Администрация города Дзержинска Нижегородской области
"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"
"Волшебник Изумрудного города"
"Господин Пунтила и слуга его Матти"
"На всякого мудреца довольно простоты"
"Село Степанчиково и его обитатели"
Каждый год в Дзержинском театре драмы ставят русскую классику. Такие спектакли, на наш взгляд, требуют особых режиссерских усилий. Ведь важно не только сохранить основу сюжета, но и привнести в него что-то свое: неповторимое, яркое, захватывающее. В минувшие выходные дзержинской публике представили «Капитанскую дочку» Пушкина.
Классическая повесть в сценическом облачении от главного режиссера театра Андрея Подскребкина почти полностью повторила книжный вариант. Однако подача «материала» была принципиально иной. История Петруши Гринева: его знакомство с Пугачевым, служба в Белогорской крепости и любовь к Маше Мироновой излагалась как будто от первого лица. Главный герой в исполнении Алексея Кузнецова рассказывает ее на допросе дознавателя (Павел Кузубов). По мере признаний на сцене сменяются картины, развивается клубок событий. В этом режиссеру в первую очередь помогал свет. Лучи прожекторов в один и тот же миг способны были перенести зрителя из тюремной камеры на завьюженное поле, в дом коменданта крепости, родовое гнездо Гриневых, парк рядом с дворцом Екатерины II.
Несмотря на то, что сцена на этот раз не изобиловала сменой декораций, это ничуть не обеднило восприятие спектакля. Он казался наполненным объемом и живым звучанием. Сцены допросов порой намеренно сопровождала давящая тишина, среди которой, отбивая строгий такт, «капала» вода; снежная вьюга «металась» по сцене, будто настоящая - с шумом злого ветра, кружащимся серебристым снегом, от чего вдруг становилось холодно; голоса «оживающих» героев, по сценарию находящихся вдалеке или всплывающих из прошлого, звучали с эхом, как и положено в воспоминаниях или воображении. Все это очень украсило «Капитанскую дочку» с ее и так весьма насыщенным и драматичным сюжетом.
Как бы ни хотелось выделить кого-то из сыгравших роли в этом спектакле актеров больше остальных, сделать это сложно, потому что всем одинаково убедительно удалось воплотить свои образы на сцене. Трепетный в своих чувствах к капитанской дочке юный прапорщик Гринев превращается в смелого воина, когда дело касается чести (на дуэли) и служения Отчизне (при общении с Пугачевым). Маша (Екатерина Рязанова) - сама кротость и одновременно смелость и отчаянность. Вячеславу Рещикову удался образ жестокого, но справедливого разбойника Емельяна Пугачева. Точно так же удачно получился негодяй Швабрин у Дениса Мартынова. Игра Ирины Минаевой (комендантша Василиса Егоровна) и Андрея Крайнюкова (Иван Кузьмич Миронов) сильна созданием смелых и трагических образов. Когда Палашка (Татьяна Зинина) с надрывом пересказывала Петруше, как Маше удалось укрыться в доме попадьи, многие в зале не смогли сдержать слез. Напротив, Юрию Кислинскому в роли генерала Андрея Карловича не составило труда сорвать улыбки зрителей, до того некоторым из них этот образ показался важным и напыщенным, но вместе с тем забавным.
Отдельно стоит сказать об Артеме Баранове, воплотившемся в пожилого слугу Петра Гринева Савельича. Пожалуй, эта роль вполне претендует на главную именно благодаря талантливой игре актера.
Яркой звездой вспыхнула на сцене Татьяна Орлова, представив дзержинцам статную императрицу.
Не затерялись среди прочих и Игорь Тарасов с Ларисой Шляндиной, сыгравшие любящих и одновременно требовательных родителей Петруши.
В «Капитанской дочке» много сильных, волнующих сцен. В первую очередь захват Белогорской крепости разбойниками, гибель Мироновых и казнь Пугачева. Как будут воплощать эти сцены режиссер и актеры, наверняка думалось многим театралам накануне просмотра новой постановки. Но режиссера сложные во всех смыслах моменты в сценарии, по всей видимости, не смутили. История России со всеми ее трагическими страницами, описанными Пушкиным, была правдиво и смело отражена в премьерном спектакле.
Дзержинская «Капитанская дочка» хороша тем, что постановка очень сильно воздействует на эмоции: добро и зло, доблесть и низость, преданность и предательство живо и образно соседствуют друг с другом в разных героях, а порой и в одном и том же персонаже. А это очень воспитывает любого человека - и взрослого, и подростка.
Зритель радуется за спасенных Машу и Петра, их верность и любовь, переживает смерть Машиных родителей, превозносит благородный поступок царицы, борется с противоречивыми чувствами к Емельке Пугачеву.
Спектакль закончился казнью самозванца, но основное восприятие от увиденного на сцене все равно осталось больше светлое. Возможно, потому, что главной в этот вечер была Любовь.
Елена Миронова,
"Дзержинское время"
Начну издалека. Я очень ждала спектакль в грифом 12+ в Театре драмы. Когда «Алые паруса» сняли с репертуара, я не знала, на что можно сводить подростков, которые от сказок в этом возрасте принципиально отказываются? «На дне» по Горькому и «Не верьте шампанскому», так же, как и «Ревизор» Гоголя, вроде бы и классика, и по школьной программе, но для 12 лет, на мой субъективный взгляд, - рановато. «Ассакамури», хоть и затрагивает темы, близкие подросткам: любовь и зависимость, тоже: уж слишком жестоко.
Поэтому, узнав, что готовится премьера «Капитанской дочки» по Пушкину, я лично очень возрадовалась. Вместе с дочерями мы прочли повесть и стали ждать.
Дождались! Купили билеты непосредственно на премьеру, чтобы прочувствовать дух праздника, старт Года Театра в Дзержинске. Но… Вышло так что мы опоздали на спектакль, ненамного, на 3 минуты, но когда вошли – на сцене была сцена (простите за тавтологию!) допроса. А в повести она, как известно, одна из последних. 12-летняя дочь испугалась: «Мы что опоздали? Уже конец спектакля?» Но оказалось, что режиссер по своей задумке решил нарушить книжный ход повествования и построил спектакль как воспоминания главного героя.
Стоит ли пересказывать сюжет «Капитанской дочки»? Дворянин Петр Гринев, росший, по собственному его признанию, недорослем и мастеривший в детстве воздушных змеев из географических карт, выписанных из Петербурга, отправляется, по воле отца, на службу в Оренбург. По дороге он со своим «дядькой» Савельичем попадает в буран и нечаянно знакомится с Пугачевым. Сбежавший с каторги казак Емелька Пугачев, возомнив себя императором Петром 3, устраивает восстания, грабит, убивает и захватывает крепости.
Гринев попадает в крепость Белогорскую, влюбляется в дочку коменданта-капитана Машу Миронову, хочет жениться, но не получает родительского разрешения, получает ранение на дуэли, ругается и мирится с Савельичем, сочиняет стихи… Но однажды на крепость на падает Пугачев. И теперь главная цель Петра – спасти осиротевшую Машу и не потерять солдатскую и дворянскую честь.
В итоге Гринев попадает под подозрение в измене, приговаривается сначала к смерти, а потом к ссылке в Сибирь, но… его спасает Маша, которая не убоялась поехать в столицу к самой императрице просить милости и справедливости.
Спектакль сыгран очень близко к тексту, разве что немного сокращен. Так, «за кадром» осталось детство Петруши, проводы из дома на службу, первый опыт «взрослой жизни» с крупным проигрышем и похмельем… Зато ярче, чем в книге, прорисован образ Савельича. Некоторые его фразы («Дитя жениться надумал, вот напасть») и поступки вызывают у зрителя этой очень серьезной постановки смех, чуть разряжают накаленную обстановку.
Очень натурально воспроизведены сцены казни: сначала капитана Миронова, а потом и Пугачева. Украшением спектакля стала Татьяна Орлова в роли Екатерины Великой. Она появляется лишь в двух сценах в конце спектакля, но зато в разных нарядах и с огромным смыслом. Моя 11-летняя дочь особо отметила именно эту сцену, одну из самых светлых, во всех смыслах.
Отдельно хочется сказать о декорациях: с самого начала и на протяжении всего спектакля на сцене стоят две конструкции, напоминающие одновременно и виселицы, и распятия. На сцене – минимализм: несколько блоков, из которых конструируются и стол, и кровать, и сани, и место казни. В поддержку им –мультимедийные, «живые» и цветные» декорации на новом экране на заднем плане сцены. «Сцена стала шире?» - спросила меня 11-летняя дочь.
Картины и фото на «заднике» напомнили кому-то страницы старинной книги или кадры из немого кино и зрительно расширили и углубили пространство. Благодаря им сцена легко превращалась из тюремной камеры в крепость, из дворянского дома - в императорский сад, из ночной дороги - в столичную площадь.
Нельзя не отметить и еще одну метаморфозу: главный герой за несколько секунд «вырастал» из капризного недоросля - в принимающего первое здравое решение офицера, из пылкого влюбленного юноши – в смелого и честного солдата.
Особого внимания заслуживает еще один режиссерский ход: ожившие сны и письма, которые начинает читать адресат, а продолжает – отправитель. Это тоже расширяет пространство, придает спектаклю многоплановость и динамичность. Лично у меня возникли ассоциации с кинофильмом.
… Пройдя через сомнения, унижения, страхи и потери, герои обретают-таки счастье…
Когда я шла на спектакль, то думала, что он закончится массовой сценой свадьбы Марии Ивановны и Петра Андреевича. Ан-нет! Для финала режиссер выбрал более сильную сцену – раскаяние и казнь Пугачева. А свадьба осталась «за кадром».
Анна ФИЛЬЦОВА
Гаснет свет… Замолкают все разговоры… Открывается занавес… Я - в театре! Всегда при виде ярких огней и непонятных декораций на сцене меня накрывает странное чувство волнения. Еще мгновение, и ты прикоснешься к искусству, а, может быть, к истории. Именно такие ощущения овладели мною перед началом исторического спектакля «Капитанская дочка». В ожидании грандиозного представления я смотрела на сцену широко раскрытыми глазами. И вот, спектакль начался!
Уже в первые минуты представления я окунулась в спектакль и стала невольным свидетелем исторических событий. Интересные декорации, становившиеся то обеденным столом в доме крестьянина, то плахой, то санями, и непривычный (не как в книге) порядок действий создают вторую реальность и переносят зрителей в далекие 1770-е годы…
Во время представления ты ощущаешь себя одним из жителей Белогорской крепости, искренне переживаешь за героев и веришь в великую судьбу великой России.
В этом спектакле нет второстепенных ролей, они все – главные. Кто, если не русские верные солдаты, спасли Россию? Кто, если не изменники, привили зрителям и молодому Гриневу отвращение к предательству и лжи, научили патриотизму? Кто, если не Пугачев, показал «обратную сторону медали» ворованной власти и чужого богатства? Кто, если не заботливый Савельич, научил нас самоотверженно помогать друзьям (а Гринев, прежде всего, был его друг!) в трудной ситуации? Кто, если не Мария, указал на необходимость быть всегда достойным человеком?
О роли в спектакле каждого из персонажей можно рассуждать долго, и перечислить все, наверное, невозможно. Но нам, подросткам, необходимо было вынести один урок и запомнить на всю жизнь этап становления личности прапорщика Гринева. Как из маленького, несамостоятельного ребенка он превратился в достойного своей фамилии юношу. Забота о близких, тактичность, мудрость, открытость, чувство долга и правильная прямолинейность – вот главные качества, помогшие Петру найти любовь, не быть казненным Пугачевым, «избежать» неверной казни, вырасти в глазах своих родителей.
После представления мурашки долго не сходят с тела, а тяга к истории навсегда остается в сердце. Этот спектакль учит добру и верности, которых так не хватает в современном мире… Благодаря представлению многое переосмысливаешь и понимаешь, замечаешь жизненные ценности. Каждому зрителю запоминается что-то свое, близкое и волнующее, но одна знаменитая фраза никого не оставляет равнодушным. «Береги честь смолоду», - это высказывание надолго останется моим (и не только) жизненным девизом!
Надежда ФИЛЬЦОВА,
7 «А» класс, школа № 22 с углубленным изучением французского языка.
В минувшую субботу на сцене Дзержинского театра драмы состоялась премьера. Режиссер театра Андрей Подскребкин решился поставить пушкинскую «Капитанскую дочку».
Несмотря на известность произведения, спектакля ждали все. Красивая история любви двух прекрасных молодых людей на фоне трагических событий, потрясших всю Россию, не оставляет равнодушным никого. Поэтому в день премьеры в зрительном зале присутствовали и молодые люди, и подростки, и мамы, и папы, и бабушки.
Артисты не подвели зрителей! Удивительно гармоничным, тонким и чистым получился образ Марии Мироновой в исполнении Екатерины Рязановой. Добрым, чутким, легко ранимым, но неожиданно стойким, бесстрашным и отважным предстал перед зрителем Петруша Гринев (Алексей Кузнецов). Страшным, свирепым и одновременно бесшабашным и справедливым кажется Емельян Пугачев (Вячеслав Рещиков). Уютным, домашним и совсем пушкинским — Савельич (Артем Баранов).
В спектакле в полную силу задействованы возможности аудио- и видеоаппаратуры. Часть декораций создана с помощью видеозаставок. Звуки, то отчетливые, то глухие, то отзывающиеся эхом, усиливают ощущение реальности происходящего.
Режиссер не стал стирать острых углов и избегать сложных моментов. Увидел зритель и тюрьму, и сцену казни, и страстную дуэль, и даже Екатерининский сад, в котором прогуливалась великолепная императрица (Татьяна Орлова). Высшей оценкой стараний артистов, художника, режиссера-постановщика стала бурная овация, которую устроили зрители в конце спектакля. Зрители аплодировали стоя, совершенно искренне восклицая «браво!». Спектакль удался и занял одно из достойнейших мест в репертуаре театра.
Евгения МАКАРОВА,
"Дзержинские ведомости"
Интервью с Екатериной Максименко
Интервью с Валентиной Губкиной
Интервью с Андреем Крайнюковым
Интервью с Екатериной Рязановой
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Вячеславом Рещиковым
Интервью с Михаилом Смоляницким
Интервью с Александром Расевым
Интервью с Валентином Морозовым
Интервью с Валентином Морозовым