Администрация города Дзержинска Нижегородской области

ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ   

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ

"А зори здесь тихие..."

"Автобус"

"Алиса в стране чудес"

"Ассакамури"

"Бесприданница"

"Букет"

"Вий"

"Волшебная лампа Аладдина"

"Дураки вы, мужики!"

"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"

"Калека с острова Инишмаан"

"Капитанская дочка"

"Лекарство от одиночества"

"Маленький принц"

"Много шума из ничего"

"Морфий"

"Наслекдники дядюшки Жоржа"

"Недоросль"

"Ночь перед Рождеством"

"Пиковая дама"

"Продавец дождя"

"Ревизор"

"Страсти по Торчалову"

"Теремок"

"Тётки"

"У самого края"

"Утиная охота"

"Ханума"

"Царевна-лягушка"

"Чёрный управляет всем"

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ
ПРОШЛЫХ ЛЕТ

"Non dolet"

"Алые паруса"

"Баллада о матери"

"Бенефис 2010 г."

"Бенефис 2011 г."

"Блин-2"

"Вечер"

"Волшебник Изумрудного города"

"Господин Пунтила и слуга его Матти"

"Гроза"

"Гроза"

"Двенадцатая ночь"

"Дикарь"

"Дядюшкин сон"

"Дядюшкин сон"

"Жестокие игры"

"Жизнь артиста"

"За двумя зайцами"

"Затейник"

"Земля Эльзы"

"Золотой ключик"

"Изобретательная влюбленная"

"Искусство жениться"

"Квадратура круга"

"Кот в сапогах"

"Кот Федот и Новый год"

"Любишь - не любишь"

"Месье Амедей"

"Мой друг Винни-Пух"

"На всякого мудреца довольно простоты"

"На дне"

"Плутни Скапена"

"Ревнивец"

"Ромео и Джульетта"

"Русское лото"

"Рядовые"

"С любовью не шутят"

"Самоубийца"

"Село Степанчиково и его обитатели"

"Семья с мешком чертей"

"Синяя ворона"

"Сирано де Бержерак"

"Сирена и Виктория"

"Сиротливый Запад"

"Спойлеры"

"Старший сын"

"Стеклянный зверинец"

"Странный отель для нежных сердец"

"Таланты и покойники"

"Тринадцатая звезда"

"Финист Ясный Сокол"

"Фрегат "Паллада"

"Шум за сценой"

"Я тебя никогда не прощу"

Все мы немножко кролики

На молодежный спектакль-притчу «Тринадцатая звезда» я шла с тяжелым сердцем. И хотя заранее познакомилась с пьесой Виктора Ольшанского, боялась. Ведь современных школьников принято развлекать, но увидеть на сцене подобие боевика очень не хотелось. Хотя спектакль, казалось бы, к этому располагает, ведь дело происходит в Америке, и потому у режиссера был соблазн сделать из пьесы не драму, а, скажем, вестерн. Не хотелось вместо серьезной постановки увидеть и слезливую историю, похожую на сказку. Тревожно было еще и от того, что большинство ролей в спектакле досталось молодежи (из «старичков» здесь только Валентина Губкина, Валентин Морозов и Вячеслав Рещиков. И речь, конечно, не о возрасте...). Но опасалась, как оказалось, зря.

Действие притчи происходит в загоне скакового клуба. Здесь на диких когда-то кроликах тренируют гончих собак. Каждый раз игра идет не на жизнь, а на смерть - таковы правило. Скаковой клуб зарабатывает на кроликах большие деньги: ведь люди любят жестокие игры. А кролики не могут не бежать - каждый хочет остаться живым. Но удается это, конечно, не каждому...

Джеку (Вячеслав Рещиков) везет. Он самый быстрый кролик в загоне, одержавший уже двенадцать побед. Он может обрести долгожданную свободу, если победит в финальном забеге и получит тринадцатую звезду. Но тогда скаковой клуб останется без лучшего, самого дорогого кролика. Променять свободу на жизнь в загоне по собственной воле Джек, конечно, не согласится - он всю жизнь мечтал вернуться на волю, и это давало ему силы ждать и стремиться к своей тринадцатой, счастливой звезде. А вот если его обмануть, подставить, то сделать это вполне возможно. На такую подлость решается надзиратель Слаймен (Артем Баранов), а в напарники себе берет не кого-нибудь, а Громилу - того, кого Джек считает своим другом, не подозревая даже, на какое предательство тот способен...

И тут становится понятно, что забег ценою в жизнь - это, возможно, не самое страшное. Гораздо страшнее предательство тех, кого любишь, подлость друзей, их трусость, боязнь прийти но помощь, жестокость тех, от кого зависит жизнь.

Автор рассказов, которые легли в основу постановки, Эрнест Сетон-Томпсон вместе с автором пьесы В. Ольшанским (и теперь вот Андреем Подскребкиным), дают зрителям понять, что жизнь - это зачастую тот же жестокий бой без правил. Победить в котором, да нет, больше - выжить, может только любовь. Нет любви - и тебе не нужна свобода (так, от жизни но воле отказывается кролик Громила (Иван Никулин), который считает, что кормежки лучше, чем в за гоне, все равно не найти). А когда любишь, даже с жизнью в неволе можно смириться. Любовь предпочитает свободе крольчиха Ясноглозка (Мария Шиманская), которая остается в загоне вместе с Громилой несмотря на то, что у нее есть возможность убежать из ненавистной тюрьмы. От жизни на воле отказывается и опытная крольчиха Вислоухая (Валентина Губкина). Кому бы, казалось, кок не ей, стремиться к свободе. Но сила материнской любви (а ведь именно такой любовью любит своих учеников Вислоухая) сильнее чувства самосохранения. А потому остается в загоне и она - ведь с уходом Джека и его хозяина Мики Ду (Валентин Морозов) бега, а значит, и игры с кроличьими жизнями, не кончатся и ей предстоит «вскормить» и научить бегать еще не одного кролика. Научить бегать так, как она научила Джека. И тогда, возможно, еще один счастливчик получит тринадцатую звезду и обретет свободу...

Загон - это хорошая школа жизни. Но предугадать, кого она сделает из тебя, невозможно. Может, научишься хитрить и, благодаря этому, спасешь свою шкуру, но так и останешься «тварью дрожащей». А может, поборов себя, преодолев робость, сумеешь защитить того, кто в этом нуждается (как это сделал трусоватый поначалу Пушок (Станислав Волченков), и станешь свободным.

Спектакль «Тринадцатая звезда» драмтеатр хоть и адресовал школьникам, детским назвать трудно. И даже то, что главными героями постановки являются кролики, не делает постановку сказкой. Это и правда притча, в pressa которой, как и предполагает жанр, повествование о первоосновах человеческого существования, о вечных ценностях. А значит, о дружбе и предательстве - о том, что заставляет людей совершать подвиги и подлости, хранить верность тому, кого любишь, или только притворяться другом, искать свободы или предпочесть кандалы... Такой человеческой жизнью живут все герои Э. Сетона-Томпсона, и персонажи «Тринадцатой звезды» тоже. Прав был Маяковский: «Каждый из нас по-своему лошадь». Прав был Сетон-Томпсон, сравнивая людей с кроликами.

Видимо, поэтому, когда смотришь спектакль, забываешь, что главные герои, все, кого ты видишь на сцене, - не люди, а кролики. Создается впечатление, что каждый «ушастый» тебе знаком, каждого из них ты уже видел - один очень похож на твоего друга, вот тот точная твоя копия, а вот с таким трусоватым подлецом ты тоже знаком, но, не дай Бог, встретиться с ним еще раз...

Даже не знаю, кто больше «виноват» в том, что постановка получилась такой «пробивной». Эрнест ли Сетон-Томпсон, который так хорошо разбирался в людях, что писал рассказы о животных, или Виктор Ольшанский, написавший по его произведениям пьесу про «Джека Боевого Конька», или главный режиссер Дзержинской драмы Андрей Подскребкин, который сделал, без преувеличения, правильный выбор и живой спектакль... Который попал прямо в сердце..

После спектакля мы побеседовали с режиссером-постановщиком «Тринадцатой звезды» Андреем Подскребкиным и исполнительницей роли Вислоухой, заслуженной артисткой России Валентиной Губкиной.

B.А.Губкина:

- Когда я впервые прочла пьесу Ольшанского, то, если честно, насторожилась от того, что нам придется играть кроликов. Еще в этом что-то от детской сказки. А когда начали работать над постановкой, стало понятно, что вещь эта более серьезная и глубокая, а совсем-совсем не детская. И мне это понравилось - с детьми надо разговаривать по-взрослому, на взрослые темы.

- Валентина Алексеевна, но вы наверняка слышали, как вели себя школьники в зале, было такое ощущение, что им сложно воспринимать, то, что происходит на сцене...

- Дети есть дети. Не все взрослые умеют подобающе вести себя в театре, а что уж говорить о детях. Я слышала, как они пытались «отхихикаться», когда им было страшно, или тогда, когда герои объяснялись друг другу в любви. Думаю, тем самым они скрывали свое смущение. Возможно, они не уловили каких-то тонкостей во взаимоотношениях между героями, но задуматься их спектакль заставил точно.

А. С. Подскребкин:

- Возраст, на который рассчитан спектакль «Тринадцатая звезда», - это 13-15 лет. Самый трудный возраст, когда ребенок уже чувствует себя взрослым, но принимать взвешенные решения еще не способен. Подросток в этом возрасте не способен, возможно, осмыслить, «переварить», понять взрослой жизни, но он должен знать о том, что все далеко не так «розово» и весело, как он себе представляет... Это тот возраст, когда ребенок способен задумываться о каких-то глубоких вещах и ему нужно давать возможность делать это.

«Тринадцатую звезду» притчей мы назвали недаром, это взрослая сказка, которая заставляет задуматься: кто же мы все-таки, люди или звери? В спектакле речь идет о кроликах, но цель одно - показать, что значит быть настоящим человеком. Причем рассказать об этом без заигрываний - поговорить серьезно, как взрослый со взрослым.

Другой вопрос, что коллективные, школьные походы в театр обычно не приносят результата. Тем более сегодняшние школьники воспитаны телевизором, поэтому и в театре они ведут себя так, как в кино, - переговариваются, едят, смеются. Им трудно общаться с театром... Мы стараемся научить их, если не разговаривать, то хотя бы понимать язык искусства.

Елена Богомазова

«Дзержинскоее время»

сентябрь, 2011 г.

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ИНТЕРВЬЮ

Интервью с Екатериной Максименко

Интервью с Иваном Никулиным

Интервью с Марией Шиманской

Интервью с Артемом Барановым

Интервью с Артемом Барановым

Людмила Купоросова

Интервью с Валентиной Губкиной

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Андреем Крайнюковым

Интервью с Денисом Мартыновым

Интервью с Зоей Морозовой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Екатериной Рязановой

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Вячеславом Рещиковым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Ларисой Шляндиной

Интервью с Егором Шашиным

Интервью с Михаилом Смоляницким

Интервью с Александром Расевым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Виктором Шрайманом

Интервью с Леонидом Чигиным

Интервью с Михаилом Тяжевым

Интервью с Евгенией Труш

Интервью с Ольгой Герр

Интервью с Николаем Стяжкиным

Интервью с Федором Архиповым

Интервью с Юрием Березой

Интервью с Леонидом Хейфецом

Интервью с Сергеем Стеблюком

Интервью с Юлией Ауг

Интервью с Аманом Кулиевым

К ИСТОРИИ ТЕАТРА

"Истинный Храм искусства"

"Храм искусств"

К 100-летию Нины Конаковой

К 100-летию Филиппа Лещенко

К 100-летию Теодора Лондона

Белла Чуркина

Пишет зритель