Администрация города Дзержинска Нижегородской области
"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"
"Волшебник Изумрудного города"
"Господин Пунтила и слуга его Матти"
"На всякого мудреца довольно простоты"
"Село Степанчиково и его обитатели"
В канун «дня влюбленных» в Дзержинском театре драмы состоялась долгожданная премьера. Артисты представили истосковавшимся по настоящим спектаклям зрителям постановку Алексея Кузнецова «Ловелас».
Аккурат в канун премьеры учреждениям культуры дали послабление и разрешили заполнять зрительные залы не на 40, а 60 процентов. Места тут же раскупили. Зрительный зал казался полным, несмотря на обязательные свободные кресла для соблюдения безопасной дистанции. Ожидание праздника не портили ни маски, ни верхняя одежда, из-за отсутствия гардероба аккуратно сложенная на стулья прямо в театральном зале.
Зрители ждали сентиментальной комедии с современными включениями и экспериментами традиционными в последнее время для Дзержинского театра драмы. Эксперименты начались еще до начала спектакля. Дуэт разбитных гуляк (Павел Кузубов и Артем Герасимов) что-то праздновал прямо на сцене, лихо распевая довольно известную в молодежной среде песню «Окурки» группы «Радиопомехи». Нестандартный трек в нескольких исполнительских интерпретациях позднее не раз прозвучит в разных сценах спектакля. А пока «главный режиссер», он же Иван Никулин, гонит взашей нарушителей порядка, отдает последние театральные распоряжения и командует начало театральному действу.
Пьеса «Ловелас» принадлежит перу известного современного театрального критика Валерия Семеновского. Внимательный зритель помнит, что несколько лет назад Дзержинский театр драмы обращался к творчеству этого талантливого и неординарного драматурга. Тогда мы наблюдали на дзержинской сцене «Жизнь артиста» - пронзительный спектакль о ценности человеческих отношений, переживаниях творческой личности, месте маленького скромного человека в огромном мятущемся мире.
«Ловелас», за постановку которого взялся молодой дзержинский актер Алексей Кузнецов, тоже не чужд этих вопросов. С той только разницей, что на этот раз во главу угла поставлены два робких, но искренне любящих, нежно заботящихся друг о друге человека: Макар Девушкин (Артем Баранов) и Варенька Доброселова (Екатерина Максименко) – герои известного произведения Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Ежедневно по мере своих сил и возможностей они стараются скрасить жизнь друг друга, сохраняя в чистоте и большой нежности свои отношения.
Но так ли уж интересны все эти сентиментальные «сюсюканья» современному зрителю? Автор, а вслед за ним, и Иван Никулин, играющий то режиссера спектакля, то нахрапистого Вариного жениха, то бестолково-смешную старушку-служанку, откровенно хихикают над устаревшим слогом, обращаясь к зрителю с вопросом: «Ну кто сегодня так пишет? Была бы моя воля, запретил!». Обращения к зрителю не так уж и редки в этом спектакле. Макар Девушкин спрашивает у зала разрешения позвать к себе друзей на застолье, наглый и самоуверенный Варин жених ищет поддержки у зала в момент собственного оправдания, главные герои, отправляясь по ходу действа в свой собственный «питерский театр», усаживаются в первые зрительные ряды, наконец, спектакль может внезапно остановиться, и тогда все сидящие в зале становятся невольными соучастниками внутренней театральной кухни.
Все это не просто включает зрителей в происходящее вокруг, но делает их прямыми собеседниками, соучастниками постановки, критиками давным-давно устаревших и ставших шаблонными классических постановок, норм морали и даже судьями главных героев.
Постмодернисты (а спектакль заявлен именно, как постмодернистский) такое могут себе позволить – обсуждать и предавать насмешке все, что было написано до них. Вот почему Варенька и Макар часто читают, обсуждают и примеряют на себя образы «Станционного смотрителя» Пушкина, в спектакль включены отрывки из «Женитьбы» Гоголя, постоянно встречаются отсылки к крылатым фразам прошлого и современности. Здесь много иронии, смешения жанров и временных линий.
При этом артистам и режиссеру удалось удержать спектакль от фантасмагории. Повествование выстроено очень стройно, и зрители ни на минуту не упускают из виду главных героев и то, что с ними происходит. Несмотря на шутки, комические ситуации, присутствующие в спектакле, в конечном итоге на первый план выходит трагедия двух маленьких, бедных людей, затерянных в огромном, вечно сыром Петербурге.
Сентиментальная и пронзительная нотка любви, едва слышная в самом начале, постепенно набирает силу и звучит в конце в полный голос: неужели, если человек беден, ему не по карману ни честь, ни любовь, ни достоинство? Самопожертвование, на которое герои готовы идти друг ради друга, трогает до глубины души.
Любопытно, что мнения зрителей по окончании спектакля разделились поровну. Те, кто ждал легких «амуров» в стиле современных шоу, оказался не готов к серьезному разговору. Зато те, кто любит в театре не только яркое зрелище, но и умение артистов затронуть самые потаенные струны человеческой души, были в восторге. Тем более, что игра актеров была действительно на высоте. Многие отметили интересную игру художника с пространством, когда одна и та же ширма в течение спектакля превращалась то в две крошечные комнатки двух героев, то в гостиную, то ширму театрального балагана, то замкнутый круг, из которого не выбраться.
Так стоит ли идти на «Ловеласа»? Однозначно стоит! Спектакль неоднозначный, но сильный, глубокий и интересный. Такие долго обсуждают, к ним возвращаются, о них спорят, их вспоминают.
Впрочем, возможно, это всего лишь одна из субъективных точек зрения на состоявшуюся премьеру. Справедлива ли она, вы можете убедиться совсем скоро – ближайшие показы спектакля намечены на 28 февраля и 6 марта. Приходите, смотрите и обсуждайте. Постмодернисты это любят.
Фото администрация г. Дзержинска
Представьте: вы пришли в театр, а на сцене – спектакль про то, как режиссер ставит спектакль, и по ходу пьесы герои этой постановки тоже идут в театр и смотрят спектакль! Вот такая многоплановость, параллельность миров, переплетение игры и жизни, путаница смыслов, цитаты и аллюзии ждали нас на сентиментальной комедии «Ловелас» в Дзержинском театре драмы 13 февраля. Режиссер той пьесы, которую репетировали на сцене, сразу призвал зрителей не искать в ней смысл. Действительно, вместо этого можно было наслаждаться потрясающей игрой актеров (на сцене их всего 3, но скольких персонажей они сыграли за 2 часа!), угадывать фразы из классики, иногда даже смеяться. Ведь в афише заявлено, что это – комедия! Но в основе спектакля – пьеса по мотивам романа Достоевского «Бедные люди». Это роман в письмах. Ну а уж где Федор Михайлович, там и вовсе не до смеха… И да, если в первом акте на первом плане все же была игра в театр, то во втором действии на сцену будто вышел сам Достоевский, со всеми его мытарствами, болями и думами. Про бедных людей, про униженных и оскорбленных, про идиотов и тварей дрожащих…
Итак, как следует из афиши, в основе «Ловеласа» - постмодернистская пьеса Валерия Семеновского, написанная по мотивам "Бедных людей" Фёдора Достоевского. Это «головокружительный коллаж из произведений Достоевского, Гоголя, Пушкина и современных рок-музыкантов; игра смыслов и образов, рождённая на стыке ассоциаций, в которую вовлечён каждый зритель; мировоззренческие размышления, приправленные тонкой иронией, и связь времён. Интеллектуальный, гротескный и невероятно эмоциональный спектакль». Все так. Ни убавить ни прибавить. Весьма трудный для восприятия и понимания спектакль. Для умного и начитанного зрителя. На грани литературы и театра. Пиршество театра! Игра! Не люблю спойлеры, но скажу: берите билеты на передние ряды, окажетесь невольными участниками спектакля. Вообще, спектакль начинается на сцене еще до того, как прозвучит третий звонок. Занавес закрыт, но на авансцене уже работают звукорежиссеры и слышно гитару и песню. Это, как потом окажется, музицируют «Карамазовы»… Потом из зала на сцену мимо зрителей идет человек-театр Иван Никулин, мимоходом здоровается со зрителями, шугает Карамазовых, выдает костюмы Вареньке и Макару. Сейчас он – режиссер. А потом он же воплощает на сцене фантомы из писем и воспоминаний главных героев. Он же играет тот театр, в который дважды придет Варенька. И он же – одновременно Медный Всадник и Петрушка… запутанно? Сложно? Это нужно видеть! Прийти и посмотреть, поучаствовать. Хотя… После премьеры нашлись зрители, которые шли и рассуждали, что «не надо мешать кислое с пресным». Не согласна! Нет в «Ловеласе» пресного. Там есть приторно-сладкое, но больше горького…
На афише спектакля стоит гриф «14+». Честно признаюсь – не согласна. Во-первых, чтобы понять (и даже чтобы посмеяться), нужно иметь большой запас прочитанной классики. Вообще, повторюсь, спектакль для умных и начитанных зрителей. Хотя, с другой стороны, возможно именно после «Ловеласа» школьники захотят прочесть первоисточник – роман в письмах Достоевского «Бедные люди». Ведь это, если отбросить социальную составляющую, несчастная история любви Макара и Вареньки, годная, пожалуй, и для современного сериала. А возможно, подростки возьмутся и за Пушкина с Гоголем и другие книжки, названия или фразы из которых услышат со сцены… Кстати, вместо антракта в спектакле есть динамическая пауза. Заполняют ее все те же «Карамазовы», которые по ходу пьесы носят реквизит, а сейчас поют для зрителей рок. Пожалуй, «Ловелас» на сегодня самый необычный спектакль в нашей драме. Очень живой и провокационный. Желаем ему долгих лет на сцене!
Анна Фильцова
Интервью с Екатериной Максименко
Интервью с Валентиной Губкиной
Интервью с Андреем Крайнюковым
Интервью с Екатериной Рязановой
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Вячеславом Рещиковым
Интервью с Михаилом Смоляницким
Интервью с Александром Расевым
Интервью с Валентином Морозовым
Интервью с Валентином Морозовым