Бусыгин |
Вячеслав
Рещиков |
"Старший сын",
без сомнения, самая известная пьеса Александра Вампилова. В ней в
рамках мастерски
выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи
Сарафановых), идет речь о вечных ценностях бытия –
преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении
близкими людьми друг друга.
В этой пьесе начинает звучать
«тема-метафора» пьес Вампилова: тема дома как
символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве,
воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро.
Холодным весенним вечером двое парней - Бусыгин и
Сильва - провожают до дома подруг, рассчитывая на
продолжение отношений. Однако у самого дома девушки дают им от ворот
поворот — и молодые люди, поняв, что опоздали на электричку,
ищут ночлег. Случайно они видят выходящего из дома Сарафанова,
слышат его имя и решают воспользоваться этим: зайти в его квартиру,
представившись знакомыми, и хотя бы погреться. Однако в разговоре с
Васенькой, сыном Сарафанова, Сильва неожиданно сообщает, что Бусыгин
— его брат и сын Сарафанова. Вернувшийся Сарафанов принимает
эту историю за чистую монету: в 45-м у него был роман с девушкой из
Чернигова, и теперь ему хочется верить, что Володя действительно его
сын.
Драматург Алексей Симуков сохранил письмо
Вампилова, в котором тот разъясняет действия Бусыгина:
«…В
самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился
прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он
уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова
просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в
некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того
(отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он все время тяготится
этим обманом, и не только потому, что — Нина, но и перед
Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда
положение мнимого сына сменяется положением любимого брата —
центральной ситуацией пьесы, обман Бусыгина поворачивается против него,
он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже
безобидным»
|