Администрация города Дзержинска Нижегородской области
Муниципальное бюджетное учреждение культуры

ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ

Легко по-французски, по-русски - со смыслом

 Отшумел, отыграл, порадовав зрителей и артистов, в Дзержинске 62-й театральный сезон. Главная страничка официального сайта Дзержинского театра драмы сменилась на скромную заставку: "Театральный сезон закрыт. До встречи в октябре!". Режиссер и актеры с головой окунулись в репетиционный процесс, в работу над следующими премьерами. Зрители же отправились ждать этих самых работ, но уже только осенью.
А еще на прошлой неделе зал Драмтеатра с трудом вмещал гостей, пришедших на последний в этом сезоне премьерный спектакль "Месье Амедей", взрывался от аплодисментов и был свидетелем прощальных перед долгой разлукой речей руководителей театра.

Об итогах - только хорошее

Прошедший театральный год стал для дзержинской драмы богатым на премьеры. В репертуаре свое место заняли новые спектакли "Господин Пунтила и его слуга Матти", "Фрегат "Паллада", "Русское лото", "Месье Амедей", сказки "Золотой ключик" и "Снегурушка". Практически каждый из них стал маленькой, или наоборот, большой победой для всего коллектива. Например, над спектаклем "Господин Пунтила и его слуга Матти" работать в качестве художественного руководителя помогал Леонид Хейфец, на постановку "Фрегата "Паллада" театр выиграл грант Министерства культуры РФ, который разыгрывался к 200-летию его автора Ивана Гончарова.
Молодежный спектакль "Блин-2" был отмечен на театральном фестивале в Сарове. То, как публика приняла эту постановку, стало настоящей неожиданностью, вспоминает главный режиссер дзержинского театра Андрей Подскребкин: "Там совсем другие подростки, которые понятия не имеют о проблеме наркомании и никогда не видели зависимых людей. Тем не менее, реакция зрителей была очень хорошей".
Есть что вспомнить и актерам. Татьяна Орлова в результате опроса зрителей стала обладательницей звания "Любимая актриса", причем не только в нашем городе. По итогам анкетирования она набрала наибольшее количество зрительских голосов в Нижегородской области. На различных фестивалях была также отмечена работа молодых актеров. Екатерина Аболдуева получила диплом "Творческая удача" на областном фестивале "Премьеры сезона" за роль телефонистки в спектакле "Господин Пунтила и его слуга Матти". Искренне поздравляем!
По словам заведующего литературной частью Александра Расева, в этом году большой удачей для театра стало участие в работе Приволжского театрального форума, который прошел в Нижнем Новгороде с 13 по 17 мая. Подобные мероприятия - большая редкость. На форум приехали представители более 100 театров Приволжского федерального округа, которые делились опытом, рассказывали о своих достижениях, задавали вопросы, проводили мастер-классы. Причем работа форума проводилась по нескольким секциям, в которых отдельно собирались и обсуждали свои проблемы не только актеры и режиссеры, но и художники-оформители, декораторы, костюмеры, звукорежиссеры, осветители. "Именно наш театр, а не какой-либо другой, в рамках форума пригласили в режиссерскую лабораторию для работы с американским режиссером. Он проводил мастер-классы и похвалил отрывок, который подготовили мы, отметив при этом, что в игре наших артистов "чересчур много судьбы", - рассказывает Андрей Подскребкин.
Словом, год для театра прошел плодотворно, живо и завершился довольно весело.

Смеяться разрешается

Создатели комедии "Месье Амедей" по пьесе французского драматурга Алена Рейно Фуртона, завершившего 62-й театральный сезон, в один голос утверждают, что такого спектакля в репертуаре не было давным-давно, и сейчас самое время вывести на сцену героев современной легкой комедии положений. "Мне кажется, в трудные времена кризиса лучше людей не грузить, а дать им возможность просто отдохнуть", - считает постановщик спектакля Андрей Подскребкин.
Итак, о чем же спектакль? Скромный преподаватель словесности на пенсии Амедей Руссо (Игорь Тарасов) однажды вечером подбирает на дороге девушку сомнительного поведения, спасая ее от преследователя. Добродушный пожилой мужчина не сразу понимает, что Кати (в разных составах ее играют Татьяна Орлова и Юлия Ильина) - представительница древнейшей профессии, а гонится за нею ее сутенер Поло (Олег Рязанов). Совершенно случайно Поло погибает в шкафу месье Амедея. И чтобы избежать "разборок" с его партнерами, хозяину дома, не без подсказки Кати, приходится выдавать себя за главаря мафии.
Спустя некоторое время дом добропорядочного француза превращается в настоящий притон, куда бандиты привозят жертв своих разборок, назначаются "стрелки", проститутки принимают клиентов. Три постоялицы Амедея Кати, Кики (Татьяна Рябова) и Белоснежка (Екатерина Рязанова) вносят сумбур в налаженную жизнь хозяина дома, постоянно затевая ссоры. Его положение усугубляется еще и неожиданным приездом брата - пастора (Валентин Морозов), который случайно пробует наркотики и устраивает в доме настоящий погром. Во всем этом хаосе только, пожалуй, сам Амедей сохраняет человеческое лицо, да еще Кати, которая со временем начинает питать к приютившему ее мужчине самые нежные чувства.
Кстати, месье Амедей, несмотря на свою наивность и добродушие, вовсе не кажется человеком трусливым, слабым. Мало того, рядом с ним даже самые отпетые преступники и распущенные дамы постепенно становятся чуть лучше. Так, бывший подельник Поло Деде (Денис Мартынов), кажется, искренне привязывается к нему. Девочки все же решаются изменить свою жизнь, выйти замуж и стать верными женами. Да и сам Амедей совершает безумный для него поступок - решает "выйти из дела" и уехать на юг страны, забрав с собой Кати. Наверное, в этом и смысл комедии - рядом с чистым человеком сам становишься лучше, и у каждого есть шанс изменить свою жизнь.
Постановка выдержана в традиции комедии положений с элементами черного юмора и фарса. В ней довольно много щекотливых и острых моментов, требующих от актеров большого мастерства и чувства такта. Тема спектакля довольно фривольна и, как отмечает сам режиссер, для него главной задачей при его постановке было избежать пошлости. "Основная трудность и для актеров, и для меня была в том, чтобы все время быть на грани, не отклоняясь ни в ту, ни в другую сторону, - рассказывает Андрей Сергеевич. - Есть такая вещь - умение играть комедию, где-то "плюсовать", где-то наигрывать, брать в союзники зрителя".
И тут же режиссер отмечает, что совсем уж тупого смеха в зале ему бы не хотелось: "Только развлечь зрителя - это, наверное, слишком мало. Хотелось бы, чтобы люди выносили из театра какую-то светлую мысль. Это в традиции русского театра, и, кстати, не в традиции, французского. Как раз там комедия может быть чистой хохмой".
Полагаю, что над каждым словом зритель на этом спектакле действительно хохотать не будет, но если будет смотреть его с юмором и умением ценить актерскую работу, то безусловно получит от него удовольствие.

Марина Ипатова
"Дзержинское время"

ПОД ЗАНАВЕС - ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ

На минувшей неделе Дзержинский театр драмы завершил свой театральный сезон. Причем завершил премьерой совершенно нового для дзержинских театральных подмостков спектакля французского драматурга Алена Рейно-Фуртона "Мсье Амедей". Кстати, эта же пьеса поставлена и будет играться в июне на сцене областного драматического театра нашего города-побратима Гродно. 
Этой французской комедии уже около 10 лет, но вечные темы о добре и зле, о пороке и любви никогда не устаревают. 
Главный герой пьесы мсье Амедей - добропорядочный пенсионер, в прошлом учитель французского языка, волею обстоятельств становится криминальным "авторитетом поневоле". Вереница стремительно разворачивающихся и головокружительных событий привела к тому, что скромного учителя словесности и потомственного интеллигента приняли за преуспевающего сутенера из Колумбии. Дом месье Амедея превращается практически в притон. Но вся эта "дурно пахнущая" история лишь послужила толчком к зарождению трогательных и нежных чувств между "ночной бабочкой" и благовоспитанным буржуа. Как заметил режиссер-постановщик спектакля Андрей Подскребкин, "в этой пьесе легко было скатиться на пошлость, но мы всячески старались уйти от скабрезности и непристойностей, то есть зачастую балансировали на грани". Надо отметить, что это и режиссеру, и актерам удалось. 
Кстати, о последних. Главного героя пьесы, утонченного мсье Амедея сыграл Игорь Тарасов, его возлюбленную Кати - Юлия Ильина. "Жрицы любви", поселившиеся в доме Амедея и вставшие впоследствии на путь исправления, были неожиданно хороши в исполнении Татьяны Рябовой и Екатерины Рязановой
В этой комедии положений с элементами абсурда нашлось место даже пастору, как всегда блистательно сыгранному Валентином Морозовым
Финал пьесы получился, как и полагается комедии, оптимистичным и жизнеутверждающим - злодеи наказаны, мятущиеся души обрели покой и гармонию и, конечно же, венцом всему стала любовь мужчины и женщины. 
"При всей фривольности темы у этой пьесы, - отмечает Андрей Подскребкин, - очень хороший мэссэдж, то есть посыл. Она о том, как можно исправить людей и направить на путь истинный личным примером". 
"Мсье Амедей" стал шестой постановкой Андрея Под-скребкина в Дзержинском драмтеатре. До этого были "Блин-2" А.Слаповского, "Господин Пунтила и его слуга Матти" Б.Брехта, "Снегурушка" М.Бартенева, "Фрегат "Паллада" А.Зубовой по книге Ивана Гончарова и "Русское лото" В.Сигарева. Так уж сложилось, что большинство из них именно комедии, чего, как отмечает сам режиссер, давно не наблюдалось в нашем театре драмы. 
Всего же в нынешнем театральном сезоне в Дзержинском драмтеатре вниманию зрителей было представлено пять премьер. Во-первых, это два новых детских спектакля, что само по себе необычно, -"Золотой ключик" и "Снегурушка, и три постановки для взрослого, думающего, зрителя - "Господин Пунтила и слуга его Матти", "Русское лото" и "Фрегат Паллада". 
И хотя труппа и простилась со своим зрителем до осени, работа театра отнюдь не закончена. Уже в июне начнутся репетиции детского спектакля "Синяя ворона", а в августе режиссер Ю.Береза приступит к постановке музыкального спектакля "За двумя зайцами", которым и откроется новый, 63-й театральный сезон в Дзержинске.

Арина Новикова,
"Дзержинская панорама"