администрация
города дзержинска
нижегородской области
ИЗ ИСТОРИИ ТЕАТРА
1946 год
"В связи с отсутствием производственных условий для работы стационарного театра IIгруппы в гор. Выксе бывший Елецкий театр, принятый Горьковской областью, стационировать в гор. Дзержинске".
Из Решения Исполкома Горьковского областного совета депутатов трудящихся №1040 от 12 сентября 1946 года.
Первая публикация о новом театре:
В Дзержинске начинает развертывать работу городской драматический театр. В состав труппы нашего театра, насчитывающей 80 человек, входит в основном коллектив бывшего Елецкого драматического театра (Орловская область), дополненный высококвалифицированными творческими кадрами. Руководят театром Яков Матвеевич Подольский и художественный руководитель Дмитрий Федорович Касьянов. Спектакли ставят режиссеры тт.В.Г.Василевский и Н.Будный. В составе труппы имеется 7 артистов высшей категории республиканского значения - Р.И.Ангарова, Я.А.Мартынов. А.А.Соловый, Н.К.Межевой, В.К.Немцов, В.Г.Василевский и Н.Будный.
Весь коллектив театра находится сейчас у нас в городе. Идут репетиции, готовятся костюмы и декорации - театр ведет подготовку к открытию первого зимнего сезона. Постоянной базой театра временно является Дом культуры завода имени Свердлова, где будут находиться все мастерские и цехи театра. Здесь театр будет давать ежемесячно 10 вечерних спектаклей. В остальные дни театр будет выступать в Доме культуры завода им. Калинина и в клубе «XX лет Октября».Отдельные концерты будут даваться театром и в заводских клубах и клубах рабочих поселков.
"Дзержинец"
27 октября 1946 г.
Первый спектакль, показанный зрителю молодым театром - "ПОСЛЕ ГРОЗЫ" по пьесе Ю. Чепурина и Г.Бояджиева. Это было 22 ноября 1946 года. Театр не имел собственного здания и располагался в Доме культуры им. Я.М.Свердлова. Восторженными аплодисментами наградили зрители артистов, игравших первый в жизни театра спектакль: Р.И.Ангарову, Я.А.Мартынова, А.А.Соловьева, Н.С.Межевого и др. Ежемесячно на сцене Дворца культуры шло по 10 вечерних спектаклей. Вскоре в театр была приглашена заслуженная артистка РСФСР Н.С.Гальская, актеры М.Я.Тинская, В.М.Кузнецов, О.В.Попов, Д.С.Лосик, художники Терлицкая, Климентовская.
1947 год
"Учитывая, что городской драматический театр, в связи с отсутствием в городе помещения Драмтеатра, базирует свою работу на неприспособленных сценах, что не только создает затруднения в работе театра, но и не решает полностью вопроса культурного обслуживания населения города и что строительство стационарного театра еще не разрешено, исполком Горсовета решил:
Просить исполком областного Совета депутатов трудящихся ассигновать в 1947 году 200 тысяч рублей для строительства летнего театра с приспособлением его к работе в зимних условиях".
Из протокола заседания Дзержинского городского совета депутатов трудящихся №4 от 18 февраля 1947 года.
1948 год
Театру присвоено имя XXX-летия Ленинского комсомола. 29 октября этого же года театр обретает собственный дом - здание летнего театра, расположенное в городском парке культуры и отдыха. На тридцать с лишним лет это здание станет основным и единственным его домом. Здесь будут поставлены самые знаменитые спектакли и будут работать самые известные актеры. Сезон 1948-1949 годов открыли спектаклем по пьесе драматургов А.Галича, К.Исаева "Вас вызывает Таймыр." В те, первые годы работы театра, на его сцену выходили Р.И.Ангарова, Л.А.Станиславов, В.Ф.Ляпунова, Н.С.Межевой, В.Г.Василевский, Я.Г.Хомутов.
Лев Анатольевич Станиславов работал в театре долгие годы. И уже после выхода на пенсию продолжал дружбу с актерами театра, позже передал в литчасть свой архив, который и помог впоследствии создать архив театра. Он был великолепным актером, режиссером, одно время возглавлял театр - был главным режиссером.
В 1949 году в театр пришла работать засл. арт. МАССР Нина Александровна Конакова. Она быстро стала одной из любимых актрис у дзержинских зрителей.
Основу репертуара составляли спектакли по пьесам русских драматургов-классиков - А.Н.Островский, Н.В.Гоголь, К.Тренев, А.М.Горький. Но вместе с тем, были и современники - А.Софронов, К.Симонов, С.Найденов, А.Штейн, А.Галич.
Конечно, не обходилось и без проблем - в театре, особенно первые годы, было холодно, зрители порой вынуждены были смотреть спектакли в верхней одежде, но горожане всегда любили свой театр.
В новое здание, в котором театр работает и по сегодняшний день, коллектив переехал в 1980 году, но старый дом так и остался театральным - после большой реконструкции здание было передано городскому театру кукол.
1951 год
Главным режиссером театра назначен Филипп Алексеевич Лещенко. С его именем будут связаны славные страницы истории театра. Сам Ф.А.Лещенко - ученик В.Э.Мейрхольда, работавший в его театре вплоть до закрытия в 1938 году. Потом были разные города, разные театры.
В Дзержинск Ф.А.Лещенко приехал из Кинешмы. Работал главным режиссером, потом просто режиссером, через несколько лет вслед за бывшим актером театра И.А.Грулем возглавил народный театр ДКХ и долгое время работал, прививая любовь к театру жителям города.
В этом году в театр приходит и актер Теодор Исакович Лондон, чьи инсценировки впоследствии лягут в основу самых знаменитых спектаклей театра - "Настоящий человек" и "Поднятая целина". Но об этих спектаклях подробнее расскажем дальше.
1954-1959 годы
22 февраля 1954 года состоялась премьера самого знаменитого спектакля Дзержинского театра "Настоящий человек" по повести Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".
Историю о венном летчике, отморозившем ноги, но после ампутации вновь вставшем в строй, разные драматурги много раз пытались перевести на сцену, но удача улыбнулась только молодому актеру Теодору Лондону и режиссеру Филиппу Лещенко.
Конечно, во многом сказалось время, эпоха, но когда в одной из сцен Комиссар (В.П.Мачкасов) говорил свои знаменитые слова - "Но ты же Советский человек!" зал аплодировал стоя.
Свидетели успеха этого спектакля, помнившие его зрители, рассказывали о том, что все смотрелось на одном дыхании. Мы посвятим спектаклю "Настоящий человек" отдельную страницу. Пока же отметим, что после Московских гастролей Ф.А.Лещенко, Т.И.Лондон и В.П.Мачкасов получили звание Заслуженных артистов РСФСР, а сам спектакль выдержал около 250 постановок.
В 1957 году режиссер Б.А.Черкасский поставил еще одну инсценировку Теодора Лондона - "Поднятую целину" по роману М.А.Шолохова. Спектакль тоже получился ярким, но повторить успех "Настоящего человека" не удалось.
Как и любой советский театр, наш театр в 50-е годы активно работал над пьесами русских классиков и в первую очередь А.Н.Островского. Были поставлены "Поздняя любовь" и "Светит,да не греет", "Правда хорошо, а счастье лучше", "Гроза", "Женитьба Белугина", "Волки и овцы", "На бойком месте".
Но все же в центре внимания всегда находилась современная советская драматургия, как идеологически выверенная (тот же "Профессор Полежаев", к примеру), так и более легкая, развлекательная.
Л.А.Станиславов как режиссер поставил "народную песню" Я.Райниса "Вей, ветерок!". Спектакль выдержал более 100 постановок и всегда восторженно принимался публикой.
1960-1968 годы
В 60-е годы театром руководил главный режиссер Александр Александрович Калинин.
В 1941 году А.А.Калинин окончил теоретический курс режиссерского факультета Государственного Института Театрального Искусства им.А.В.Луночарского (ГИТИС) и был направлен на практику в Комсомольск-на-Амуре, где его и застала война. Все годы войны он работал режиссером на Дальнем Востоке, награжден медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны".
С 1947 года А.А.Калинин - главный режиссер Хабаровского ТЮЗа. Здесь же он получает звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
С именем Александра Александровича Калинина связан очень плодотворный этап в жизни нашего театра. Постановки таких пьес, как "Океан" А.Штейна, "Коварство и любовь" Ф.Шиллера, "Щит и меч" А.Кожевникова, "Живой труп" Л.Н.Толстого, "Грушенька" по Н.Лескову, "Бесприданница" А.Н.Островского, "Испанцы" М.Ю.Лермонтова - стали этапными в жизни театра. О них много писали в газетах, их обсуждали на зрительских конференциях.
Если внимательно проанализировать репертуар театра в 60-е годы, то понимаешь, что театр стремился идти в ногу со временем, вынося на сцену наряду с произведениями классики острые и спорные пьесы современных драматургов. Здесь есть и "Пять вечеров" А.Володина, и "Прощание в июне" А.Вампилова, пьесы А.Н.Арбузова, и "Жизнь и преступление Антона Шелестова" Г.Медынского,есть "Иван Васильевич" М.Булгакова и "Мракобесы" А.Толстого.
В эти годы в театре работают такие замечательные актеры, как Н.Д.Карсалов, В.Ф.Ляпунова, Л.А.Калинина, В.И.Воробьева, Я.Г.Хомутов и другие.
Работали в театре несколько летставшие впоследствии известными киноактерами Петр Сергеевич Вельяминов и Федор Михайлович Валиков.
Петр Сергеевич Вельяминов в своих последующих интервью часто вспоминал Дзержинский театр, пытался поддерживать связь с актерами, которые его знали.
Театр активно гастролирует как в пределах области, так и по другим городам страны. Множество спектаклей поставлено и показано для жителей села в рамках шефской помощи.
Из всех спектаклей, поставленных в 60-е годы, отметим особо два - "Щит и меч" по роману В. Кожевникова и "Грушеньку" по повести Н.Лескова "Очарованный странник".
"Щит и меч" продолжил список спектаклей, поставленных театром по наиболее популярным произведениям советской литературы своего времени на патриотическую тему. Показанный в декабре 1966 года, еще до выхода знаменитого фильма, спектакль понравился зрителям. Как весьма удачную отмечали критики работу Г.Королева, исполнителя роли советского разведчика Иоганна Вайса, работавшего в глубоком фашистском тылу.
Позже, в фильме Владимира Басова, эту роль сыграет Станислав Любшин.
Как отмечали и журналисты, и зрители, режиссеру А.А.Калинину и всей труппе Дзержинского театра удалось в небольшой сравнительно инсценировке "передать многоплановость романа, его целеустремленность, подробную характеристику героев". Спектакль долго и успешно шел на сцене театра.
И все-таки, наверное, одним из самых ярких спектаклей А.А.Калинина стала "Грушенька" - пьеса И.Штока по знаменитой повести Н.Лескова "Очарованный странник". Князь в исполнении Н.Д.Карсалова, цыганка Грушенька актрисы Э.М.Власовой, Евгения Семеновна Л.А.Калининой, прекрасные цыганские песни заставляли зрителей сопереживать и волноваться. Спектакль так полюбился зрителям, что многие смотрели его по несколько раз. С большим успехом спектакль принимали и во время гастрольных показов.
1969 год
11 июня 1969 года на бульваре Жданова (так в те годы назывался сегодняшний бульвар Мира) состоялась торжественная закладка нового здания Дзержинского драматического театра. Вот как об этом событии писала городская пресса:
В 15 часов З0 минут митинг по закладке драмтеатра открыл первый секретарь Дзержинского горкома партии Б.В.Захаров. Было предоставлено слово секретарю горкома партии Н.И.Егорченкову. Он огласил текст письма "Жителям города Дзержинска 2070 года". Это письмо, заложенное в капсуле под первым камнем драмтеатра, будет вскрыто 22 апреля 2070 года, в двухсотую годовщину со дня рождения В.И.Ленина.
Почетное право положить капсулу с письмом предоставляется Б.В.Захарову, секретарю Горкома КПСС, П.А.Маркитантову, первому заместителю председателя городского совета депутатов трудящихся, Б. Н. Смирнову,управляющему трестом №8 "Дзержинскжилстрой", Д.П.Ретюнских, бригадиру комплексной бригады СМУ-2 треста № 8. Капсулу опустили в выемку. Крановщик А.В.Трусков на стреле крана плавно опустил первую плиту в котлован.
Новый драмтеатр вступит в строй в 1971 году.
Правда, ни в 1971-ом, ни в 1975-ом годах театр "в строй" не вступил. Торжественное открытие нового здания состоялось только в 1980 году, 10 октября.
1970-1973 годы
После ухода на заслуженный отдых А.А.Калинина около двух сезонов театр возглавлял Глеб Константинович Томилин.
По времени своего рождения Глеб Томилин принадлежал к золотому военному поколению наших отцов и дедов, которые на своих плечах (у ГлебаТомилина они были не широкие и не борцовские!) вынесли неимоверную тяжесть борьбы с фашистскими нелюдями в течение 1418 военных дней, каждый из которых был и мукой, и подвигом. Ему пришлось воевать в составе Первой Кировской дивизии народного ополчения, которую сформировали в июле 1941 года из рабочих Кировского района Ленинграда. Третий полк составили добровольцы, среди которых находился и Глеб Томилин, перешедший на второй курс студент театрального института.
12 тысяч ополченцев направили защищать подступы к Ленинграду, а защищать было, по сути, нечем: не хватало пулемётов и винтовок, недоставало противотанковых гранат. В боях июля-августа 1941-го полегла почти вся дивизия, но ополченцы, не прошедшие даже минимальной солдатской подготовки, на целый месяц задержали кровавого врага на знаменитом Лужском рубеже. Память о войне Глеб Томилин носил в своём теле до конца жизни.
История его театральных странствий начиналась в далёком 1947 году, когда выпускник Ленинградского института стал режиссёром Тюменского театра, где в его спектаклях был занят тогда молодой артист Евгений Матвеев. В сентябре 1958 года он стал основателем Барнаульского ТЮЗа. В Дзержинск режиссер приехал в 1970 году.
Самой интересной его постановкой на дзержинской сцене можно назвать спектакль по пьесе румынского драматурга Т.Мушатеску "Титаник-вальс". Едкая насмешливость драматурга нашла воплощение в очень остроумно поставленном спектакле. В главных ролях были заняты Н.Д.Карсалов, Б.Ю.Чуркина, З.Бурцева, А.Болтнев, П.Ю.Плич и другие.
К этому времени в театре сформирована сильная труппа, в репертуаре - драматургия самых разных авторов. От классики - А.Н.Островский, И.С.Тургенев, А.М.Горький, до современников - А.Сафронов, А.Штейн, Г.Мамлин, В.Азерников, Е.Шварц. В театр пришли актеры - З.Я.Морозова, Б.Ю.Чуркина и др.
1974-1980 годы
В 1974 году главным режиссером театра назначен Александр Андреевич Клемантович. Он проработает в театре до 1983 года, потом, через два года, вернется еще раз, но уже ненадолго, всего на один сезон.
С именем Александра Клемантовича связан серьезный этап в жизни театра. Время 70-х часто называют "эпохой застоя", но если посмотреть на репертуарный список, то увидим богатый выбор драматургии самого разного плана и направления. Здесь и традиционный для русского театра А.Н.Островский, и очень любимый А.А.Клемантовичем А.Н.Арбузов. Есть и "Федра" Ж.Расина, и "Похищение луковиц" К.Машаду, и "Униженные и оскорбленные" Ф.М.Достоевского (роль Нэли сыграла молодая актриса Валентина Губкина) и "С любовью не шутят" П.Кальдерона. Театр учил и развлекал, заставлял думать и сопереживать.
Стабильность в политике и в экономике позволили советскому театру (при всей его несомненной идеологической направленности) набрать наибольшую высоту за все время своей истории. Неслучайно именно в эти годы создают ставшие классическими спектакли такие мэтры, как Г.Д.Товстоногов в Ленинграде, О.Н.Ефремов, Г.Б.Волчек, Ю.П.Любимов в Москве, Р.Стуруа в Тбилиси... Список можно продолжать довольно долго. Это время интересной драматургии и ярких актеров.
Свои лучшие роли в спектаклях А.А.Клемантовича сыграли засл. артисты РСФСР Е.Д.Белянкина, В.П.Шалагин, В.А,Белянкин, артисты В.А.Губкина, Б.В.Полиницын, В.Е.Танков, С.М.Герасимова...
Сам фронтовик, а А.А.Клемантович был награжден медалями «За оборону Ленинграда» (1944 год) и «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны» (1945г.).
В 1977 году к 100-летию со дня рождения Ф.Э.Дзержинского был поставлен спектакль по пьесе М.Маклярский и К.Рапопорт "Лед и пламень. Юность Дзержинского". На роль Дзержинского приглашен молодой актер Ю.В.Тузов.
Юрий Васильевич Тузов проработал в Дзержинском театре 10 лет и, как он впоследствии не раз рассказывал, это был яркий период в его жизни.
В эти годы в театр сразу после окончания Горьковского театрального училища приходит молодая актриса Татьяна Мелендина (Орлова), одной из первых ролей которой была роль Нели в "Жестоких играх" А.Н.Арбузова.
1980-1983 годы
В 1980 году спектаклем "Кремлевские куранты" открылось новое здание театра. Его строительство длилось одиннадцать лет!
Старое здание в городском парке было закрыто на длительную реконструкцию и через несколько лет передано новому театральном уколлективу - театру кукол.
Несомненно, новое здание и комфортнее, и просторнее, и техническое оснащение его было богаче и современнее. Все это позволяло наполнять спектакли новыми красками, использовать новые возможности для работы. И, конечно, театр продолжал радовать зрителей интересными спектаклями.
Обновлялась труппа, в ней появлялись новые актеры. Так, на роль В.И.Ленина в "Кремлевских курантах" был приглашен В.Е.Танков. Проработав в театре около 14 лет, Владимир Емельянович Танков стал один из любимейших актеров дзержинского зрителя. Его роли в таких спектаклях, как "Святой и грешный", "Сон о белых горах", а позже - "Чайка", "Слон", "Бумбараш","Декамерон" по праву вошли в историю Дзержинского театра.
О спектакле "Порог" нужно упомянуть отдельно. Поставленный в 1982 году, он стал одним самых остро-современных спектаклей. История о пьянице, трагически осознающем бессмысленность собственной жизни, вызывала волну зрительского сочувствия и интереса. В "Пороге" одну из своих лучших ролей сыграл Борис Полиницын.
Среди пришедших в театр молодых актеров - Андрей Крайнюков.
1983-1985 годы
В начале сезона 1983-1984 годов главным режиссером театра был назначен Анатолий Афанасьевич Савин. Так получилось, что он проработал во главе труппы два сезона, но это было очень интересное время. В эти годы поставлены "Дом Бернарды Альбы" по Ф.Г.Лорке, в котором одну из своих лучших ролей сыграла Е.Д.Белянкина, "Чайка" А.П.Чехова, "Последние" А.М.Горького.
В 1985 году Анатолий Савин предпринимает попытку повторно поставить "Повесть о настоящем человеке". К участию в спектакле были приглашены актеры, помнившие спектакль 1954 года - Л.А.Станиславов, Е.Д.Белянкина, В.А.Белянкин. На премьеру пригласили режиссера первого спектакля Ф.А.Лещенко. Художником спектакля был главный художник театра Ф.М.Кузнецов.
1985-1986 годы
После ухода из театра А.А.Савина главным режиссером вновь был назначен А.А.Клемантович. Проработал Александр Андреевич чуть больше сезона. В этот год поставлены такие спектакли, как "Кто, если не ты" (режиссер В.П.Медведев), "Невеста из провинции" (режиссер В.П.Авилкин).
1987-1994 годы
За последующие годы в театре несколько раз сменились главные режиссеры. Театр возглавлялизасл. деятель искусств ТАССР Леонид Исаакович Верзуб, среди наиболееи нтересных работ которго "Бумбараш". Пьеса Е.Матько написана по одноименному рассказу Аркадия Гайдара. Это был яркий музыкальный спектакль с блистательными актерскими работами А.В.Серебрянского, В.Е.Танкова идр.
Первой женщиной - главным режиссером театра стала Марина Генриховна Сальтина.
Сейчас Марина Генриховна - старший преподаватель кафедры европейских языков Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета; методист высшей квалификационной категории Управления по работе со студентами, доцент. Она окончила историко-филологический факультет Казанского государственного университета им.В.И.Ульянова-Ленина и режиссерский факультет ГИТИСа им.А.В. Луначарского (курс профессора М.О.Кнебель).
Из спектаклей, поставленных М.Г.Сальтиной, наибольший интерес зрителей вызвали драма И.Грековой и П.Лунгина "Вдовий пароход" и спектакль по пьесе В.Розова "Кабанчик".
В 1991 году театр возглавил Юрий Михайлович Береза. Со его спектаклем "Илья Муромец" театр в августе 1991 года был приглашен для выступления на одной из сценических площадок Москвы в дни работы "Конгресса соотечественников". Таким образом, театр оказался практически в центре событий, сыгравших переломную роль в истории страны - приход к власти и последующий крах ГКЧП, следствием которого стали и ликвидация КПСС как правящей партии, и крах социалистических идей, и последующий распад СССР.
После ухода Юрия Березы некоторое время главными режиссерами работали С.К.Бутусов и В.В.Злобин
Сергей Константинович Бутусов еще в начале 70-х был одним из ребят, пришедших в самую первую студию, набранную в Горьком режиссером и основателем детского театра "Вера" Верой Горшковой. В 1983 году окончил Школу-студию МХАТ (курс О.Н.Ефремова). Сергей Бутусов - автор спектаклей по пьесам А.Аверченко "Гримасы светской жизни", П.Дж.Барри "Блюз толстяка Фредди", Н.Садур "Вий". Он был главным режиссером в течение двух сезонов. В это же время в театре очередным режиссером работал Петр Юрьевич Кротенко, поставивший спектакли "Цианистый калий с молоком или без" Х.Х.Алонсо Мильян, "Кто сделал ребенка моей дочери" Клода Манье, "Странная мисс Сэвидж" Л.Патрика. Его спектакли отличались интересным режиссерским языком и яркими актерскими работами.
Владимир Васильевич Злобин в Дзержинском театре главным режиссерм проработал два сезона. Из поставленных им спектаклей можно отметить "Женщину в подарок" М.Эме, "Игрока" по Ф.М.Достоевскому и спектакль для театральной гостиной "Чашка чая с лимоном" И.Хагеруп.
1995-2000 годы
С 1994 года по 2000 год главным режиссером театра был засл. арт. Карелии Аман Ягмурович Кулиев. За эти годы театр активно участвовал в фестивалях самого разного уровня - от региональных до Всероссийских, завоевывая призы и Дипломы.
А.Я.Кулиев поставил на сцене театра множество спектаклей. Среди наиболее интересных - эксперимент на малой сцене по пьесе Ж.П.Сартра – «За акрытыми дверями» и покорившая зрителей талантливыми актерскими работами Николая Стяжкина и Валентны Губкиной мелодрама Н.Коляды "Персидская сирень". Успешными были поставленные Аманом Кулиевым музыкальные спектакли «Левша Косорукий» по Н.Лескову и «Донна Люция» О.Фельцмана, А спектакль «Пришел мужчина к женщине» С.Лобозерова с прекрасным актерским дуэтом Александра Серебрянского и Ларисы Шляндиной был отмечен на престижном театральном фестивале.
В эти же годы в театре работал и Е.Д.Вялков. Евгений Дмитриевич Вялков был главным режиссером театра недолго, около двух сезонов, и за это время поставил несколько спектаклей, наиболее интересные из которых «Рождественские грезы» по пьесе Н.Птушкиной и «Прибайкальская кадриль» В.Гуркина.
В 90-е годы, несмотря на трудные времена безденежья и невнимания к культуре со стороны властей, театр не потерял своего зрителя, не превратился в «увеселительное заведение», оставшись «островком культуры в бушующем море социальных потрясений», как написал один из журналистов. Конечно, это стало возможным благодаря таланту и беззаветной преданности своему делу со стороны всех, кто не мыслит жизни без света театральной рампы. В труппе театра к тому времени было много и молодежи – И.Ильдаров, А.Аммосов, Е.Букина, О.Лощихин, и опытных актеров – Н.Евтушенко, А.Масанова, Н.Стяжкин, Б.Чуркина. Все они радовали зрителя яркими, запоминающимися ролями в спектаклях самых разных жанров.
2000-2008 годы
ХХI век театр встретил, сохраняя традиции русского репертуарного театра и оставаясь при этом вполне современным и актуальным. Режиссер Сергей Юрьевич Стеблюк ставит на сцене театра два значимых для труппы спектакля – мелодраму Франсуазы Саган «Сиреневое платье Валентины», где одни из лучших своих ролей сыграли Олег Лощихин и Лариса Шляндина, и объединенные в один вечер одноактные пьесы Теннеси Уильямса под общим названием «Долгое прощание» Незабываемы роли, сыгранные в этом спектакле Валентиной Губкиной, Татьяной Орловой, Валентином Морозовым… К сожалению, в силу ряда причин спектакль недолго оставался в репертуаре, но он занимает особое место в истории театра.
В 2001 году после двухлетнего перерыва в театр на должность главного режиссера возвращается А.Я.Кулиев. Он будет возглавлять труппу до 2008 года и за это время поставит такие памятные спектакли, как «Пир во время чумы» по А.С.Пушкину, «Пигмалион» Б.Шоу, «Полноумный Журден» Ж.Б.Мольера, «Запах легкого загара» Д.Гурьянова, «Семья с мешком чертей» С.Лобозерова, «Женитьба» Н.В.Гоголя, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М.Достоевского, «Ромео и Джульетта» У.Шекспира, «Вечер» А.Дударева.
В театр пришли молодые актеры В.Рещиков, В.Минаев, Д.Мартынов, Т.Зинина, И.Иванова, И.Елескин, Е.Аболдуева, Ю.Ильина, Н.Дунаева и др.
2008-2011годы
В апреле 2008 года состоялась премьера спектакля «Блин-2» по пьесе А.Слаповского в постановке засл. деят. иск. Читинской обл. А.С.Подскребкина. В июле этого года Андрей Сергеевич Подскребкин представлен как главный режиссер театра.
За последующие четыре года им бьли поставлены спектакли - «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б.Брехта (Художественный руководитель постановки профессор РАТИ народный артист Росси Л.Е.Хейфец), первое в истории театральное воплощение книги И.А.Гончарова «Фрегат Паллада», героическая баллада А.Дударева «Рядовые», семейная драма А.Н.Островского «Гроза», комедия В.Катаева «Квадратура круга», современная история Ж.М.Шеврэ «Скват», героическая комедия Э.Ростана «Сирано де Бержерак».
Театр приглашает режиссеров на постановки. Спектакль «Любишь не любишь» по пьесе Ф.Булякова поставила московская актриса и режиссер Юлия Артуровна Ауг, «Жестокие игры» А.Н.Арбузова - нижегородский режиссер Л.А.Чигин, комедию А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты» - московский режиссер С.Ю.Стеблюк, музыкальную комедию М.Старицкого «За двумя зайцами» режиссер из Киева Ю.М.Береза.
Много и активно в эти годы работает в качестве режиссера артист театра Валентин Михайлович Морозов. Из поставленных им спектаклей отметим "Двенадцатую ночь" У.Шекспира, "Алые паруса" по повести А.Грина, "Синюю ворону" Р.Погодина, сказки "Дюймовочка" и "Как Бабы Яги сказку спасали" М.Мокиенко, "Золушка" Е.Шварца, "Золотой ключик" Ю.Жигульского и др. Спектакль "Дюймовочка" был отмечен на фестивалях "Театры малых городов России" в Вышнем Волочке и "Что за прелесть эти сказки" в Сарове.
Театр продолжает приглашать молодых актеров. В эти годы труппу пополнили Е.Рязанова, Т.Рябова, И.Никулин, С.Волченков, А.Баранов, Е.Малышева, Е.Максимеико, М.Шиманская.
Театр участвует в фестивалях. Спектакли дзержинцев оценивало жюри Всероссийского театрального фестиваля «Герои Гончарова на современной сцене» в Ульяновске, на котором был показан спектакль «Фрегат «Паллада», Всероссийского театрального фестиваля «Театры малых городов России» в Вышнем Волочке. На его сцене в разные годы актеры играли спектакли «Театр одного зрителя» по пьесе В.Жеребцова, «Блин-2» по пьесе А.Слаповского и др.
Дзержинские артисты - традиционные участники Нижегородского театрального фестиваля «Премьеры сезона» и Фестиваля-конкурса актерских работ им. Евг.Евстигнеева.
(Продолжение следует...)
Здание нового театра.
Р.И.Ангарова в роли Любови Яровой. 1950 г.
У афиши театра. 1952 г.
А.Савинов и Г.Рубайлова в сцене из спектакля "Бесталанная" 1954 г.
Сцены из спектакля по пьесе К.Симонова "История одной любви".
Сцена из спектакля "Севильский цирюльник"
Л.А. Станиславов в спектакле "Севильский цирюльник"
Засл.
арт. МАССР
Н.А.Конакова.
Н.Скобелева и М.Богданова
в спектакле"Бедность
не порок" 1952 г.
Ф.А.Лещенко -засл. арт.
РСФСР режиссер, постановщик спектакля "Настоящий человек"
- 1954 г.
"Настоящий человек"
- 1954 г. Сцена из спектакля.
Борис Полевой поздравляет Дзержинских артистов с премьерой.
Т.Лондон у Б.Полевого
В.П.Мачкасов, засл. арт.
РСФСР
Т.И.Лондон, засл.арт.
РСФСР
М.Иванов в роли Тимофея. Спектакль "Поднятая
целина" 1957 г
Главный режиссер - засл. деятель искусств
РСФСР А.А.Калинин
Сцены из спектакля по пьесе К.Симонова "История одной любви".
И.Шток "Грушенька". Сцена
из спектакля.
В.Белянкин, засл. арт РСФСР в роли
Растворова "Рассудите нас, люди" 1963 г.
А.Козин "Если
в сердце весна". Сцена
из спектакля. Актеры -
засл. артист ЯАССР И.А.Груль,
артисты В.А.Белянкин, М.Иванов
Н.Д.Блинов-Карсалов
в
спектакле "Под черной маской"
Сцена
из спектакля
"Титаник-вальс"
Ж.Расин "Федра".
Актриса С.М.Герасимова
А.Беляев "Голова профессора
Доуэля". Сцена из спектакля.
М.Ю.Лермонтов "Испанцы". Сцена
из спектакля.
Ю.Эдлис "Алиби".Сцена
из спектакля. Актеры Н.Евтушенко, В.Мерзляков, М.Руденко
А.Н.Островский "Бесприданница".
Актеры М.Киватская и М.Иванов
Ю.В.Тузов в роли
Ф.Дзержинского в спектакле "Лед и пламень".
В.А.Матвиенко в спектакле "Нечаянный свидетель"
А.Арбузов "Жестокие игры". Актеры
Т.Орлова, В.Гусев.
Н.Погодин "Кремлевские
куранты" В.Танков в роли В.И.Ленина
В.Танков и
Б.Полиницин
в спектакле "Порог" (1982г.)
Засл. арт. РСФСР Е.Д.Белянкина в
роли Бернарды Альбы в спектакле "Дом Бернарды Альбы"
(1984г.)
С.Прокофьева, Г.Сапгир
"Кот в сапогах". Актриса В.Губкина
(1984 г.)
А.Серебрянский и Г.Чаманьян в
спектакле "Эдит Пиаф" (1984 г.)
И.Имеров в роли А.Мересьева в
спектакле "Повесть о
настоящем человеке" (1985 г.)
Сцена из спектакля "Бумбараш". Режиссер
спектакля Л.И.Верзуб
(1987 г.)
Б.Ю.Чуркина в спектакле "Странная миссис Сэвидж" (1992 г.)
Н.В.Стяжкин и В.А.Губкина в спектакле "Персидская сирень"
Сцена
из спектакля
"Ромео и Джульетта" (2007 г.)
В.М.Морозов и З.Я.Морозова в спектакле "Вечер" (2008 г.)
Финал
спектакля
"Блин-2" (2008 г.)
Т.С.Орлова
в спектакле
"На всякого мудреца довольно простоты"
(2008 г.)
Сцена из спектакля "Фрегат"Паллада" (2009 г.)
В.Рещиков и Л.М.Шляндина в спектакле "За двумя зайцами"
Д.Мартынов и Е.Рязанова в спектакле "Алые паруса" (2012 г.)
Т.Рябова
и А.Баранов
в спектакле
"Квадратура
круга"