу. Что, мы не видим такой проблемы и такого выбора сегодня? Да сколько угодно! Бизнесвумены, трудоголики, меняющие дом на офис, их и сегодня более чем достаточно. Тем более, что у нас нет тайги в ее, скажем так, реальном воплощении. Есть дом и есть работа. И есть выбор между ними.

Понимаете, я считаю, что мужчина должен построить дом, а наполнить его теплом и уютом дело женщины. Маша Земцова выбрала карьеру, в итоге потеряла любовь и чуть не потеряла ребенка. Важно ли где такая история происходит – в Африке, в тайге, в Москве или Дзержинске? Думаю, не важно. Так же, как не важно и в каком историческом времени это происходит.

- Вы затронули очень сложные темы. Посмотрим, как они найдут свое воплощение на сцене. Как Вам работается в Дзержинском театре?

- Вы понимаете, первичный этап, на котором мы находимся, это этап некой влюбленности. В нем проявляются самые лучшие качества. Потом, когда проходит определенный промежуток времени, когда отношения стареют, начинается этап настоящей работы. Пока все очень хорошо

- Что ж, хочется пожелать удачного завершения работы и успешной премьеры.

- Спасибо большое.

А.Михайлов, февраль 2008 г.

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ИНТЕРВЬЮ

Интервью с Марией Шиманской

Интервью с Артемом Барановым

Людмила Купоросова

Интервью с Валентиной Губкиной

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Андреем Крайнюковым

Интервью с Денисом Мартыновым

Интервью с Зоей Морозовой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Екатериной Рязановой

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Вячеславом Рещиковым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Ларисой Шляндиной

Интервью с Егором Шашиным

Интервью с Михаилом Смоляницким

Интервью с Александром Расевым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Виктором Шрайманом

Интервью с Леонидом Чигиным

Интервью с Михаилом Тяжевым

Интервью с Евгенией Труш

Интервью с Ольгой Герр

Интервью с Николаем Стяжкиным

Интервью с Федором Архиповым

Интервью с Юрием Березой

Интервью с Леонидом Хейфецом

Интервью с Сергеем Стеблюком

Интервью с Юлией Ауг

Интервью с Аманом Кулиевым

К ИСТОРИИ ТЕАТРА

"Истинный Храм искусства"

"Храм искусств"

К 100-летию Нины Конаковой

К 100-летию Филиппа Лещенко

К 100-летию Теодора Лондона

Белла Чуркина

Пишет зритель