Администрация города Дзержинска Нижегородской области

ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ   

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ

"А зори здесь тихие..."

"Автобус"

"Алиса в стране чудес"

"Ассакамури"

"Бесприданница"

"Букет"

"Вий"

"Волшебная лампа Аладдина"

"Дураки вы, мужики!"

"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"

"Калека с острова Инишмаан"

"Капитанская дочка"

"Лекарство от одиночества"

"Много шума из ничего"

"Морфий"

"Недоросль"

"Ночь перед Рождеством"

"Продавец дождя"

"Ревизор"

"Страсти по Торчалову"

"Теремок"

"Тётки"

"У самого края"

"Утиная охота"

"Ханума"

"Царевна-лягушка"

"Чёрный управляет всем"

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ
ПРОШЛЫХ ЛЕТ

"Non dolet"

"Алые паруса"

"Баллада о матери"

"Бенефис 2010 г."

"Бенефис 2011 г."

"Блин-2"

"Вечер"

"Волшебник Изумрудного города"

"Господин Пунтила и слуга его Матти"

"Гроза"

"Гроза"

"Двенадцатая ночь"

"Дикарь"

"Дядюшкин сон"

"Дядюшкин сон"

"Жестокие игры"

"Жизнь артиста"

"За двумя зайцами"

"Затейник"

"Земля Эльзы"

"Золотой ключик"

"Изобретательная влюбленная"

"Искусство жениться"

"Квадратура круга"

"Кот в сапогах"

"Кот Федот и Новый год"

"Любишь - не любишь"

"Месье Амедей"

"Мой друг Винни-Пух"

"На всякого мудреца довольно простоты"

"На дне"

"Плутни Скапена"

"Ревнивец"

"Ромео и Джульетта"

"Русское лото"

"Рядовые"

"С любовью не шутят"

"Самоубийца"

"Село Степанчиково и его обитатели"

"Семья с мешком чертей"

"Синяя ворона"

"Сирано де Бержерак"

"Сирена и Виктория"

"Сиротливый Запад"

"Спойлеры"

"Старший сын"

"Стеклянный зверинец"

"Странный отель для нежных сердец"

"Таланты и покойники"

"Тринадцатая звезда"

"Финист Ясный Сокол"

"Фрегат "Паллада"

"Шум за сценой"

"Я тебя никогда не прощу"

Последнее интервью

Этой записи 15 лет. Она была сделана к 85-летию Филиппа Алексеевича Лещенко в августе 2000 года. До его ухода из жизни оставалось чуть более двух месяцев. Но сейчас, глядя в глаза этого удивительного человека, понимаешь, как, в эти последние дни, много в нем было энергии и доброты. Как воспоминания о самых ярких эпизодах жизни возвращают силы и помогают на время забыть о болезнях, слабости, печальных мыслях.

В комментариях к видеосюжету есть несколько неточностей. И самая главная - Лещенко был главным режиссером Дзержинского театра не 7 лет, а чуть более года, в 1951-1952 г.г. А все остальное время, до уходя из театра в 1957 году - оставался очередным режиссером. И работал над "Настоящим человеком" тоже в качестве очередного режиссера. И даже полученное звание Заслуженного артиста РСФСР и громкий успех спектакля ничего не изменили в его карьере.

Почему он не стал главным на больший срок? Не думаю, что сейчас есть необходимость гадать по этому поводу. Начало пятидесятых было сложным временем. Театры перевели на хозрасчет, чтобы выживать, необходимо было зарабатывать деньги, но при этом требовалось строго соблюдать "идеологические каноны". Зритель во все времена больше любит не производственно-партийные драмы, а веселые комедии и трогательные мелодрамы и покупает билеты на "Свадьбу с приданым" и комедии Кальдерона охотнее, чем на партийно-протокольные драмы. При этом строгие кураторы из обкомов и горкомов громко требуют отражать в спектаклях "подлинный патриотизм и высокие идеалы советского человека" и в то же время выполнять финансовый план.

Пожалуй, "Настоящий человек" появился удивительно вовремя. В нем была найдена та золотая середина, которая устроила всех - и зрителя, т.к. театр правдиво и искренне рассказал историю простого человека преодолевшего себя, не опустившего руки и не скатившегося на дно жизни после тяжелых испытаний, и - идеологов, т.к. они увидели в мужестве человека подтверждение своих догм и теорий.

В 1957 году Филипп Алексеевич Лещенко из Дзержинска уехал. В далекую Киргизию, в Республиканский русский драматический театр. И уже через год еще один успех - показанная в Москве во время декады киргизского искусства поставленная им "Гроза" А.Н.Островского была отмечена как несомненная удача театра.

Потом были и другие работы, и другие спектакли. И не гасло желание вернуться в Дзержинск.

Оно осуществилось в 1972 году. И еще почти 4 года Лещенко работал в Дзержинском театре, пока, выйдя на пенсию, не перешел в ДКХ, приняв от И.А.Груля руководство народным театром.

Но с "Настоящим человеком" Филипп Алексеевич встретился еще раз, почти через 30 лет после легендарной постановки. В 1985 году главный режиссер театра Анатолий Афанасьевич Савин к 40-летию Победы и к 40-летию театра поставил свою версию повести Бориса Полевого. Тогда на сцене играли артисты, помнившие первую постановку - Лев Анатольевич Станиславов, Евдокия Дмитриевна и Владимир Александрович Белянкины, а сам Лещенко в качестве почетного приглашенного гостя сидел на премьере в зрительном зале. Как он рассказывал потом волновался не чуть не меньше, а может и больше, чем тогда, в 50-е.

Сейчас, когда отмечается 100-летие режиссера, у нас есть удивительная возможность вернуться на несколько лет назад и услышать о его времени от него самого. И пусть запись на старой пленке не блещет высоким качеством, все равно - всмотритесь в его глаза, примите через годы эстафету творчества.

Режиссер Лещенко и его легендарный спектакль

27 августа 2015 года талантливому режиссеру, заслуженному артисту РСФСР Филиппу Алексеевичу Лещенко исполнилось бы 100 лет. За долгую творческую деятельность им было создано немало ярких актерских и режиссерских работ. Но лишь одного спектакля «Настоящий человек», созданного им в Дзержинском театре драмы, хватило, чтобы войти в историю театрального искусства не только нашего города, но и всей страны. Его премьера в 1954 году стала значимым событием. Народ выстраивался в очередь за билетом, актеры, занятые в постановке, в одночасье обрели широкую известность.Филипп Лещенко

Родина - Алтайский край

Он прожил восемьдесят пять лет и многое в жизни испытал: полуголодную юность, невзгоды военной поры, неудачные браки, всевозможные капризы режиссерской фортуны... Об актерской профессии паренек из крестьянской семьи не думал, не мечтал. Село Чисто-озерное Завьяловского района Алтайского края, где он родился, - место удаленное даже по сибирским меркам. Здесь издавна шумел вековой сосновый бор, в округе плескались живописные озера. Появление в этих краях украинской семьи Лещенко связано с именем великого преобразователя Петра Аркадьевича Столыпина. В начале XX века земельные реформы в России сопровождались массовым переселением крестьян из западных регионов России, из Украины, Белоруссии в Западную Сибирь. Осваивать новые места на Алтай отправился и украинский крестьянин Алексей Лещенко.

«Учись - и в жизни не пропадешь! Грамотные люди везде нужны», - напутствовал старший Лещенко своего сына. Он внял совету отца. Окончив Барнаульский педагогический техникум, в 1934-м в поисках счастья отправился в Москву поступать в юридический институт. Из Сибири в златоглавую добраться было непросто, на экзамены юноша опоздал. Пришлось работать проходчиком на строительстве московского метрополитена.

В театре Мейерхольда

Как-то возвращаясь с работы, Филипп случайно прочитал объявление о наборе в театральную школу при Государственном театре имени В.Э. Мейерхольда (ГосТИМ) и неожиданно для себя твердо решил: «Стану актером!». Выдержав экзаменационные испытания, он поступил. Знаменитый Мейерхольд в концепцию нового театра предложил авангардный, революционный метод, призванный освежить восприятие театра и актерского мастерства как актерами, так и зрителями.

В те годы на сцене ГосТИМа играли маститые актеры - М.И. Бабанова, Э.П. Гарин, И.В. Ильинский, З.Н. Райх, М.И. Царев... Филиппу Лещенко в числе студийцев посчастливилось бывать на репетициях с участием именитых актеров, проходивших под руководством Мейерхольда.

По окончании курса в числе четверки лучших выпускников Филиппа оставили при театре в качестве стажера.

ГосТИМ дал направление всей дальнейшей жизни Лещенко, подвигнув его на режиссуру, которой тот посвятил себя почти полностью. Восприняв уроки Мастера, успешно применил их, создав на сцене дзержинского театра выдающийся спектакль «Настоящий человек». Он поразил современников сценической смелостью, раскованностью, умением преодолевать стереотипы и шаблоны, нестандартной игрой актеров, - словом, всем тем, чем был славен и богат некогда театр Мейерхольда. В 1938 году ГосТИМ был закрыт.

Поиски «своего» театра

Театр манил, и актер отправился в странствия по провинциальным сценам. Ему довелось сменить немало городов, театров и режиссеров. Заполярье, Тобольск... В 1939 году в театре г. Клинцов Брянской области Филипп Алексеевич впервые попробовал себя в режиссуре, поставив на сцене спектакль по пьесе русского драматурга А.Н. Островского «Женитьба Бальзаминова» и по роману советского писателя Н.А. Островского «Как закалялась сталь».

И вот новое приглашение - в брестский театр. Это было весьма заманчивое предложение: здесь в это время работала труппа, состоявшая из выпускников Государственного института театрального искусства (ГИТИС) под руководством их педагога - народного артиста СССР

М.М. Тарханова. «В Брест приехал 1 мая 1941 года, - рассказывал Ф.А. Лещенко. - Мне предложили должность заведующего постановочной частью и вскоре направили в командировку в Москву за постановочным материалом. Я выполнил задание, в субботу 21 июня должен был отправиться из Москвы обратно в Брест. Однако груз на железнодорожной станции оформить не успели - 22-го началась война, разрушив все планы.»

На фронт из-за плохого зрения Филиппа не взяли, и он вернулся на свою родину в Сибирь. Лещенко вместе с Михаилом Артемовым, однокурсником по школе Мейерхольда, создали театральный коллектив в г. Камень-на-Оби. В 1943 году труппа каменского театра перебралась в Бийск, где Лещенко в разное время работал актером, исполнял обязанности главного режиссера бийского театра, затем один сезон выходил на сцену актером в Новосибирском ТЮЗе.

Шла война. Перед театральными работниками стояла особая задача: вдохновлять людей на героический труд, воспитывать ненависть к врагу. Забыв о холоде и голоде, порой при свете керосиновых ламп, Филипп Лещенко со своими соратниками по сцене работал над новыми постановками, показывая их в городе, в сельском клубе, в поле - там, где появлялась малейшая возможность разместить нехитрые декорации.

В творческом союзе

В 1947 году Филипп Алексеевич работал в шуйском театре и одновременно учился - окончил режиссерские курсы при ГИТИСе. Был директором и главным режиссером театра Кинешмы. И вот новое предложение от Горьковского управления культуры: на этот раз на должность главного режиссера Дзержинского драматического театра. Он приступил к работе в начале 1951 года. Театр переживал не лучшие времена. В труппе были 14 акт-рис и всего 8 актеров, совсем не было молодежи. Однако вскоре в дзержинской драме произошли перемены к лучшему, в театр пришли новые творческие силы: актеры Горская, Лондон, Мачкасов...

Теодор Лондон был годом старше вновь назначенного режиссера: к тому времени Лондону - 37, Лещенко - 36. В творческий дуэт их объединила совместная работа над пьесой. Еще до Дзержинска, играя на сцене в театре Томска, на одном дыхании писал Теодор Лондон свою инсценировку по повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». До знакомства с Лещенко он не раз предлагал свой сценарий главным режиссерам Горьковского театра драмы Н.А. Покровскому, ТЮЗа - В.Л. Витальеву. Как-то во время гастролей столичного театра «Ленком» в Горьком он добился встречи с художественным руководством театра - народной артисткой СССР С.В. Гиацинтовой и народной артисткой РСФСР С.Г. Бирман. В гостинице Лондон читал им свою инсценировку. Но все усилия оказались напрасными - большая часть спектакля проходила в палате госпиталя. Актеры, изображая раненых, вынуждены играть лежа на больничной койке. «Два акта играть в лежачем положении?! Сцена этого не потерпит!», - отрезала Бирман. Лишь после нескольких неудачных попыток пристроить пьесу к постановке Лондон познакомил с инсценировкой главного режиссера дзержинской драмы Лещенко. «Я прочитал сценарий, и он меня по-настоящему увлек, - рассказывал Филипп Алексеевич. - Бессонными ночами размышлял, как поставить пьесу, чтобы она не была статичной. Делал на листах сценария свои многочисленные поправки, замечания. После горячих споров и обсуждений Лондон, как правило, соглашался с моими доводами, и вскоре мы с ним приняли обоюдное решение: «Спектаклю быть!».

Рождение «Настоящего человека»

Борьба за постановку разгорелась с новой силой. Лондон видел себя в главной роли героического летчика Алексея Маресьева, но в стране еще не исчезли антисемитские настроения после громких дел «кремлевских врачей», поэтому местные чиновники осторожничали с утверждением на эту роль Лондона. Снова тревоги, волнения, бессонные ночи. Вместе с директором дзержинского театра Г.А. Модестовым режиссер Лещенко ломал голову, как обойти негласный запрет.

Пробы на главную роль легендарного летчика молодых актеров театра Г.А. Дмитриева, В.А. Белянкина не принесли удачи. Хоть плачь - роль у них не складывалась! Лещенко не отступал, продолжал обивать пороги кабинетов местных и областных чиновников, горячо убеждая разрешить назначить на главную роль Теодора Лондона. В конце-концов это ему удалось. Режиссер понимал: чиновники, дозволяя, всю ответственность за результат возложили на него, и возможная неудача могла поставить крест на его дальнейшей судьбе и всей творческой карьере.

Вот наступили последние дни перед премьерой. Из Горького прибыла приемочная комиссия, создатели спектакля волновались невероятно. К всеобщей радости, все получилось! После официального приема постановки худсоветом генеральную репетицию провели в присутствии многочисленных зрителей: пригласили солдат из местной воинской части, друзей театра.

Успех

А 22 февраля 1954 года в Дзержинске состоялась премьера спектакля. Еще никогда не было так трудно попасть в театр всем желающим. Спектакль получился на редкость ярким, целостным и воспринимался зрителями на едином дыхании. О «Настоящем человеке» дзержинцев заговорили в театральных кругах, о нем восторженно писали горьковские театральные критики. Благожелательная статья появилась в московском журнале, и вскоре коллектив театра пригласили в столицу сыграть спектакль на сцене Московского театра им. Ленинского Комсомола. И снова небывалый успех.

Вскоре режиссеру-постановщику Ф.А. Лещенко, исполнителям главных ролей Т.И. Лондону, В.П. Мачкасову были присвоены почетные звания «Заслуженный артист РСФСР». Спектакль гремел на всю страну в записи по Всесоюзному радио. Лишь спустя несколько месяцев после триумфа в Москве его премьера состоялась в г. Горьком. И тут не обошлось без приключений. Объявленная заранее премьера с первого раза не состоялась. А виной всему оказался застрявший в сугробах грузовик с декорациями. По прошествии многих лет об этом случае Ф.А. Лещенко рассказывал с улыбкой. А тогда всем было не до смеха: «Драмтеатр полон зрителей. В первых рядах - работники обкома партии со своими женами, директора крупных горьковских заводов, представители интеллигенции. Пора начинать, а декораций нет. Что делать? Директор Дзержинского драмтеатра

Г.А. Модестов принял решение: спектакль отменить. Смущенный, он вышел на сцену и объявил об этом. Секретарь обкома партии Игнатов встал с кресла, не сдержавшись, выругался. Казус оказался не без последствий: вскоре Глеба Анатольевича сняли с работы». Спектакль дзержинцев «Настоящий человек» в Горьком состоялся неделей позже, уже без начальства, в обычном заводском клубе.

Вместо эпилога

В июле 1957 года театр из Дзержинска вновь был приглашен на гастроли в столицу. На этот раз коллектив представил на суд москвичей инсценировку Т. Лондона по роману Михаила Шолохова «Поднятая целина» в постановке режиссера театра Б.А. Черкасского, в главной роли коммуниста Семена Давыдова выступил актер Лондон. Однако в афише не было имени Филиппа Лещенко: к этому времени он покинул театр.

Причиной тому стал разлад отношений Филиппа Алексеевича с Теодором Лондоном. После нескольких лет разлуки с Дзержинском Лещенко вновь работал в нашем театре драмы вторым режиссером, актером. Выйдя на пенсию, с 1976 года долгое время трудился в должности режиссера народного театра ДКХ, создав там немало талантливых работ. Однако постановка «Настоящий человек» 1954 года осталась в его творческом багаже самым значимым достижением в истории театрального искусства не только нашего города, но и всей страны как лучшее сценическое воплощение повести Бориса Полевого.

Последние годы своей жизни режиссер-постановщик легендарного спектакля, страдая болезнью ног, почти не выходил из дома. Филипп Алексеевич Лещенко скончался 4 ноября 2000 года в доме № 9 по бульвару Космонавтов.

Станислав Шальнов, краевед.

Снимки из фондов Дзержинского краеведческого музея

"Дзержинское время", 20 августа 2015 г.

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ИНТЕРВЬЮ

Интервью с Екатериной Максименко

Интервью с Иваном Никулиным

Интервью с Марией Шиманской

Интервью с Артемом Барановым

Интервью с Артемом Барановым

Людмила Купоросова

Интервью с Валентиной Губкиной

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Андреем Крайнюковым

Интервью с Денисом Мартыновым

Интервью с Зоей Морозовой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Екатериной Рязановой

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Вячеславом Рещиковым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Ларисой Шляндиной

Интервью с Егором Шашиным

Интервью с Михаилом Смоляницким

Интервью с Александром Расевым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Виктором Шрайманом

Интервью с Леонидом Чигиным

Интервью с Михаилом Тяжевым

Интервью с Евгенией Труш

Интервью с Ольгой Герр

Интервью с Николаем Стяжкиным

Интервью с Федором Архиповым

Интервью с Юрием Березой

Интервью с Леонидом Хейфецом

Интервью с Сергеем Стеблюком

Интервью с Юлией Ауг

Интервью с Аманом Кулиевым

К ИСТОРИИ ТЕАТРА

"Истинный Храм искусства"

"Храм искусств"

К 100-летию Нины Конаковой

К 100-летию Филиппа Лещенко

К 100-летию Теодора Лондона

Белла Чуркина

Пишет зритель