Сам Уильямс назвал свое
произведение пьесой-воспоминанием
и причина тому – ее необычная форма. «Стеклянный
зверинец» построен в виде воспоминаний одного из героев, Тома
Уингфилда, о доме и семье, которую он покинул много лет назад.
Безусловно, форма воспоминания отразилась и на сюжете пьесы –
эпизоды ее отрывочны, далеко не всегда выражают законченную мысль и
связаны друг с другом лишь схематично, хотя композиция пьесы линейна: в
ней отсутствуют скачки во времени.
Здесь он пытался
показать особый тип людей, людей чутких, чувствительных, не похожих на
других и поэтичных по своей натуре. Людей, живущих своими иллюзиями,
мечтами и воспоминаниями, людей, подобных хрупким стеклянным фигуркам,
готовым разбиться вдребезги от малейшего прикосновения реальности.
Показывая их странный «стеклянный» внутренний мир,
Уильямс предоставляет читателю решить самому, чего достойны такие
персонажи – презрения, жалости, или, быть может, восхищения.
Сюжет «Стеклянного зверинца» - исповедь главного
героя, его воспоминания и сожаления о былом. Эта пьеса автобиографична.
Хрупкий трагический образ главной героини Лауры отнюдь не является
вымыслом. Её прототип - единственная женщина, которую любил и которую
предал Уильямс, его сестра Роза. Ее трагическая история легла в основу
этого произведения. Больнее всего мы раним самых близких нам людей, но
никогда не задумываемся о том, будет ли у нас возможность попросить у
них прощения…
Жизнь заставляет главного героя делать выбор: пойти на предательство во
имя своей свободы, бросить мать и сестру, либо же остаться в семье и
навсегда забыть о своих мечтах. Но преднамеренная жестокость -
единственное, чего нельзя простить никому, даже самому себе.
|
Томас Ланир Уильямс родился 26
марта 1911 года в городе Коламбусе (штат Миссисипи, США); псевдоним
Теннесси взял в начале своего литературного поприща. Писать начал рано,
уже в 30-х годах печатался ва разных изданиях.
Зимой 1944—1945 в Чикаго с успехом была поставлена
«пьеса-воспоминание» «Стеклянный
зверинец», собравшая хорошую критику. Вскоре её поставили на
Бродвее, где она мгновенно стала хитом, долго не сходила со сцены и
удостоилась премии Нью-йоркского кружка театральных критиков как лучшая
пьеса сезона.
Прототипом Уингфилдов в пьесе
«Стеклянный зверинец» послужила семья
драматурга: строгий придирчивый отец, упрекавший сына в отсутствии
мужественности; властная мать, не в меру гордившаяся видным положением
семьи в обществе, и сестра Роуз, страдавшая депрессией.
Оглушительный
успех следующей пьесы Уильямса, «Трамвай
„Желание“», закрепил за ним репутацию
крупного драматурга.
Уильямс дважды выдвигался на соискание премии
«Оскар» как лучший сценарист — в 1952
году за «Трамвай „Желание“» и в
1957 — за снятый Элией Казаном фильм
«Куколка», в основу которого легли его две
одноактные пьесы «Двадцать семь тележек с хлопком»
и «Несъедобный ужин».
Умер Теннесси Уильямс в Нью-Йорке 25 февраля 1983 года.
Драматургия Теннесси Уильямса
занимает особое место в литературе США. Как и произведения
Юджина O’Нила или Артура Миллера, пьесы Теннесси Уильямса
знаменуют собой переход американского театра на принципиально новый
уровень. Сочетая лучшие традиции «новой драмы» Шоу,
Ибсена и Чехова со своими уникальными идеями, Уильямс становится
родоначальником «пластического театра», элементы
которого широко используются в лучших театральных постановках
современности. Характерной особенностью «пластического
театра» является его подчеркнутая театральность, внешняя
оторванность от реальной жизни, которая, однако, делает пьесу более
достоверной, помогает зрителю глубже проникнуть в идейный пласт
произведения. В своих пьесах автор старается наиболее полно
использовать весь арсенал театральных средств – освещение,
костюмы, музыкальное сопровождение. На практике эта концепция нашла
воплощение в одной из самых известных пьес Уильямса –
«Стеклянный зверинец». |