Администрация города Дзержинска Нижегородской области

ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ    Твиттер Livejournal Youtube

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ

"Ассакамури"

"Волшебник Изумрудного города"

"Дикарь"

"Дядюшкин сон"

"Дядюшкин сон"

"Искусство жениться"

"Квадратура круга"

"Кот в сапогах"

"Мой друг Винни-Пух"

"Ночь перед Рождеством"

"Ревизор"

"Ревнивец"

"Самоубийца"

"Сарший сын"

"Стеклянный зверинец"

"Странный отель для нежных сердец"

"Тётки"

"Тринадцатая звезда"

"Царевна-лягушка"

"Я тебя никогда не прощу"

ИНТЕРВЬЮ

Людмила Купоросова

Интервью с Валентиной Губукиной

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Андреем Крайнюковым

Интервью с Денисом Мартыновым

Интервью с Зоей Морозовой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Вячеславом Рещиковым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Ларисой Шляндиной

Интервью с Егором Шашиным

Интервью с Михаилом Смоляницким

Интервью с Александром Расевым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Виктором Шрайманом

Интервью с Леонидом Чигиным

Интервью с Михаилом Тяжевым

Интервью с Евгенией Труш

Интервью с Ольгой Герр

Интервью с Николаем Стяжкиным

Интервью с Федором Архиповым

Интервью с Юрием Березой

Интервью с Леонидом Хейфецом

Интервью с Сергеем Стеблюком

Интервью с Юлией Ауг

Интервью с Аманом Кулиевым

Все мы немножко кролики

На молодежный спектакль-притчу «Тринадцатая звезда» я шла с тяжелым сердцем. И хотя заранее познакомилась с пьесой Виктора Ольшанского, боялась. Ведь современных школьников принято развлекать, но увидеть на сцене подобие боевика очень не хотелось. Хотя спектакль, казалось бы, к этому располагает, ведь дело происходит в Америке, и потому у режиссера был соблазн сделать из пьесы не драму, а, скажем, вестерн. Не хотелось вместо серьезной постановки увидеть и слезливую историю, похожую на сказку. Тревожно было еще и от того, что большинство ролей в спектакле досталось молодежи (из «старичков» здесь только Валентина Губкина, Валентин Морозов и Вячеслав Рещиков. И речь, конечно, не о возрасте...). Но опасалась, как оказалось, зря.

Действие притчи происходит в загоне скакового клуба. Здесь на диких когда-то кроликах тренируют гончих собак. Каждый раз игра идет не на жизнь, а на смерть - таковы правило. Скаковой клуб зарабатывает на кроликах большие деньги: ведь люди любят жестокие игры. А кролики не могут не бежать - каждый хочет остаться живым. Но удается это, конечно, не каждому...

Джеку (Вячеслав Рещиков) везет. Он самый быстрый кролик в загоне, одержавший уже двенадцать побед. Он может обрести долгожданную свободу, если победит в финальном забеге и получит тринадцатую звезду. Но тогда скаковой клуб останется без лучшего, самого дорогого кролика. Променять свободу на жизнь в загоне по собственной воле Джек, конечно, не согласится - он всю жизнь мечтал вернуться на волю, и это давало ему силы ждать и стремиться к своей тринадцатой, счастливой звезде. А вот если его обмануть, подставить, то сделать это вполне возможно. На такую подлость решается надзиратель Слаймен (Артем Баранов), а в напарники себе берет не кого-нибудь, а Громилу - того, кого Джек считает своим другом, не подозревая даже, на какое предательство тот способен...

И тут становится понятно, что забег ценою в жизнь - это, возможно, не самое страшное. Гораздо страшнее предательство тех, кого любишь, подлость друзей, их трусость, боязнь прийти но помощь, жестокость тех, от кого зависит жизнь.

Автор рассказов, которые легли в основу постановки, Эрнест Сетон-Томпсон вместе с автором пьесы В. Ольшанским (и теперь вот Андреем Подскребкиным), дают зрителям понять, что жизнь - это зачастую тот же жестокий бой без правил. Победить в котором, да нет, больше - выжить, может только любовь. Нет любви - и тебе не нужна свобода (так, от жизни но воле отказывается кролик Громила (Иван Никулин), который считает, что кормежки лучше, чем в за гоне, все равно не найти). А когда любишь, даже с жизнью в неволе можно смириться. Любовь предпочитает свободе крольчиха Ясноглозка (Мария Шиманская), которая остается в загоне вместе с Громилой несмотря на то, что у нее есть возможность убежать из ненавистной тюрьмы. От жизни на воле отказывается и опытная крольчиха Вислоухая (Валентина Губкина). Кому бы, казалось, кок не ей, стремиться к свободе. Но сила материнской любви (а ведь именно такой любовью любит своих учеников Вислоухая) сильнее чувства самосохранения. А потому остается в загоне и она - ведь с уходом Джека и его хозяина Мики Ду (Валентин Морозов) бега, а значит, и игры с кроличьими жизнями, не кончатся и ей предстоит «вскормить» и научить бегать еще не одного кролика. Научить бегать так, как она научила Джека. И тогда, возможно, еще один счастливчик получит тринадцатую звезду и обретет свободу...

Загон - это хорошая школа жизни. Но предугадать, кого она сделает из тебя, невозможно. Может, научишься хитрить и, благодаря этому, спасешь свою шкуру, но так и останешься «тварью дрожащей». А может, поборов себя, преодолев робость, сумеешь защитить того, кто в этом нуждается (как это сделал трусоватый поначалу Пушок (Станислав Волченков), и станешь свободным.

Спектакль «Тринадцатая звезда» драмтеатр хоть и адресовал школьникам, детским назвать трудно. И даже то, что главными героями постановки являются кролики, не делает постановку сказкой. Это и правда притча, в pressa которой, как и предполагает жанр, повествование о первоосновах человеческого существования, о вечных ценностях. А значит, о дружбе и предательстве - о том, что заставляет людей совершать подвиги и подлости, хранить верность тому, кого любишь, или только притворяться другом, искать свободы или предпочесть кандалы... Такой человеческой жизнью живут все герои Э. Сетона-Томпсона, и персонажи «Тринадцатой звезды» тоже. Прав был Маяковский: «Каждый из нас по-своему лошадь». Прав был Сетон-Томпсон, сравнивая людей с кроликами.

Видимо, поэтому, когда смотришь спектакль, забываешь, что главные герои, все, кого ты видишь на сцене, - не люди, а кролики. Создается впечатление, что каждый «ушастый» тебе знаком, каждого из них ты уже видел - один очень похож на твоего друга, вот тот точная твоя копия, а вот с таким трусоватым подлецом ты тоже знаком, но, не дай Бог, встретиться с ним еще раз...

Даже не знаю, кто больше «виноват» в том, что постановка получилась такой «пробивной». Эрнест ли Сетон-Томпсон, который так хорошо разбирался в людях, что писал рассказы о животных, или Виктор Ольшанский, написавший по его произведениям пьесу про «Джека Боевого Конька», или главный режиссер Дзержинской драмы Андрей Подскребкин, который сделал, без преувеличения, правильный выбор и живой спектакль... Который попал прямо в сердце..

После спектакля мы побеседовали с режиссером-постановщиком «Тринадцатой звезды» Андреем Подскребкиным и исполнительницей роли Вислоухой, заслуженной артисткой России Валентиной Губкиной.

B.А.Губкина:

- Когда я впервые прочла пьесу Ольшанского, то, если честно, насторожилась от того, что нам придется играть кроликов. Еще в этом что-то от детской сказки. А когда начали работать над постановкой, стало понятно, что вещь эта более серьезная и глубокая, а совсем-совсем не детская. И мне это понравилось - с детьми надо разговаривать по-взрослому, на взрослые темы.

- Валентина Алексеевна, но вы наверняка слышали, как вели себя школьники в зале, было такое ощущение, что им сложно воспринимать, то, что происходит на сцене...

- Дети есть дети. Не все взрослые умеют подобающе вести себя в театре, а что уж говорить о детях. Я слышала, как они пытались «отхихикаться», когда им было страшно, или тогда, когда герои объяснялись друг другу в любви. Думаю, тем самым они скрывали свое смущение. Возможно, они не уловили каких-то тонкостей во взаимоотношениях между героями, но задуматься их спектакль заставил точно.

А. С. Подскребкин:

- Возраст, на который рассчитан спектакль «Тринадцатая звезда», - это 13-15 лет. Самый трудный возраст, когда ребенок уже чувствует себя взрослым, но принимать взвешенные решения еще не способен. Подросток в этом возрасте не способен, возможно, осмыслить, «переварить», понять взрослой жизни, но он должен знать о том, что все далеко не так «розово» и весело, как он себе представляет... Это тот возраст, когда ребенок способен задумываться о каких-то глубоких вещах и ему нужно давать возможность делать это.

«Тринадцатую звезду» притчей мы назвали недаром, это взрослая сказка, которая заставляет задуматься: кто же мы все-таки, люди или звери? В спектакле речь идет о кроликах, но цель одно - показать, что значит быть настоящим человеком. Причем рассказать об этом без заигрываний - поговорить серьезно, как взрослый со взрослым.

Другой вопрос, что коллективные, школьные походы в театр обычно не приносят результата. Тем более сегодняшние школьники воспитаны телевизором, поэтому и в театре они ведут себя так, как в кино, - переговариваются, едят, смеются. Им трудно общаться с театром... Мы стараемся научить их, если не разговаривать, то хотя бы понимать язык искусства.

Елена Богомазова

«Дзержинскоее время»

сентябрь, 2011 г.

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ
ПРОШЛЫХ ЛЕТ

"Алые паруса"

"Баллада о матери"

"Бенефис 2010 г."

"Бенефис 2011 г."

"Блин-2"

"Вечер"

"Господин Пунтила и слуга его Матти"

"Гроза"

"Гроза"

"Двенадцатая ночь"

"Жестокие игры"

"Жизнь артиста"

"За двумя зайцами"

"Затейник"

"Золотой ключик"

"Любишь - не любишь"

"Месье Амедей"

"На всякого мудреца довольно простоты"

"Ромео и Джульетта"

"Русское лото"

"Рядовые"

"Село Степанчиково и его обитатели"

"Семья с мешком чертей"

"Синяя ворона"

"Сирано де Бержерак"

"Таланты и покойники"

"Тринадцатая звезда"

"Фрегат "Паллада"

"Шум за сценой"

К ИСТОРИИ ТЕАТРА

"Истинный Храм искусства"

"Храм искусств"

К 100-летию Нины Конаковой

К 100-летию Филиппа Лещенко

К 100-летию Теодора Лондона

Белла Чуркина

Пишет зритель