Рассказ Михаила Булгакова «Морфий» был опубликован в 1927 году и по традиции включается в сборник рассказов "Записки юного врача".
Действие рассказов приходится на время коренных потрясений в государстве, вызванных двумя революциями. Молодой врач Поляков попал в небольшую больницу глухого Гореловского участка. Здесь, столкнувшись с реальным миром российской провинции, молодой врач впервые пробует морфий и уже не находит в себе сил отказаться от наркотического дурмана. Человек, который не в силах противостоять жизни, предпочитает уйти в мир иллюзий. И даже любовь не помогает ему побороть пагубное пристрастие.
Продолжительность спектакля 2 часа 10 минут с одним антрактом
Сегодня, 14 февраля, в Дзержинском театре драмы состоится премьера спектакля «Морфий» (16+) по одноименному рассказу Михаила Булгакова. Произведение было опубликовано почти сто лет назад — в 1926 году и вошло в сборник «Записки юного врача». Сюжет рассказа — поучительный и тяжелый. В Дзержинске его воспроизвели в своей интерпретации с сохранением классической — авторской версии в основе. Постановка получилась захватывающей, интригующей и даже отчасти — мистической.
Здоровье было налицо
Сюжет «Морфия», созданный Булгаковым, всем хорошо известен. Молодой талантливый врач Сергей Поляков попадает в глухой сельский участок (тогда так подразделяли медпункты), чтобы спасать «темных» местных крестьян от всех болезней: от дизентерии до дифтерии.
Уехав в глубинку, доктор пытается спастись от личных переживаний, ведь совсем недавно его предала жена — театральная исполнительница Амнерис. Воспоминания гнетут Полякова и по совпадению, а может быть нет, он впервые принимает морфий. Наркотик очень скоро приводит к зависимости, и молодой человек погибает.
В рассказе его метания и страдания приводятся в записях, которые перед смертью «морфинист» передает своему коллеге — врачу из ближайшего уездного города, тот до приезда Полякова работал на его участке. Погибший подробно описывает, как его затягивает в омут дурмана и он был не в силах отказаться от смертельного зелья. На кон поставлены жизни пациентов, успешная карьера и даже любовь с помощницей — медсестрой Анной К*. Но морфий забирает все.
По ту сторону сцены
В театре драмы «Морфий» (16+) поставили на «малой сцене». Если кто-то из зрителей там еще не был, обязательно посмотрите спектакль с нового «ракурса». Это само по себе уже маленькое приключение, ведь зрительные места находятся в святая святых любого театра — прямо на сцене.
Сцена как будто «поворачивается» «спиной» к большому зрительному залу, а зрители «малого» оказываются прямо рядом с артистами и всем, что происходит на сцене. Таким образом, можно стать не просто наблюдающим со стороны, а как бы участником действа. При этом, еще раз подчеркнем, сама сцена вовсе не малая, а самая настоящая. И, кажется, она даже больше той, что видно из привычного зала, ведь ее «глубина» простирается далеко-далеко — в этот самый зал. Есть где развернуться и фантазии, и действующим лицам. В «Морфии», к примеру, задействовано 17 артистов, в нескольких сценах они появляются одновременно. И не просто появляются, а воплощают весьма экспрессивные образы. Но об этом позже.
На этот раз все началось с метели.
Вьюжной ночью доктор Поляков (актер Денис Мартынов) прибыл на новое место службы, в полнейшую глушь и оказался главным целителем от всех болезней. Он вынужден то принимать роды, то ампутировать ноги, то резать горло маленькой девочке, чтобы та не задохнулась из-за заложенного от дифтерии горла.
Врач устает да еще находится в депрессии из-за постоянных воспоминаний о семейной драме. На помощь приходит заботливая и сострадающая Анна Кирилловна (Екатерина Максименко), которая раз за разом дает доктору успокоительное и обезболивающее от его физических и душевных ран лекарство - морфий. Поняв, что этим погубила ставшего дорогим человека, она умоляет Сергея прекратить прием наркотика, лечиться от зависимости, но слишком поздно...
Читать полностью здесь
Елена Родионова
"Дзержинское время"
Не знаю с чего начать ... Спектакль понравился определенно, выходя из театра поймал себя на мысли что определенно посмотрю его еще раз. Поразила самоотдача актеров, про каждого скажу кратко.
Денис Мартынов отлично исполнил перевоплощение доктора из рассуди?тельного состояния интеллигентного человека в состояние зависимого больного, нет слов БРАВО. Екатерина Максименко: очевидно сострадание и влюблённость к больному Полякову и от части чувство вины за первую инъекцию сделанную ему...
Иван Никулин , Павел Кузубов: воплощение русского мужика сила, воля и дух.... Тяжелые чемоданы как пушинки , а серьезная болезнь "неет не слышал, само пройдет". Черт возьми, в глубинке Русской в деревнях за частую так и осталось всё... Мега по настоящему и правдиво.
Артём Баранов - мастер реализма, обморок, распитие водки и состояние под алкоголем, выплеск эмоций его героя -"Анекдот !-вся жизнь анекдот", - моё почтение мастерству.
Татьяна Зинина, Мария Шиманская, Наталья Дунаева: шикарный образ - некое мистическое, даже, не в обиду сказано, демоническое трио, в образе смесь Клеопатры и Малифисенты, грация, размеренность , пластика в каждом движении. Вообще, театральная лаборатория определенно дает свои плоды это наглядно видно у всех актеров в данном спектакле особо проявляется при танце под морфием - хореография суперская.
Наша замечательная молодёжь в лице Елизаветы Чежеговой, Олега Костыря, Марии Евстигнеевой, Вадима Кузнецова, Дмитрия Кафтасьева ребята вы мега крутые.
Елизавета Чежегова вокальное исполнение просто неожиданно и мощно - по русски, душевно.
Вадим Кузнецов - ярко и эмоционально как в роли Бомгарда так и в роли конторского чиновника, а необычные пируэты на четырех конечностях во время танца под морфием это что -то с чем то, очень энерго затратно физически сложно для актера и необычно для глаза зрителя.
Мария Евстигнеева: не каждому актеру за спектакль приходится несколько раз , при том в роли разных людей побывать на операционном столе, лишиться конечности, стать матерью в сложной ситуации, или же умоляя не отдавать, своего ребенка под скальпель доктора, да в конце концов умереть дважды... -высшая оценка артистизма.
Игорь Николаевич Тарасов, Лариса Михайловна Шляндина, Надежда Евгеньевна Бычкова, актеры с огромным опытом их работа в этом спектакле не менее значима, они великолепны все огромные молодцы...
Очень ждал этого спектакля с момента первого анонса что Мария Шиманская будет воплощать этот рассказ М. Булгакова на сцене нашего театра, наконец-то посмотрел... Всем советую к просмотру получилось изрядно потрясающе. Наблюдая за спектаклем понимаю что "Мелочи не играют решающей роли, они играют все!"
Спасибо огромное за этот кайф от "Морфия" это просто пушка.
Дмитрий Песков
«Будьте осторожны с белыми, растворимыми в 25 частях воды кристаллами. Я слишком им доверился, и они меня погубили».
14 – 17 февраля – 4 потрясающих вечера в моём любимом театре. Наверное, я там бываю чаще чем дома.
Спектакль «Морфий» в постановке Марии Шиманской – фееричный, шокирующий, фантастический. Словами не передать. Восторг. Эмоции зашкаливают. Шикарная режиссёрская работа. В нём прекрасно всё: постановка, музыка, пластика и мои любимые актёры. Денис Мартынов (Поляков) так реалистично играл. В конце спектакля показалось что он реально похудел.
В моём сердце поселилась Екатерина Максименко (Анна Кирилловна) – драматичная, нежная. Мне было очень жалко её героиню. Было интересно наблюдать за новой актрисой Елизаветой Чежеговой (Аксинья). Удивила с самого начала спектакля, а песня просто до мурашек.
Приятно видеть новых талантливых актёров. Вы потрясающие. Удачи и успехов вам.
С премьерой!
Мария Маланина
ИЗ ЗАПИСЕЙ В "КНИГЕ ОТЗЫВОВ"
Спектакль оставил как глубокое эмоциональное впечатление, так и заставил задуматься, поднимая много важных тем (помимо основной): молодой специалист, брошенный сразу "в пекло" сложной работы, столкновение медицинской науки с предрассудками населения того времени, проблемы в любовных отношениях и революционные события, на фоне которых разворачивается сюжет.
При этом главной нитью, "нервом" спектакля является трагедия падения умного человека и талантливого профессионала из-за пагубной зависимости.
Данная сюжетная линия начинается не сразу: вначале зритель видит множество трудных профессиональных ситуаций, с которыми герой достойно справляется. Тем, однако, глубже его падение впоследствии: вначале испытывая иллюзию, будто может контролировать свою зависимость, Поляков в конечном итоге признается, что даже смерть от жажды была бы лучше, чем такое существование.
Постановка спектакля удалась на славу: режиссеру удалось органичное сочетание основного сюжетного повествования и дополнительных сюжетных линий из "Записок юного врача", а также красочные постановочные образы галлюцинаций и фантазий главного героя.
Помимо художественной ценности, постановка несет важную социальную функцию, жестко, но честно указывая, что делает наркозависимость даже с самыми умными и целеустремленными людьми.
Огромное спасибо режиссеру Марии Шиманской и актерам Дзержинского театра драмы за этот восхитительный спектакль.
Горохов Лев.